Слайд 1Стратегическое и текущее планирование деятельности банка
Слайд 2постановка целей,
прогнозирование и планирование,
организация,
распоряжение,
координация,
мониторинг и
контроль
В совокупности они образуют замкнутый управленческий цикл
Теория управления выделяет
следующие функции менеджмента:
Слайд 3Коммерческие банки нуждаются в планировании в связи с :
обострением конкуренции
колебаниями
рыночной конъюнктуры
возникновением внешних и внутренних угроз
потребностью в координации различных сфер
деятельности
для сохранения своих конкурентных преимуществ
Слайд 4В теории сложились различные точки зрения на содержание понятия планирование
акцент
переносится на достижение конечных целей
планирование - система планов
подчеркивается участие менеджмента,
выражающееся в
конкретном наборе действий и решений (зарубежные авторы)
Слайд 5Планирование в широком смысле – это процесс принятия и организация
выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями.
Планированию предшествует:
Мониторинг и анализ
результатов выполнения ранее принятых планов;
Оценка постоянно изменяющейся рыночной среды;
Изучение потребностей реальных и потенциальных клиентов банка
Изучение стратегических задач, которые ставят акционеры пред банком
Планирование в широком и узком смысле
Слайд 6Планирование в любом случае решает задачу определения целей развития банка
и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и
временных отрезках его деятельности
Сегодня конкурентной проверке подвергаются не только банковские продукты и услуги, но и планирование
Планирование в узком смысле – систематическая подготовка решений, связанных с будущим коммерческого банка.
Планирование – непрерывный процесс, базирующийся на совокупности действий (способов, методов) для достижения поставленной организацией цели
Слайд 7Планирование занимает особое место поскольку определяет методологию и технологию всех
остальных процессов менеджмента
Все элементы банковского менеджмента связаны между собой
единым плановым процессом, так как в идеале каждое решение банковских менеджеров должно обусловливаться следующими факторами:
задачами, которые решает банковская организация;
2. прогнозируемым и текущим состоянием внешней среды:
экономической ситуации в целом,
состоянием рынков, на которых действует банковская организация;
Слайд 83. внутренними возможностями банка:
состоянием его активов и пассивов,
возможностями
и квалификацией банковского персонала;
принципами делегирования полномочий руководителям различных уровней,
т.е. степенью децентрализации процесса управления.
Слайд 9Функции банковского планирования
- определение генеральных направлений и приоритетов перспективного
развития банка;
разработка мер по развитию банковских продуктов, пользующихся спросом
на рынке у конкретных клиентов банка, и планов их внедрения;
согласование конкретных оперативных планов, разрабатываемых для решения стратегических задач и внедрения перспективных банковских услуг.
При этом учитывается объем собственных средств, прибыльность текущих операций и допустимый уровень принимаемых рисков;
Слайд 10уточнение и корректировка перспективных плановых показателей с учетом изменяющихся внутренних
и внешних условий;
определение принципиальных условий, в рамках которых будут
приниматься текущие решения о проведении конкретных операций банка с целью поддержания его текущей ликвидности и платежеспособности;
структурирование организации и планирование персонала, обеспечивающие решение перспективных и текущих задач банка;
- контроль за выполнением плановых показателей.
