Слайд 1«Стратегический менеджмент»
Текущий семестр:
8 лекций – 8 практических занятий –
зачет.
Следующий семестр: аудиторные занятия - курсовая работа – экзамен.
Доцент кафедры
«Менеджмент инноваций»
Музипова Фарида Рэмовна
muzipovafr@yandex.ru
Слайд 2
«Стратегический менеджмент»
Зачет
по лекционному курсу:
Выучить наизусть 20 терминов.
Выучить наизусть классификацию
стратегий по первой лекции (15 слайдов).
Зачет
по практическим занятиям:
выполнить письменно и
защитить все практические занятия
Слайд 3Основные учебники
1. В. А. Баринов, В. Л. Харченко.
Стратегический менеджмент. –
М. : ИНФРА-М, 2009. - 284 с. (взять в библиотеке)
2.
Н.С.Куприянов, О.В. Михненков, Г.С. Щербакова.
Стратегический менеджмент в строительстве. – М.: Инфра-М, 2004 (файл в pdf).
Слайд 4Тема лекции
Основные понятия
дисциплины
«Стратегический менеджмент»
Слайд 51. Стратегический менеджмент -
управленческая деятельность/ совокупность действий по последовательному развитию
организации в условиях возрастающей конкуренции,
в условиях внешних и
внутренних ограничений.
Слайд 62. Стратегическое управление -
процесс формирования стратегии (в том числе
принятия и осуществления стратегических решений), ее реализации и контроля соответствия
достигнутых результатов запланированным целям.
Слайд 73. Основные функции
стратегического менеджмента:
Анализ внешней и внутренней среды организации.
Определение
стратегических установок и целей организации.
Декомпозиция общих целей организации.
Определение средств достижения
этих целей.
Выбор стратегии.
Реализации выбранной стратегии.
Контроль, оценка и корректировка выбранной стратегии.
Слайд 84. Стратегия -
— обобщающая модель действий, необходимых для достижения
поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов.
Слайд 95. Стратегический процесс —
совокупность последовательных действий (стратегический анализ, стратегическая
оценка, стратегическое планирование, реализация стратегии, мониторинг, контроль и корректировка выбранной
стратегии) для достижения стратегических целей.
Слайд 106. Стратегический выбор -
центральное звено стратегического управления, состоящее
в выборе стратегии развития предприятия, основанного на сопоставлении собственного ресурсного
потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.
Слайд 117. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:
СБОР И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ,
ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ, ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, ТЕНДЕНЦИЙ
И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Слайд 128. Стратегия развития (стратегическая концепция развития) предприятия–
официально сформулированный
руководством документ, в котором определены:
миссия, видение, стратегические направления деятельности и
политика предприятия,
долгосрочные цели и способы их достижения,
необходимые ресурсы, источники их привлечения,
рамки оперативных мероприятий.
Слайд 139. Стратегические установки (миссия/ предназначение) предприятия —
основная
цель организации, высшее понятие в иерархии целей, её философия, определяющая
смысл существования организации и её общепризнанное предназначение.
Слайд 1410. Стратегическое видение –
идеальный образ предприятия через 5-10 лет,
описание того,
какой организация хочет стать или что надеется достигнуть в будущем,
долгосрочная
конкурентная позиция.
Слайд 1511. Общая стратегия (стратегические направления деятельности) организации
– направления деятельности, позволяющие
реализовать главные цели (миссию, видение), определить рамки оперативных мероприятий, позволяющие
реализовать стратегические направления.
Слайд 1612. Политика организации
– принципы и ценности, наиболее общие нормы и
правила, которыми будут руководствоваться сотрудники в достижении миссии и видения
организации, каким образом будут реализовываться основные направления деятельности.
Слайд 1713. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ –
СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ:
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ,
ПРИОРИТЕТЫ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ РЕСУРСОВ,
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСХОДЯ ИЗ АНАЛИЗА ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ КОМПАНИИ.
Слайд 1814. Стратегические цели -
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ,
КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО ДОСТИЧЬ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ
СРОКУ, включающая стратегические задачи (проблемы), связанные с предстоящим событием вне организации или внутри нее, которое может повлиять на способность организации достигать стратегических целей.
Слайд 1915. Ключевые факторы успеха (КФУ) -
совокупность основных факторов, которые определяют
успех фирмы на целевых для нее рынках.
Слайд 2016.СТРАТЕГИЧЕСКАЯ БИЗНЕС-ГРУППА (СБГ),
ИЛИ
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗОНА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (СЗХ) -
-
ГРУППА РЕАЛИЗУЕМЫХ КОМПАНИЕЙ БИЗНЕСОВ, РОДСТВЕННЫХ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И (ИЛИ) РЫНОЧНОМУ
ПРИЗНАКУ.
Слайд 21
17. Портфель-
совокупность независимых хозяйственных подразделений, стратегических единиц одной
компании, принадлежащей одному и тому же владельцу.
Слайд 2218. Система
сбалансированных показателей -
система измерения
степени достижения стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроля
их достижения на основе установления причинно-следственных связей между данными целями и их индикаторами (ключевыми показателями эффективности - КPI).
Слайд 2319. Стратегический контроллинг -
направление развития стратегического контроля как подсистемы
стратегического менеджмента, которая контролирует, координирует, развивает и включает:
функции стратегического анализа,
целеполагания, планирования и коррекции стратегии;
функционирование всей системы в целом;
подсистему стратегического информационного обеспечения.
Слайд 2420. Стратегический аудит -
тип управленческого аудита, который направлен на систематический
анализ и оценку прошлых, текущих и будущих аспектов деятельности организации,
определение основных тенденций, событий, которые могут повлиять на реализацию стратегии предприятия; помогающий собрать и классифицировать информацию для стратегического анализа и разработки альтернативных стратегий и программ.
Слайд 26Типология стратегий
по отношению к внешней и внутренней среде:
1. внешние
стратегии,
имеющие рыночную направленность;
2. внутренние стратегии,
включающие направления развития организационно-управленческого
потенциала;
находящиеся в составе функциональных стратегий развития и оперативных стратегий низшего уровня.
Слайд 27Стратегии организаций
по уровню управления
Слайд 29КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ
НА ОСНОВЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ФИРМЫ
Зарождение
Рост
Зрелость
Смерть/
перерождение
Стратегии развития бизнеса
Слайд 33СТРАТЕГИИ
ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ
Варианты названий СТРАТЕГИЙ ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ:
линейные стратегии;
оперативные стратегии;
стратегии принятия
отдельных решений;
стратегии операционных видов деятельности;
частные стратегии;
краткосрочные стратегии…
Слайд 34
Классификация стратегий по стадиям жизненного цикла спроса/организации
Слайд 35КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ
ПО СОСТОЯНИЮ СРЕДЫ
Слайд 36КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ
ПО ПОЛОЖЕНИЮ ФИРМЫ В БИЗНЕСЕ
Слайд 37КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ
ПО НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ
Слайд 38КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ
ПО СТЕПЕНИ РИСКА В ДЕЙСТВИЯХ
Слайд 39КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАТЕГИЙ
ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЙