Слайд 1Стилистическое использование параллельных синтаксических конструкций
Варианты управления
Слайд 2Проверка домашнего задания
Упр. 293. Укажите ошибки в употреблении неспрягаемых форм
глагола (немотивированное использование причастий, деепричастий, неправильное их образование).
Титов, рискуя
жизнью, спасший шахту от катастрофы, ставший писателем, тоже является наследником Корчагина.
2. Освещаемая вражескими прожекторами, под ливнем пулеметных очередей, среди взрывов, вперед ринулась штурмовая колонна.
3. Утром пассажиры и летчики, частично обмороженные, спасатели на вертолетах были доставлены в город.
4. Особое внимание нужно уделить имевшимся недостаткам в вопросах качества консервов и колбасных изделий.
Слайд 3Проверка домашнего задания
Упр. 294. Проанализируйте выражение залоговых значений в причастиях;
устраните ошибки в их образовании и употреблении. Отредактируйте предложения.
У
этого ансамбля есть и фольклор, и ультрасовременная певческая манера, но, главное, есть мысль, прослеживающаяся буквально по всем направлениям.
Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающегося на киностудии «Мосфильм».
Когда год спустя я стоял перед этой картиной в подвале, то эпоха та казалась мне совсем туманной и давно вдавшейся в глубь веков.
Слайд 4Проверка домашнего задания
Упр., 297 В предложениях определите субъект действия для
сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чем состоят ошибки в
построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения.
Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени.
Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты.
Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.
Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль.
Так, готовясь к походу, проходили дни.
Опустив удильник, блесна с более утолщенным слоем олова не падает отвесно, а уходит в сторону.
Слайд 5Проверка домашнего задания
Упр. 347. Назовите ошибки, возникшие при употреблении причастных
оборотов. Отредактируйте предложения, используя параллельные синтаксические конструкции.
Приведенные факты в докладе
свидетельствуют о больших успехах медицинской науки.
Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.
В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм».
Слайд 6Упр.350. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов, отредактируйте предложения, используя
параллельные синтаксические конструкции.
Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на
причалах Нижнего Новгорода.
Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путем наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.
Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду.
Слайд 7Стилистические средства синтаксиса–
синтаксические единицы, которые отличаются сильной эмоциональностью и
экспрессивностью
синтаксические единицы, которые характеризуются функциональной ограниченностью
Слайд 8синтаксические единицы, которые отличаются сильной эмоциональностью и экспрессивностью
предложения, различные по
цели высказывания; полные предложения как признаки книжных стилей: Как прекрасен
этот мир! Какой русский не любит быстрой езды?(Н.В.Гоголь)
полные предложения, являющиеся признаком книжно -письменной интеллектуальной речи : Социальная значимость языка проявляется в двух аспектах.
неполные предложения, свойственные устной речи, а также художественной и публицистической речи: Смеркается. Что посеешь, то пожнешь.
Слайд 9синтаксические единицы, которые характеризуются функциональной ограниченностью
научный стиль: причастный и деепричастный
оборот, «расщепление сказуемого», вводные слова и конструкции и др.;
разговорный стиль:
неполные синтаксические конструкции; междометия, простые сказуемые и др.;
художественный стиль: парцелляция, анафора, эпифора, градация, повтор и т.д.
Слайд 10Синтаксические синонимы
сходные по семантике или обладающие близким значением предложения, которые
различаются синтаксической структурой и стилистическими оттенками
Слайд 11Односоставные предложения
1. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем
в копны свежие
2. Что новенького в газетах пишут? (М.Шолохов.)
Двусоставные предложения
1.
Я знаю, ты выйдешь...
2. Что новенького пишут газеты?
Синтаксические синонимы
Слайд 12
Параллельные синтаксические конструкции должны употребляться с учетом
их семантических и стилистических особенностей, ролью в общей структуре текста,
и было бы заблуждением считать их равноценными и взаимозаменяемыми
(И.Б.Голуб)
Слайд 13
Автор ознакомился с отзывом, написанным рецензентом.
(книжн.)
Автор ознакомился с отзывом, который написал рецензент.
(общеупотр.)
Параллельные конструкции
Слайд 14Управление
Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое
слово ставится в определенной падежной форме (без предлога или с
предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова, например: читать письмо, интересоваться искусством, любовь к родине
(Н.С. Валгина)
Слайд 15Управление
Упражнение 333 (И.Б.Голуб). Укажите смысловые и стилистические различия приведенных словосочетаний.
У
дома - при доме - вблизи дома - подле дома
- около дома.
Картины развешаны на стенах - по стенам.
Спускаться с лестницы - по лестнице.
В Сибири - в Украине - на Кавказе - на Урале.
Ехал в поезде - на поезде.
Идти полем - по полю.
Вернулся из Крыма - с Кавказа.
Прослыл болтуном - прослыл за болтуна.
Работать вечерами - работать по вечерам.
Пошла за грибами - пошла по грибы.
Слайд 16Упражнение 335. Проанализируйте выбор падежной формы дополнения при глаголах с
отрицанием.
Жалею, что ты вместе со мною не видел великолепную цепь
гор (П.).
Так как ваш рассказ вы не прислали мне, судить о достоинствах или недостатках его я, разумеется, не могу (М. Г.).
Никогда я ваши морозы не любил.
Он не оставит Петрушу своими милостями (П.).
Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
Обед она вам не сварила... Это верно (И. Павл.).
А море я и не люблю (Софр.).
Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда (Остр.).
Слайд 179. Она не признает эту интриганку своей дочерью.
10. Женя
шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть
на небо, чтобы не видеть падающих звезд, которые почему-то пугали ее (Ч.).
11. До вас никто еще этого браслета не надевал (Купр.).
12. Мы не имеем права недооценивать опасности терактов (из газ.).
13. Весь день было неприятное чувство, будто он что-то недосказал, что-то недоделал (Добр.).
14. Она не могла слышать его грустного голоса, не могла видеть его тоски и страданий.
15. Басни Крылова дойдут до потомства и никогда не потеряют в нем своей силы и свежести.
Слайд 18Неотредактированный текст
Егор рассказал, какими докучливыми бывают бураны
в их местности, как ему, который остался без отца на
десятом году, приходилось расчищать сугробы, которые часто забивали выход из избы вровень с крышей.
Отредактированный текст
Егор рассказал, какими докучливыми бывают в их местности бураны, как ему, оставшемуся без отца на десятом году, приходилось расчищать сугробы, забивавшие выход из дома.
Редактирование