Слайд 11Планирование является консолидирующей основой реализации всех функций менеджмента
дает начало управленческому
процессу
определяет его цель и перспективу
определяет последовательность действий
выбор методов и средств
деятельности
устанавливает необходимые пропорции
Слайд 12Виды планирования
- планирование стратегии банка;
- маркетинговое планирование;
- бизнес-планирование;
- оперативное планирование;
- финансовое планирование;
- бюджетное планирование;
-
планирование текущей деятельности;
- структурирование организации и планирование персонала
Слайд 13Этапы планирования
(в зависимости от временного горизонта)
стратегическое
тактическое
оперативное
Слайд 14Уровни планирования
корпоративный
уровень подразделений
Слайд 15Ключевым элементом процесса планирования являются принципы
сбалансированности целей и задач
публичности
единства методологии
формирования планов и показателей
четкости критериев оценки результатов, их измеряемости
преемственности и
сопоставимости показателей
непрерывности
многовариантности
мониторинг и контроль
Слайд 16Первый этап планирования – стратегическое планирование
На данном этапе разрабатывается стратегия
развития банка
Стратегия – это когда у тебя кончились патроны,
но ты продолжаешь стрелять, чтобы враг не догадался
(неизвестный автор)
Слайд 17Стратегия -
концептуальная основа деятельности банка определяет:
миссию и приоритетные цели,
служит ориентиром для принятия ключевых решений на всех уровнях управления,
является прерогативой собственников и топ-менеджмента
Слайд 18Стратегия банка должна носить конкурентный характер
Конкурентная стратегия - концепция долгосрочного
развития, предусматривающая достижение конкурентного преимущества
Чтобы выжить и преуспеть в бизнесе,
банки должны
придерживаться агрессивного конкурентного поведения, зарабатывать конкурентную стратегию
Такой подход позволит им соответствовать изменчивости спроса и различным рыночным возможностям
Слайд 19Пути достижения конкурентного преимущества
лидерство в ценообразовании
лидерство в качестве предлагаемых продуктов
фокусирование
на определенной рыночной «нише»
Слайд 20Факторы достижения конкурентного преимущества:
квалифицированные кадры
преимущество местоположения
репутация
использование современных банковских технологий
доминирование на
рынке
высокоэффективная система управления ресурсами банка
система стимулирования персонала
Слайд 21Стратегический анализ
Определение стратегических
целей
Выбор стратегических альтернатив
Реализация стратегии
Контроль и оценка
стратегии
Миссия/ цели
Компоненты
стратегии
Слайд 22Определение генеральной задачи – миссии банка
Миссия банка – четко сформулированная
учредителями причина его существования
Она отражает предназначение банка, его позиционирование (отличие
от других участников рынка), определяет роль, которую банк хочет играть в обществе
Видение- это перспектива, ответ на вопрос «Каким мы хотим быть?
Это целевые координаты состояния банка в будущем (перспективное видение)
Слайд 23Миссия банка
Ценностные ориентации
Руководства
Экономические
Политические
Социальные
Эстетические
религиозные
История банка
Культура
Структура банковской организации
Факторы, влияющие на выбор
миссии банка
Слайд 24В формулировке миссии банка указывается:
Основное направление деятельности банка;
Основная категория клиентов;
Потребности
клиентов, удовлетворяемые банком;
Отличительный признак, подчеркивающий особенность банка, позволяющий заинтересованным лицам
выделять его среди других;
Стороны деятельности банка, которыми он обращен во внешнюю среду, что позволяет видеть в чем его полезность
Слайд 25Мы содействуем:
развитию и расширению бизнеса наших клиентов, обеспечивая индивидуальный
подход к каждому,
предоставляем уникальные возможности акционерам,
помогаем сотрудникам достигать
высоких результатов в творческом и профессиональном росте,
способствуем экономическому процветанию региона
Миссия банка «ЛИДЕР»
Слайд 26Формулирование стратегической/их целей
Цель развития банка представляет собой интегрированную систему интересов.
Эта совокупность может включать:
прибыль
максимизацию стоимости банка
поддержание справедливого баланса интересов требований
кредиторов, дебиторов и заинтересованных групп
«выживание» в постоянно изменяющейся среде
Слайд 27Стратегическое видение
Мы хотим создать лучший банк в
регионе для клиентов, акционеров и сотрудников на основе наших ценностей
Банк - потому что мы собираемся остаться в бизнесе, который знаем лучше всего и верим в долгосрочные перспективы его роста
Лучший – потому, что мы стремимся стать новаторской, агрессивной и конкурентоспособной компанией, обеспечивающей высокие стандарты банковского обслуживания
Для клиентов, акционеров, сотрудников – потому что мы ценим наших клиентов, служащих, акционеров и инвесторов
Слайд 28Стратегия банка разрабатывается в процессе стратегического планирования
Стратегическое планирование – процесс
разработки альтернативных стратегий управления организацией, обеспечивающих достижение ее целей, согласованных
с требованиями рынка и внутренним потенциалом банка
Слайд 29Почему?
