Слайд 1Стихи, рожденные войной…
Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ
«Лицей№9» г. Оренбурга
Шаблон презентации: Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21 г. Иваново
Слайд 2Вот уж даль дневную
Окрасил вечерний свет…
Что же меня волнуют
Песни военных
лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя
Хочется слушать
мне.
М.Матусовский
Слайд 3Цена победы
В годы войны на территории нашей страны фашистами было
разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, более 70 тыс.
сёл и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек. Советский Союз на долгом пути к Берлину потерял 26,5 миллионов человек.
Слайд 4
В годы военных испытаний
1215 писателей ушли воевать с врагом,
более
400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины
и стран Европы от фашистского рабства.
Цена победы
Слайд 5Военная действительность начальной поры потребовала от литературы, в особенности в
первые месяцы, по преимуществу агитационно-плакатных слов — ударных, открытых, публицистически-целенаправленных.
Поистине стихи, по завету Вл. Маяковского, были приравнены «к штыку».
Слайд 6«Литература, в том числе и поэзия, очень долго работала почти
исключительно, так сказать, на двух красках: белой и чёрной, без
полутонов, потому что лишь два чувства владели тогда поэтом — любовь и ненависть. В соответствии с этим душевным (и эстетическим) настроением, впервые с большой силой выразившимся в песне Вас. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война», быстро сформировался тот отмеченный заметным своеобразием призывно-агитационный колорит стихотворной публицистической речи, что впоследствии был даже назван «стилем 1941 года».
Слайд 7Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою
ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.
В.И.Лебедев-Кумач
Слайд 8Стихотворения публицистико-призывного характера, носившие поначалу несколько общий характер чисто агитационно-пропагандистского
свойства, начали постепенно по ходу войны и накопления живых наблюдений
всё интенсивнее вбирать в себя конкретные факты, дольше и подробнее останавливаться на героических событиях войны, на отдельных характерах и т. д
Слайд 9Наряду с плакатными стихами уже в первые недели и месяцы
войны появились многочисленные пейзажные стихотворения, взывающие к самым сокровенным национальным
чувствам, преисполненные в лучших своих образцах широкого географического и временного пространства. Среди такого рода произведений широкую известность приобрело стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».
Слайд 10Образ Родины становится в стихах поэтов конкретнее, автобиографичнее, а значит,
и лиричнее. Сделались, например, популярными строчки Симонова о «клочке земли»,
припавшем «к трем березам». Взор художника продолжительнее и пристальнее вглядывается в многочисленные подробности, из которых с закономерной постепенностью формируется чувство патриотизма. Поэтическое зрение, одним словом, стало более внимательным к подробностям родной земли, к «малой родине», которая, как известно, впервые дает жизнь гражданскому сознанию и чувству.
Слайд 11Образная символика и трагедийность, «концентрированный» реализм изображения, стремление идти от
сердца к сердцу с помощью простых, задушевных и, если надо,
«прямых» и «страшных» слов — вот некоторые тождества, переклички и знаменательные совпадения, которые можно обнаружить у самых разных художников Великой Отечественной войны.
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех людей, что рвутся на восток
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?
Сурков
Слайд 12В лирических песнях («В прифронтовом лесу», «Огонек»), Исаковский сосредотачивался сердцем
и словом на тех минутах, пусть иллюзорного, но все же
отдыха и душевного затишья, какие случаются и у труженика войны. Эти произведения возвращают лирического героя к его оставленному дому, любимой, детям, матери, но и их внутренняя «сверхзадача» заключается для Исаковского в том, чтобы, напомнив о мирном счастье и любви, семейном очаге и родной пашне, укрепить волю, подготовить к предстоящему бою — к бою за пашню, за очаг, за любовь.
Так что ж, друзья, коль наш черед, —
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрет,
Не задрожит рука…
Слайд 13Мгновенный и всеобщий успех некоторых лирических стихотворений (в особенности «Землянки»,
положенной на музыку композитором К. Листовым, и «Жди меня» К.
Симонова) показал, насколько велика была в народе потребность в задушевном лирическом слове. А. Сурков в своем стихотворном послании Софье Кревс и К. Симонов в письме – заклинании, адресованном Валентине Серовой, обращались не только к своим любимым, но как бы ко всем любимым вообще.
Слайд 14С ходом войны стала все яснее вырисовываться еще одна характерная
особенность лирики тех лет: она все чаще и охотнее стала
вбирать в себя большой и напряженный мир философских раздумий, все чаще стала прибегать к таким приемам лирической типизации, которые приближались к символу или аллегории.
Взглянул солдат вокруг окопа:
в траве земля, в дыму трава.
Пред гребнем бруствера — Европа,
за гранью траверза — Москва.
Недогонов
Слайд 15Усилившееся внимание поэзии к большому понятию времени — к будущему
и к прошлому – свидетельствовало о стремлении понять в общей
цепи исторических перемен свое настоящее. Что такое сегодняшняя война? Эпизод ли она в пестрой веренице бесконечных исторических событий, или она действительно великая война, тот «последний и решительный бой», о котором пелось в гимне?
Слайд 16В лирике военных лет можно выделить три основные группы стихов:
собственно лирическая (ода, элегия, песня), сатирическая (надписи под карикатурой, басня),
лиро-эпическая (баллады, поэмы).
Ода: М.Исаковский «Наказ сыну», П.Антокольский «Мщение», Д.Бедный «1942».
Элегия: А.Твардовский «Я убит поло Ржевом», К.Симонов «Жди меня».
Песня: В.Лебедев-Кумач «Священная война», А.Сурков «Песня смелых», А.Фатьянов «Соловьи» А.Сурков «В землянке», М.Исаковский «Огонек».
Слайд 17Вывод:
Лирика военных лет отражала богатый и многогранный внутренний мир советского
человека, в сознании которого неразрывно сплелись воедино высокие гражданские чувства
и интимные переживания, представление о личном счастье и о счастье своей Отчизны. Участие в борьбе да высокие гуманистические идеалы не обеднило, не ожесточило, а наоборот, обогатило души советских воинов, принесших свободу угнетенным народам Европы.