Слайд 1
Татьяна Владимировна Рябова,
к.пс.н, доцент
Слайд 2Приветствие (упр)
Имя,
улыбка,
Я сегодня особенно рад/а тебя видеть..
Слайд 3Лекция 1
Предмет и задачи психологии.
Краткая история психологии
Место психологии в
системе наук.
Структура психологической науки
Методы психологии.
Творогова Н.Д. Психология
Кудрявая В.Н. Психология и
педагогика М.: Кнорус
Гуревич П.В. Психология и педагогика
Столяренко Л.Д. Общая психология, Р/Д, Феникс,
Маклаков А.Г. Общая психология, СПб.: , Питер,
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. - М.,
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М., Мир,
Слайд 4определение
Психоло́гия — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности
человека и групп людей.
Объединяет в себе гуманитарный и естественно научный
подходы.
Слайд 5Естественно научный подход
Нейропсихология - применение функциональной магнитно – резонансной томографии позволяет
определить активацию областей головного мозга в ходе нормального его функционирования
Слайд 6Функциональная магнитно –резонансная томография мозга
Слайд 7Отпечатки мыслей
Япония, Х. Караяма: метод идентификации личности по электрической активности
мозга!
Слайд 8Влияние гаджетов
Э. Риско (Канада) и
С. Гилберт (Великобритания)
«Когнитивная
разгрузка» повышает уверенность
Но снижает способность запоминать детали и способность к
пониманию собеседника
Слайд 9Нобелевская премия 2017 года
вручена за открытие и исследование молекулярных механизмов,
управляющих циркадными ритмами — внутренними часами, которые работают в живых организмах, подстраивая
жизнедеятельность к смене дня и ночи. Подавляющая часть физиологических процессов связана с циркадными ритмами. Лауреатами стали трое американских ученых — Джеффри Холл, Майкл Росбаш и Майкл Янг.
Слайд 10Зимняя медицинская школа Sechenov.Pro
- это образовательный форум для будущих медиков.
Он включает насыщенную дискуссионную и интерактивную программу, мастер-классы, площадки коллабораций
и митапов для лучших российских студентов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело» и «Фармация».
Слайд 12Джакомо Ризолатти (Италия, 1992)
ЗН - уникальные клетки мозга, которые активизируются,
когда мы следим за действиями других людей. Эти клетки, как
зеркало, автоматически «отражают» чужое поведение у нас в голове и позволяют прочувствовать происходящее так, как если бы мы совершали действия сами.
Слайд 13Научно – популярные книги
Моджо - это энергия жизни, творчества, созидания,
которую ощущают все вокруг, которая заражает и стимулирует. Если у
вас есть моджо - вы победитель, все дается вам легко и естественно. Вы ощущаете себя "в потоке", вы можете сказать, что "попали в струю«
Маршалл Голдсмит
Слайд 14Холерик
Представители данного типа стараются успевать везде, берутся сразу за
несколько дел, не всегда доводят их до конца, не любит
критики.
Прокрастинация (затягивание) особенно характерна для холериков. А.Х.К.Чу и Д.Н. Чой (2005) разделили прокрастинаторов на
- активных (те, кому комфортно работать в состоянии стресса, они специально затягивают выполнение задач, чтобы создать цейтнот) и
-пассивных (откладывают выполнение дел вследствие негативных переживаний).
Слайд 15Меланхолик
Слабая нервная система. Отличается высокой эмоциональной и сенсорной чувствительностью, не
выносит долгие сильные раздражители, не любят спешки.
Интроверты, нерешительны, задумчивы,
творческие.
Тщательно планируют свою деятельность, углубленно и ответственно выполняют ее, много времени тратят на обдумывание и самоанализ.
Хюгге, Лагом…
Слайд 16Новый этап развития гуманитарного направления
Осознанность,
Принятие,
Медитации
и техники, основанные на
концентрации внимания (релаксация тела, лица упражн)
Техники управления эмоциями
Слайд 17Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики, как
особой формы жизнедеятельности.
Психика – свойство высокоорганизованной материи, заключающейся
в
активном отражении субъектом объективного мира,
построении картины этого мира и
саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Слайд 18Психика является свойством мозга, его специфической функцией.
Психическая деятельность (психика,
сознание, мысль) есть функция нормально работающего мозга.
Психика – это
свойство мозга, проявляющееся в идеальном отражении окружающего мира.
Физиологические процессы в мозгу человека являются материальной основой психики, но не отождествляются с нею.
Мозг – материальный субстрат психики, но важно отношение к материальному объекту, который она отражает.
Слайд 19Понятие психологии
Психология - наука, изучающая психические явления, факты, а также
закономерности, механизмы их проявления и развития.