Что?
Как?
Опять как?
Сколько ?
Правильно ли?
Анализ
Цели
Стратегия
План действий
Бюджет
Контроль
От концептуальных идей к практической деятельности
Слайд 30Стратегическому планированию предшествует
Анализ текущего состояния бизнеса кредитной организации и
анализ
и прогноз макроэкономической среды
Анализируются , с одной стороны, состояние окружающей
среды, в которой функционирует банк (внешний анализ),
с другой стороны, - внутренний потенциал организации (внутренний анализ) для того, чтобы разрабатываемые стратегии базировались на реально существующих потребностях рынков и клиентов банка и его финансовых возможностях.
Слайд 31Основные цели макроанализа
Выявление наиболее рискованных отраслей экономики для кредитования в
условиях развития кризиса;
Расчет возможных убытков Банка при различных уровнях риска
(сценарный анализ, рассмотрение «Базового» и «Кризисного» вариантов развития событий);
Выработка рекомендаций по сокращению подверженности Банка рассматриваемым рискам, в т.ч. с помощью изменения условий кредитования клиентов
Слайд 32Этапы разработки стратегии банка, ориентированной на стоимость
Анализ стоимости
Анализ рынка
Активный
менеджмент
Стратегия
бизнеса
Корпоративная
стратегия
Управление
деятельностью
Планирование
Слайд 33Оценка внутренних и внешних угроз
Внешние угрозы связаны:
с обостряющейся конкуренцией
колебаниями
рыночной конъюнктуры
стремительно изменяющимися потребностями клиентов
возможными изменениями в регулировании
Внутренние угрозы обусловлены:
необходимостью
продвижения новых продуктов на рынок
созданием эксклюзивных продуктов
жесткостью контроля затрат
Слайд 34Следует принять во внимание сильные внешние и внутренние возможности самого
банка
Внешние
возможности
Внутренние
возможности
Благоприятное
Положение на
рынке
Расширение
продуктового
ряда
Внедрение на новые рынки
Вертикальная
интеграция
Обслуживание
дополнительных
групп
потребителей
и продуктов
Наличие квалифици-
рованного персонала
в ключевых областях
Благоприятная
структура и
объем ресурсов
Преимущество
в ценах на
услуги
Эффект
синергии
Прогрессивная
технология
Лидерство на рынке
Хорошая реклама
Слайд 35Внешние и внутренние угрозы
Внешние угрозы
Внутренние угрозы
Конкуренция
Изменчивость
рынка
Глобализация
Ориентация
на
клиента
Изменение в
регулировании
Разработка
новых
продуктов
Контроль за
технологиями
Контроль
за
затратами
Управление
структурой и
изменениями
Управление
рисками
Слайд 36
Макроэкономическая ситуация на рынке
накануне кризиса
Сокращение ликвидности на международном и российском
рынке.
Кризис доверия на российском межбанковском рынке.
Сокращение промышленного роста.
Нестабильность курса рубля.
Значительный
объем погашений корпоративных долгов в течение ближайшего квартала.
Снижение рейтингов кредитоспособности заемщиков.
Рост издержек компаний
Слайд 37Сценарное прогнозирование
Базовый сценарий
Кризис ликвидности заставит банки сокращать кредитование, часть компаний
не смогут рефинансировать свои кредиты.
Рост строительства продолжится только за
счет муниципальных программ. Цены на недвижимость упадут на 10-20%. Падение цен на недвижимость существенно увеличит просроченные кредиты на сегменте ипотечного кредитования.
Рост просроченных корпоративных кредитов, в основном в секторах, связанных со строительством. Уровень «плохих» кредитов по системе увеличится (с нынешних 1% до 3%). Банкам придётся значительно повысить уровень провизий.
Слайд 38Банки, имеющие большой объём просроченных кредитов будут вынуждены продавать свои
активы. Ускорится консолидация банковских активов.
Отток частного капитала вызовет падение курса
рубля и отток депозитов из банковской системы
Слайд 39Сценарное прогнозирование
Кризисный сценарий
Кризис ликвидности заставит банки сокращать кредитование, часть компаний
не смогут рефинансировать свои кредиты.
