Слайд 1Стиль родительских отношений и его влияние на развитие ребенка
Королева Александра
Федоровна
психолог, педагог, руководитель психологического
центра «Эмпатия»
Слайд 2Семья – это первая общественная ступень в жизни человека
Под руководством
родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об
окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе
Слайд 3То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется
в течение всей последующей жизни
Слайд 4В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:
как источник эмоционального
тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и
беспомощным;
как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств;
как старший друг и советчик, которому можно доверять
Слайд 5Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть
различным воспитательным потенциалом.
От этого потенциала и зависят результаты воспитания
Слайд 6Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные
детско-родительские отношения
Слайд 7В каждой семье складывается определенная система воспитания
Система воспитания – это
целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств
и умений у детей
Слайд 8Существует 3 основных стиля воспитания:
авторитарный
демократичный
либеральный
Слайд 9Авторитарный стиль воспитания
Родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле
и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов
Слайд 10Демократичный стиль воспитания
Родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают
их интересы и желания, доверяют своему ребенку
Слайд 11Либеральный стиль воспитания
Ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает
запретов и ограничений со стороны родителей
Слайд 12Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:
откажитесь от приказов, угроз
и физического наказания
не предъявляйте ребенку завышенных требований
замените приказы и требования,
просьбами и предложениями
учитывайте интересы и желания ребенка
будьте немного уступчивее по отношению к ребенку
не ограничивайте самостоятельность ребенка
поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения
Слайд 13Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:
уделяйте больше внимания воспитанию
своих детей
интересуйтесь их проблемами и успехами
оказывайте ребенку помощь в преодолении
трудностей и решении проблем
чаще контролируйте поведение ребенка
создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия
Слайд 14Семья способствует формированию гармонически развитой личности ребенка
Сила влияния семьи в
том, что оно осуществляется постоянно, длительное время, в самых различных
условиях и ситуациях. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться.
Слайд 15Выделяют следующие основные типы воспитания:
эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль
поведения родителей)
концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения):
семья существует ради ребенка
эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения)
Слайд 16Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:
1. «Внешне спокойная семья»
В этой
семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения
ее членов упорядочены и согласованы. Однако за благополучным «фасадом» скрываются длительно сильно подавляемые чувства друг к другу
Слайд 17Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:
2. «Вулканическая семья»
В этой семье
отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся,
чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искренне и нежно
Слайд 18Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:
3. «Семья-санаторий»
Это характерный тип семейной
дисгармонии. Поведение супругов принимает вид «курорта», усилия затрачиваются на своеобразное
коллективное самоограничение. Супруги все время проводят вместе и стараются удержать около себя детей
Слайд 19Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:
4. «Семья-крепость»
Для такого типа характерна
ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями
Слайд 20Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:
5. «Семья-театр»
В таких семьях стабильность
удерживается путем специфического «театрализованного образа жизни». В центре внимания такой
семьи всегда заключены игра и эффект
Слайд 21Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:
6. «Семья - третий лишний»
Возникает
в тех случаях, когда личностные особенности супругов, стиль их взаимодействия
составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью
Слайд 22Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:
7. Семья с «кумиром»
Возникает тогда,
когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать
родителей друг с другом. Ребенок оказывается центром семьи
Слайд 23Классификация неблагоприятных типов отношений в семье:
8. «Семья-маскарад»
Порождается несогласованностью жизненных целей
и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты непоследовательности, и мир
для ребенка предстает разным, порой с противоречивыми сторонами
Слайд 24Необходимые условия воспитания ребенка в семье:
семейная атмосфера
любовь родителей к ребенку
условие –
рационально использованный быт, режим жизни ребенка в семье
авторитет родителей –
влияние отца и матери на детей
Слайд 25Задачи семьи и семейного воспитания:
1) создать максимальные условия для роста и
развития ребенка;
2) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
3) передать опыт создания и
сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я»
Слайд 26Семейные принципы:
1) гуманность и милосердие к растущему человеку;
2) вовлечение детей в жизнедеятельность
семьи как ее равноправных членов;
3) открытость и доверительность отношений с детьми;
4) оптимистичность
взаимоотношений в семье;
5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.