С.Л. Рубинштейн: «основная задача
психологии заключается в раскрытии закономерностей. Изучить законы значит установить зависимость психологических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека».
Слайд 20Психология изучает
Психические явления - субъективные переживания или элементы внутреннего
опыта субъекта.
Это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания
и т.п. - все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни
Психологические факты - более широкий, чем явления, круг проявления психики:
акты поведения,
психофизиологические процессы,
продукты деятельности людей,
социально - культурные явления.
Слайд 21Отличие житейской и научной психологии
Способы познания мира:
обыденное (опирается на
эмпирическое обобщение),
художественное (субъективное видение мира),
религиозное познание (утверждение исходных
догматов, символа веры),
научное (опора на теоретическое обобщение).
Слайд 22Основные различия житейский и научных
психологических знаний
Житейские психологические знания
Знания конкретны
Носят
интуитивный характер
Передача знаний затруднена
источник знаний – наблюдение
Знания ограничены
Научные психологические знания
Знания
обобщены
Знания рациональны и осознаны
Знания накапливаются и передаются
Источник знаний – эксперимент
Знания постоянно расширяются
Слайд 23Отличие психологии от психиатрии, психотерапии
Психиатры – врачи, специализирующиеся на лечении
психических заболеваний в специализированных клиниках, где больные изолированы от общества
Психотерапевты
– специалисты, имеющие профессиональную подготовку, оказывают помощь людям с эмоциональными расстройствами и заболеваниями. Нужно длительное обучение под наблюдением наставника.
Психологи изучают нормальных людей, имеющих познавательные процессы (память, внимание и пр.), свойства (характер, темперамент и пр.), она занимаются консультированием, психокоррекцией (если есть трудности в адаптации), психодиагностикой (индивидуальная, групповая), преподаванием.
Слайд 24Предмет психологии менялся в процессе исторического развития
В истории психологии условно
выделяют 4 этапа.
1 этап. Психология как наука о душе.
Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Начало этапа – более 2000 лет назад.
Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон. Аристотель. 1 трактат «О душе».
Слайд 25Психологические знания в недрах философии
Сократ
Майевтика – «рождение» истины,
диалогический подход,
прообраз психотерапии
Слайд 27Психологические знания в работах деятелей искусств
Леонардо да Винчи
Картины и изобретения
Слайд 28Портрет госпожи Лизы Джокондо
Мона Лиза
Слайд 30Витрувианский человек
Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно
в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия,
и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.
Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3×24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.
Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия
Слайд 412 этап. Психология как наука о сознании.
Начинается с 17 века.
Способность чувствовать и думать назвали сознанием. Основной метод – наблюдение
за самим собой, т.е. интроспекция.
Дж.Локк –рефлексия, Д. Юм – ассоциация, Р. Декарт «Мыслю, следовательно существую».
Термин «психология»:
Psyche - душа и logos - учение, введено в 18 в. философом Христианом Вольфом (1732). До этого слово промелькнуло в издании 1590 г (Гоклениус, Меланхтол).
В конце этапа изучали сознание и бессознательное.
Слайд 42У психологии огромная предыстория и очень короткая история. Г. Эббингауз
Год рождения научной психологии, отделившейся от философии -1879 (создание экспериментально
– психологической лаборатории в Лейпциге, В. Вундт).
Слайд 43Россия! Казань! Бехтерев!
В России 1 экспериментальная психологическая
лаборатория
создана в Казани,
В.М. Бехтеревым
в 1885 году.
Слайд 443 этап. Психология как наука о поведении
Начинается в 20 века.
Психология – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение,
поступки, реакции человека.
Бихевиоризм (от англ. вehaviour - поведение), Дж. Уотсон – стимул – реакция: S-R.
Слайд 454 этап. Психология как наука о психике
Начинается со второй половины
20 века. Современный этап развития психологии. Изучение факторов, закономерностей и
механизмов психики.
Развитие гуманистической психологии (Роджерс, Маслоу), когнитивной психологии и др.
Слайд 46История отечественной психологии
В середине 18 века материалистические основы заложены М.В.
Ломоносовым.
19 век. И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга» - естественнонаучная
основа науки.
И.П. Павлов – механизм образования условного рефлекса лег в основу бихевиоризма.
В.М. Бехтерев – новые направления в психологии, изучение личности.
Слайд 47Россия! Казань! Бехтерев!
В России 1 экспериментальная психологическая
лаборатория
создана в Казани,
В.М. Бехтеревым
в 1885 году.
Слайд 48Первая половина 20 века, Россия
1912 – 1 Институт экспериментальной психологии,
Москва, Г. И. Челпанов.