Рост строительства прекратится. Цены на
недвижимость упадут на 30-40%. Падение цен на недвижимость существенно увеличит просроченные кредиты на сегменте ипотечного кредитования.
Существенный рост просроченных корпоративных кредитов заставит банки практически остановить рост кредитования. Уровень «плохих» кредитов по системе увеличится (с нынешних 1% до 5%). Увеличится количество банкротств и резко вырастет безработица.
Слайд 40Существенно сократится потребительский рост, ухудшая положение в секторах торговли, телекоммуникаций,
услуг, производства бытовой техники.
Банки, имеющие большой объём просроченных кредитов будут
вынуждены продавать свои активы.
Ускорится консолидация банковских активов.
Рост государственных расходов на фоне снижения объемов производства приведёт к высокой инфляции.
Существенно усилится государственный сектор и сократится роль частного бизнеса.
Отток частного капитала вызовет падение курса рубля и отток депозитов из банковской системы
Слайд 41Наиболее рискованные отрасли
по уровню ожидаемых потерь
Слайд 42Ожидаемые, неожиданные
и максимальные потери
Сумма потерь
Вероятность
Неожиданные потери
Ожидаемые потери
Максимальные потери
Рост убытков
при ухудшении прогнозируемой ситуации
$447 млн.
$985 млн.
$1324 млн.
Слайд 43Предложения по достижению роста бизнеса
и стратегических целей Банка
Снижение в
кредитном портфеле доли заемщиков с рейтингом ниже II
Ужесточение требований по
обеспеченности сделок
Пересмотр отраслевых лимитов, концентрация кредитования на отраслях, имеющих устойчивые источники выручки в условиях кризиса
Отказ от залогового подхода в кредитовании (отказ от ломбардного кредитования)
Регулирование (сокращение) срочности кредитования
Увеличение объема провизий, введение рисковых надбавок по отраслям
Слайд 44
Ключевые показатели корпоративного бизнеса для стратегического планирования и контроля
Слайд 45Цели конкретизируют и декларируют миссию банка. Они должны удовлетворять следующим
условиям:
конкретность и измеряемость
ориентированность во времени
достижимость
непротивиричивость
взаимодополняемость
Слайд 46Взаимосвязь требований и факторов, влияющих на цели
Совместимость
Достижимость
Ориентация во времени
Конкретность и
измеряемость
Требования
к целям
банка
Постановка цели/ей
Факторы, влияющие
на цели
Сдерживающие факторы
Требования
собственников
Внутренние ресурсы
Общая культура
банка
Слайд 47Этапы стратегического планирования
Разработка стратегий
Стратегия
маркетинга
Стратегия
управления рисками
Стратегия
Управления персоналом
Определение оперативных задач,
количественных и
качественных показателей
Уточнение целей, плановых показателей. Разработка финансового
Плана и
планового баланса
Слайд 48Разработка стратегии маркетинга
происходит на основе результатов
ситуационного анализа,
выявления отдельных
сегментов рынка
оценки степени его освоения банком
Слайд 49Руководство банка может выбрать одну из следующих стратегий:
предоставление существующих услуг
старым клиентам
сокращение или прекращение операций на данном сегменте
продажа старых продуктов
новым потребителям в освоенном рыночном сегменте
продажа освоенных услуг на новом рынке (стратегия развития)
предложение новых видов продуктов на прежнем рынке
внедрение новых услуг на новом рынке (стратегия диверсификации)
Слайд 50Формулировка стратегических альтернатив и выбор стратегии
Видение
Миссия
SWOT-анализ
Стратегические цели
Стратегические альтернативы
Выбор стратегии
Стратегия роста:
Завоевание
и расширение рыночной ниши
Активная позиция на банковском рынке региона
Инновационный характер
изменений внутренней среды, предполагающий пересмотр корпоративной культуры и принципов корпоративного управления
Слайд 51Виды маркетинговой стратегии:
продуктовая стратегия
стратегия ценообразования
стратегия распространения
коммуникационная стратегия
Слайд 52Продуктовая стратегия предполагает
разработку вопросов целесообразности изменения
предлагаемых банком продуктов и услуг,
необходимость создания новых продуктов и услуг
Слайд 53этап выведения продукта на рынок требует инвестиций
этап роста продукта происходит
