Слайд 2Стратегическое управление
Стратегическое управление организацией состоит из 5-ти основных этапов
планирования:
1. Формирование видения, миссии, целей;
2. Стратегический анализ.
3. Стратегический выбор.
4.
Реализация стратегии.
5. Контроль, оценка результатов деятельности и введение корректирующих действий.
Слайд 3Стратегический анализ
Этап стратегического анализа в системе стратегического управления включает в
себя:
анализ внешней среды;
анализ внутренней среды.
Слайд 4Стратегическийанализ
Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и
учет, производство (процесс оказания услуг), персонал, организация управления.
Слайд 5При анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, социальные, международные факторы,
а также факторы конкуренции.
При этом внешнее окружение делят на
два компонента: непосредственное окружение (среда прямого воздействия - микросреда) и макроокружение (среда косвенного воздействия - макросреда).
Слайд 6Анализ внешней среды
Основное назначение анализа внешней среды - выявить и
уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для организации в
будущем, с тем, чтобы правильно определить стратегию и общую политику организации.
Слайд 7Анализ внешней среды
Для анализа внешней среды используют методы PEST –
анализа, SWOT-анализа.
PEST-анализ помогает увидеть картину внешнего окружения организации, выделить наиболее
важные факторы .
Слайд 8Анализ внешней среды
Внешний анализ является частью SWOT-анализа. SWOT - это
аббревиатура четырех английских слов:
S - Strengths (сильные стороны);
W
- Weaknesses (слабые стороны);
О - Opportunities (возможности);
Т - Threats (угрозы).
Слайд 9Анализ внешней среды
Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней
среды, которые могут привести к повышению эффективности деятельности организации, например:
благоприятная демографическая ситуация,
расширение социального партнерства школы,
разработка новых программ дополнительного образования учащихся,
дальнейшее развитие своего позитивного имиджа в местном сообществе и др.
Слайд 10Анализ внешней среды
Угрозы - это отрицательные тенденции и явления, которые
способны при отсутствии соответствующей реакции организации ослабить ее конкурентный статус.
К числу угроз, например, можно отнести:
неблагоприятные демографические изменения,
недостаточное государственное бюджетное финансирование,
увеличение количества детей с ослабленным здоровьем, поступающих в 1-й класс и др.
Слайд 11Факторы внешней среды
Таким образом,
внешняя среда организации представляет собой совокупность активно
действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля
со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ее стратегическое развитие.
Слайд 12Факторы внешней среды
По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках
организации, выделяют две группы внешних факторов:
факторы отдаленного воздействия, представляющие макросреду;
непосредственного
влияния ближнего окружения (микросреда) или отраслевые факторы.
Слайд 14Факторы внешней среды
(микросреда)
Микросреда (ближнее окружение, отраслевые факторы) -
включает все заинтересованные
группы, которые прямо влияют на основную деятельность организации или зависят
от ее результатов:
это конкуренты, потребители, социальные партнеры, инвесторы, муниципальные органы управления, профессиональные организации и иные организации.
Слайд 15Факторы внешней среды
(макросреда)
Макросреда включает общие факторы, которые не оказывают влияния
на краткосрочную деятельность организации, но могут влиять на ее долгосрочные
решения:
это законодательство, региональные и федеральные органы управления, демографическая ситуация, уровень развития информационных технологий, экономическая ситуация в стране и мире, и др.
Слайд 16PEST - анализ
РЕSТ - это аббревиатура четырех английских слов:
Р
- Political (политико-правовые),
Е - Economic (экономические),
S - Sociocultural
(социально-культурные),
Т-Technological fоrces (технологические) факторы.
Слайд 17PEST - анализ
РЕSТ-анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов
макросреды на результаты деятельности организации.
Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных
для стратегии развития организации:
политико-правовые;
экономические;
социально-культурные;
технологические.
Анализ этих факторов получил название РЕSТ-анализа.
Слайд 18PEST - анализ
Цель РЕSТ-анализа - отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по
четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных организации,
но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.
Слайд 20PEST - анализ
Политический фактор внешней среды изучается в первую очередь
для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной
власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику.
Слайд 21PEST - анализ
Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как
на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы.
Для большинства
организаций это является важнейшим условием их деловой активности.
Слайд 22PEST - анализ
Изучение социального компонента внешнего окружения направлено на то,
чтобы уяснить и оценить влияние таких социальных явлений, как отношение
людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и др.
Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники.
Слайд 23PEST - анализ
Рабочая таблица оформления результатов PEST-анализа
Слайд 24PEST - анализ
Порядок проведения PEST-анализа
Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:
Разрабатывается
перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия
на функционирование организации.
Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данной организации путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.
Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию организации по 5-балльной шкале: "пять" - сильное воздействие, серьезная опасность; "единица" - отсутствие воздействия, угрозы.
Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данной организации.
Слайд 26PEST - анализ
Суммарная оценка указывает на степень готовности организации реагировать
на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.
В данном случае оценка
4,2 показывает, что реакция организации на стратегические факторы внешней среды находится на хорошем уровне.
Слайд 27Анализ внутренней среды
Анализ внутренней среды организации – это процесс комплексного
анализа внутренних ресурсов и возможностей организации, направленный на оценку текущего
состояния, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.
Слайд 28Анализ внутренней среды
Для проведения оценки непосредственно среды бизнеса и ближайшего
социума в западноевропейском стратегическом менеджменте используют технологию SWOT-анализа – анализа
сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Чаще всего он используется для разработки стратегии поведения фирмы.
Однако, поскольку в общем виде SWOT-анализ не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Слайд 29Анализ внутренней среды
Анализ внутренней среды организации является второй частью SWOT-анализа,
связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации.
В зависимости
от конкретной ситуации стратегический анализ внутренней среды организации может быть в той или иной степени уникальным, но при этом должно соблюдаться главное условие – полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность.
Слайд 30Анализ внутренней среды
Сильные стороны – это опыт и ресурсы, которыми
владеет организация, а также стратегически важные направления деятельности, позволяющие побеждать
в конкурентной борьбе.
Слабые стороны – это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.
Слайд 31Принципы анализа внутренней среды
Системность. Означает рассмотрение организации как сложной системы,
включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений).
Комплексность.
Предполагает анализ всех составляющих частей организации.
Сопоставимость. Требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентов.
Уникальность, или специфические цели организации.
Слайд 32Анализ внутренней среды
Определение сильных и слабых сторон следует проводить по
всем направлениям деятельности организации:
система управления
производственный процесс
управление персоналом
управление хозяйственной деятельностью
техническое
развитие
экономика и финансы
инновации
Слайд 37Стратегический анализ
Отличие PEST-анализа от SWOT-анализа:
PEST-анализ изучает рынок;
SWOT-анализ изучает
положение организации на рынке относительно конкурентов, концепцию продукции или идею.