Метод естественного эксперимента - А.Ф. Лазурский .
Психология ребенка, педагогическая психология, типологии детей – П.Ф. Лесгафт.
1917 - начало 30 –х годов – расцвет психологической науки.
1936 г. постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», репрессии.
В годы Отечественной войны – специальные госпитали.
В 1950 году – изучение темперамента, после 1953 – развитие психологии
Слайд 49Основные ученые периода 30 -60 х годов
С.Л. Рубинштейн: «Основы общей
психологии (1940, 1989, 2000).
Л.С. Выготский: культурно – историческая теория развития
психики человека.
А. Р. Лурия: нейропсихология.
Грузия, Д.Н. Узнадзе: теория установки.
Б.М. Теплов: основы изучения темперамента, психология творческой деятельности.
А.А. Смирнов: психология памяти.
П.Я. Гальперин: теория поэтапного формирования умственных действий
Слайд 50Школы Ленинградского и Московского государственных университетов
Основатели факультетов
ЛГУ. Б.Г. Ананьев: принципы
изучения человека, основные направления развития психологии.
МГУ, 1966. А.Н. Леонтьев: психологическая
теория деятельности, проблемы в области восприятия, памяти, сознания, личности.
КГУ, 2001. Л.М. Попов, теория самодеятельного творчества, проблемы добра, правды и пр.
Слайд 51Области психологии
Фундаментальная, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности,
Прикладная, изучающую,
с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях,
Практическая,
занимающуюся применением психологических знаний на практике.
Слайд 52Современная психология
Раньше – теоретические направления, теперь – практическое.
Школьный психолог,
медицинский, психолог частной фирмы, тренер, психолог в рекламе и пр.
Слайд 53Структура психологической науки.
Основные принципы классификации:
принцип развития психики в деятельности.
В зависимости от видов человеческой деятельности различают: медицинская психология, педагогическая,
психология труда, психология управления, психология рекламы, спорта, творчества, искусства и т.д.
Притча о слоне.
Слайд 54Структура медицинской психологии
Клиническая психология: патопсихология, нейропсихология, соматопсихология, психогенетика.
Общая медицинская психология,
психопрофилактика и психогигиена, психокоррекция.
Слайд 55Принцип психологических аспектов развития
Возрастная (изучает онтогенез различных психологических процессов и
качеств личности). Детская, подростковая, юношеская, геронтопсихология и др.
Генетическая психология
(психология развития)
Аномального развития
( сурдо -, тифлопсихология).
Мама знает (5,12,18,30)
Слайд 56Это важно!
психологические аспекты отношения личности и общества, явления, возникающие при
взаимодействии людей
- социальная психология;
-психология личности (психоаналитическая, бихевиоризм,
гуманистическая и др.)
Пример практической работы психолога.
Слайд 57Место психологии в системе наук.
Схема, предложенная ак. Б.М. Кедровым
- треугольник, вершины которого представляют науки естественные, социальные, философию.
Важнейшая
функция психологии в том, что она является интегратором всех (или большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек (Б. Ф. Ломов).
философия
социальные
естеств
Слайд 58Общественные и естественные науки
История, экономика, этнография, социология искусствоведение, юридические и
другие. В зависимости от социально - экономической формации складывается образ
жизни, собственный статус личности, роли и пр.
Эволюционные идеи Ч.Дарвина позволили выявить роль психики.
Связь с антропологией, физиологией, анатомией, генетикой, биофизикой, биохимией, математикой, статистикой и пр.
Слайд 59Связь с другими науками
Антропология – психология личности
Лингвистика –психолингвистика (билингвы)
Юриспруденция –
судебная психология, психология жертвы (виктимная психология)
Слайд 60Общая психология изучает процессы, состояния, свойства
Познавательные (когнитивные) процессы.
Это ощущения
и восприятие,
мышление и речь,
память,
внимание,
воображение.
Слайд 61Психические состояния
Психические состояния - целостная характеристика психической деятельности за определенный
период времени,
вызывается внешней ситуацией,
самочувствием,
индивидуальными особенностями (например, спокойствие активность,
интерес)
Слайд 62Психологические свойства
Психические свойства - индивидуальные особенности человека, управляющие его поведением
и поступками.
Темперамент, характер,
эмоции, воля,
способности, направленность, мотивы, потребности
Слайд 63«Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается
предмет науки»
С.Л. Рубинштейн
Методики
Методы
Методологические принципы
Методология
Слайд 64Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования
Методология науки – диалектико- материалистическое
понимание предмета психологии
Методологические принципы психологического исследования – требования к построению
исследования
Методы исследования – способы получения фактов с проявлением психики, отвечающие методологическим принципам
Методика исследования – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования
Обработка материалов
Выводы и предложения
Слайд 65Методы психологических исследований
методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение
документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод);
методы обработки данных
(статистический анализ, другие математические методы);
методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие).