за счет увеличения объемов его продаж
этап зрелости продукта означает, что
исчерпан потенциал завоеванного рынка, прибыль стабилизировалась
этап спада означает, что необходимо сворачивать распространение данного продукта или модифицировать его
В ходе ее разработки следует учитывать жизненный цикл банковского продукта
Слайд 54Стратегия ценообразования
предполагает определение возможной цены реализации элементов продуктового ряда, учитывающий
конъюнктуру рынка и требования к безубыточности проводимых операций для банка
Слайд 55На выбор стратегии ценообразования влияют:
максимизация текущей прибыли
достижение лидерства на рынке
по объемам реализации продукта
лидерство в качестве продукта
удержание завоеванных позиций на
рынке
Слайд 56Методы ценообразования, используемые в зависимости от преследуемых целей
«средние издержки плюс
прибыль»
на основе использования уровня текущих цен
взаимоотношений с конкретной клиентурой
с целью
проникновения на рынок
скользящее ценообразование
Слайд 57включает выбор методов распространения банковских продуктов и услуг
Стратегия распространения банковских
продуктов
Слайд 58Виды систем доставки банковских продуктов:
универсальные отделения
специализированные отделения
автоматизированные отделения
«финансовые супермаркеты»
системы платежей
в пунктах продаж
услуги на дому и др.
Слайд 59Коммуникационная стратегия
это комплекс мер стимулирования потребителя
Слайд 60Комплекс стимулирования сбыта:
личная продажа
стимулирование сбыта (конкурсы, лотерея, скидки, денежные премии,
подарки …)
пропаганда
реклама
Слайд 61Стратегия управления рисками
- программа управления деятельностью, направленная на минимизацию потерь
от различных видов рисков
Слайд 62В процессе разработки стратегии учитывают следующие переменные
уровень риска по каждому
его виду
оценку величины реализованных рисков в предшествующем периоде и прогноз
вероятности их возникновения в плановом периоде
установление ограничений на риски (лимиты)
разработка механизма контроля текущего уровня рисков и соблюдения лимитов
разработка плана мероприятий, направленных на нейтрализацию негативных последствий связанных с рисками
Слайд 63Стратегия управления персоналом
базируется на результатах ситуационного анализа и предполагает оценку
соответствия структуры кредитной организации решаемым задачам
Слайд 64желаемого уровня централизации в принятии решений и делегирования полномочий
выделяются самостоятельные
бизнес-единицы и разрабатывается система координации их деятельности
устанавливаются регламенты
разрабатывается гибкий механизм
текущего согласования действий и решений (комитеты)
создается адекватная система контроля
При выявлении недостатков организационной структуры, она подвергается корректировке с учетом следующих требований
Слайд 65Разработка плана действий
предполагает составление плана согласованных действий всех подразделений банка
Слайд 66План действий учитывает:
задачи, которые должны решаться в подразделениях банка с
выделением исполнителей
сроки выполнения задач
итоговые документы инструктивные и методические материалы, которые
должны быть получены в результате
качественные контрольные показатели
этапы контроля и значение контрольных показателей
Слайд 67Текущее планирование
определение конкретных путей достижения стратегических целей в каждой функциональной
области банка
Текущее планирование реализуется в бизнес-планах
Слайд 68В рамках бизнес-планирования согласовываются
локальные и общие перспективы развития банка с
учетом внутреннего потенциала и внешних условий
определяются задачи и способы решения
Слайд 69Бизнес-планы могут составляться
по программам развития
проектам банка
бизнес-направлениям
Слайд 70Текущее планирование включает:
планирование структуры операций
планирование текущих доходов, расходов и прибыли,
оптимизацию налогооблагаемой базы
прогнозирование текущего уровня банковских рисков и корректировки лимитов
формирование
ориентиров процентной политики
Слайд 71Оперативное финансовое планирование
является завершающим этапом планирования, целью которого является обеспечение
эффективного управления ресурсами банка в краткосрочной перспективе
Слайд 72Инструментом оперативного финансового планирования является бюджетирование
Бюджетирование – комплексное понятие, включающее
методологию, персонал, информационную систему и бизнес-процессы
Слайд 73В рамках бюджетирования решается ряд задач:
разработка оптимальной структуры баланса
составление сбалансированного
плана доходов и расходов
лимитирование неоперационных расходов на содержание банка
формирование структуры
капитальных вложений
разработка критериев оценки деятельности подразделений
разработка управленческой отчетности
организация мониторинга и контроля
Слайд 74
Система бюджетирования конкретизируется в системе бюджетных планов
Основные бюджетные планы:
бюджет активов
и пассивов (аналитический баланс)
бюджет доходов и расходов (финансовый план)
смета капитальных
вложений
бюджет движения денежных средств
Слайд 75Составление, согласование и утверждение бюджета
учет, контроль и анализ его фактического
исполнения называется бюджетным процессом
Слайд 77Эффективное предоставление полного спектра
доступных и качественных банковских продуктов и
услуг
сельскохозяйственным товаропроизводителям и
организациям АПК, связанных с ним отраслей
и сельскому
населению Российской Федерации;
финансовая поддержка развития агропромышленного
Комплекса и сельских территорий Российской
Федерации;
содействие формированию и функционированию современной кредитно-финансовой
системы агропромышленного сектора России
Миссия
Слайд 78Видение развития Банка до 2013 года
Кредитно-финансовое учреждение №1 по
числу клиентов и обслуживаемых счетов среди сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций АПК
и населения сельской местности Российской Федерации
Лидер в распространении современных банковских продуктов и услуг для населения в сельской местности и малых городах РФ.
Ключевой элемент системы кредитно-финансового обеспечения АПК Российской Федерации и государственной политики поддержи АПК Российской Федерации и территориального развития.
Один из Топ-4 коммерческих банков России по размеру активов (ориентир на 01.01.2014 г. – 2,1 трлн. руб., доля Банка в общем объеме активов банковской системы РФ – 3 %
Один из Топ-6 коммерческих банков РФ по объему привлеченных депозитов населения (ориентир на 1.01.2014 г. – 414 млрд. руб., доля Банка в общем объеме депозитов физических лиц – 2,8 %1) .
Банк, обеспечивающий предоставление услуг на качественном, технологическом уровне, сравнимом с крупнейшими российскими коммерческими банками.
Основа финансовой группы, включающей страховую компанию, сеть лизинговых компаний, дочернее общество, специализирующееся на санации и антикризисном управлении сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями АПК, дочернее общество, специализирующееся на осуществлении операций на земельном рынке Российской Федерации.
Слайд 79
Стратегические цели и задачи
(пример)
Обеспечение реализации функций финансового
инструмента государственной политики
в
вопросах поддержки и развития агропромыш-
ленного комплекса и сельских территорий
2.
Предоставление основным категориям
клиентов Банка широкого спектра финансовых
услуг
3. Повышение финансовой устойчивости Банка
4. Повышение операционной эффективности
5. Повышение качества управления
Слайд 82Анализ внешней среды
Состояние и прогноз развития экономики
Российской Федерации
Основными факторами
развития кризиса в Российской Федерации стали:
1. Резкое снижение цен на
нефть и другие основные товары российского
экспорта (к январю 2009 года цена на нефть снизилась примерно в 3,5 раза
по сравнению с пиковыми значениями летом 2008 года);
2. Резкое снижение объемов кредитования на мировых финансовых рынках,
вызвавшее отток капитала с развивающихся рынков и невозможность
рефинансирования накопленных займов;
3. Первый в истории современной России циклический спад в экономике.
4. Снижение доверия населения к рублю, вызванное ожиданиями снижения
курса рубля на фоне проблем в мировом финансовом секторе.
5. Сжатие внешних экспортных рынков для российских товаров
вследствие спада в реальном секторе как развитых, так и развивающихся стран.