Слайд 66Методы психологических исследований
(по Б. Г. Ананьеву)
Организационные:
Метод поперечных срезов
(сопоставляются различия в пределах одного возраста или рода деятельности).
Лонгитюдное
исследование – многократное исследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Комплексные исследования – объект изучается представителями различных наук.
Слайд 67Методы психологических исследований
(по Б. Г. Ананьеву)
2. Эмпирические методы.
Наблюдения
и самонаблюдение
В научном наблюдении, в отличие от житейского
определены
задачи и цели,
выбирается объект, предмет и ситуация,
способ наблюдения, наименее влияющие на объект, способ регистрации наблюдаемого,
обработка и интерпретация данных.
Слайд 68Методы психологических исследований
(по Б. Г. Ананьеву)
Экспериментальный метод
Виды экспериментов:
лабораторные, естественные, психолого – педагогические, обучающие и др.
В эксперименте
исследователь сам вызывает изучаемое явление и активно воздействует на него.
Необходимые исследовательские этапы и задачи.
1. Теоретический этап,
2. Методический этап,
3. Экспериментальный этап,
4. Аналитический этап.
Слайд 69Эмпирические методы
Психодиагностические методы:
тесты,
анкеты,
опросы,
интервью,
беседа,
социометрия.
Слайд 70Тест должен быть валидным (а не инвалидным) и надежным!
Виды тестов.
По
назначению - общедиагностические, профессиональной пригодности, специальные
по комплектности - на изолированные
и тестовые батареи
по области охвата психического - на интеллектуальные, процессуальные и т. личности
по форме ответа - устные, письменные, рисуночные
по количеству одновременно обследуемых людей - индивидуальные и групповые и пр.
Слайд 71Тестирование
Оценка личности:
1. объективные тесты: ММРI, СМОЛ, Айзенк, Спилбергер, Тейлор, Шмишек(направленность
на себя, на дело, на общение), Леонгард, Собчик, Лоби;
2.
субъективные - проективные тесты: тест незаконченных предложений, тест локус - контроля, Роршаха, рисунок Семьи, Люшера, Розенцвейга, «несуществующее животное», субъективное интервью.
Слайд 72Эмпирические методы
Праксиметрические методы.
Анализ продуктов деятельности (хронометраж, составление профессиограммы).
Биографические методы
(анализ факторов и событий жизненного пути).
Слайд 733. методы обработки данных:
1. количественный (статистический)
2. качественный (разделение по
группам, анализ)
Слайд 744. Интерпретационный метод
1. генетический (анализ материала в плане развития с
выделением фаз, стадий и др.),
2. структурный (связи м/д всеми характеристиками
личности).
Слайд 75Другие методы
Методы моделирования (математическое, кибернетическое, техническое, логическое).
Методы психокоррекции :
аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия (упражнение: «путешествие в лесу»).
Слайд 76Моральные принципы деятельности психолога (Американская психологическая ассоциация, 1990)
Участники психологических экспериментов
– партнеры исследователя!
Минимизация риска.
Информированное согласие людей – испытуемых
Право испытуемых на
конфиденциальность
Слайд 77Притча «Бабочка».
Вы сами делаете свою жизнь!
Слайд 78Основные категории психологии
Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы
психологии» выделил базовые категории психологической науки:
категория отражения,
деятельности,
личности,
общения,
а также понятия, приравниваемые к категориям «социальное и биологическое».
Слайд 79Основные принципы психологической науки
Принцип детерминизма -психика определяется образом жизни и
изменяется с изменением внешних условий;
Принцип единства сознания и деятельности
- они находятся в непрерывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности человека;
Принцип развития - психика может быть правильно понята, если рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности.
Слайд 80Основные принципы психологической науки
4. Принцип активности психического отражения – благодаря
активности субъект ориентируется в многообразии событий, регулирует поведение. Это проявляется
в избирательности, чувствительности, в игнорировании некоторых стимулов.
5. Принцип системности. Система – это совокупность элементов, находящихся в определенной связи друг с другом и образующих целостное единство. Человек включен в разнообразные связи с действительностью: познание, приспособление, общение и его внутренний мир, но все равно человек единое целое.
Слайд 81Притча И.П. Павлова.
Шел человек по дороге вечером. Внезапно внутренний голос
сказал ему: «Нагнись и возьми с собой камни, что лежат
под ногами. Они принесут тебе и радость, и печаль». Он так и сделал……