Слайд 83В качестве основных макроэкономических рисков для России следует выделить:
Углубление спада
в ведущих мировых экономиках, что может вызвать дальнейшее снижение цен
на сырьевые товары российского экспорта и ограничит доступ на международные рынки капитала.
Новый этап снижения обменного курса рубля к бивалютной корзине, вызванный ухудшением сальдо торгового баланса и усилением оттока капитала из страны.
Рост объемов просроченной задолженности в банковском секторе России.
Формирование негативных курсовых и инфляционных ожиданий у экономических агентов РФ вследствие ослабления бюджетной политики Правительства РФ или непоследовательной курсовой и денежной политики Банка России.
Дальнейшее снижение уровня реальных доходов населения.
Рост безработицы и социального напряжения, особенно в моноотраслевых регионах и городах.
Усиление протекционистских тенденций,и сложности с продвижением российских экспортных товаров на рынках других стран.
Возможности:
Импортозамещение
Государственная поддержка АПК
Возобновление роста цен на продукцию АПК
Дальнейшая дестабилизация мировой финансовой системы и кардинальное изменение стоимости мировых резервных валют, возможное появление новых резервных валют.
Слайд 84Кризис предоставляет экономике России и российскому АПК следующие возможности
1.
Повышение конкурентоспособности российских товаров на внутреннем (импортозамещение) и внешнем рынках
вследствие снижения реального
курса рубля.
2. Восстановление мирового спроса и возобновление роста цен на продукцию агропромышленного сектора (начиная с 2011-2012 годов).
3. Развитие сектора АПК в рамках реализации
программы антикризисных мер Правительства РФ
Слайд 85
В рамках данной Стратегии на период до 2013 года рассматриваются
два сценария социально-экономического развития Российской Федерации
Базовый сценарий: сценарий «короткого
кризиса», при котором рост мировой экономики возобновляется не позднее 2010 года, благодаря чему цены на нефть (как основной показатель индекса сырьевых цен) не снижаются ниже уровня 40 долларов за баррель в 2009 г., а к 2013 году повышаются не менее чем до 80 долларов за баррель. Также в 2010 году появляется возможность привлечения средств на мировых финансовых рынках
Сценарий «затяжного кризиса»: возобновление роста мировой экономики откладывается до 2012 года, цен на нефть на мировых рынках снижаются до 30 долларов за баррель, мировые финансовые рынки остаются закрытыми для России и других развивающихся стран, по крайне мере, до середины 2011 года
Слайд 86Состояние и прогноз развития банковского сектора Российской Федерации
Финансовый кризис послужил
толчком для возникновения следующих основных тенденций в банковской системе РФ:
По
мере нарастания кризисных явлений в экономике в активах банков доля ссуд, выдаваемых банками небанковскому сектору, сокращается
Вследствие нестабильности на финансовых рынках и сокращения объемов выданных кредитов небанковскому сектору банки отдают приоритет вложениям в государственные ценные бумаги (по сравнению с частными ценными бумагами)
Из-за закрытия кредитного окна на внешних рынках быстро сокращаются кредиты, привлекаемые у нерезидентов
Слайд 87Состояние и прогноз развития банковского сектора Российской Федерации
Доля депозитов юридических
лиц в обязательствах в результате оттока капитала сокращаются.
Депозиты физических лиц
банков также сокращаются, но масштабной банковской паники не происходит; при этом контролируемые государством банки получают приток депозитов вкладчиков, перешедших в них из частных банков.
В результате кризисных явлений бегство капитала из страны в виде межбанковских кредитов, выданных банкам-нерезидентам, растет.
По мере ухудшения ситуации в экономике, падения совокупного спроса быстро нарастает доля просроченных кредитов; в результате банки сталкиваются с необходимостью увеличения резервов на возможные потери, списания просроченной задолженности, а также привлечения дополнительного капитала.
В условиях развития финансового кризиса реализуется тенденция роста концентрации в российском банковском секторе и увеличения роли банков, контролируемых государством
Нестабильность курса рубля приводит к значительному росту валютных рисков российских банков.
Слайд 88Меры антикризисной политики:
Переход к денежной политике, основанной на кредитовании банков
со стороны Банка России
Беззалоговое кредитование банков, доступ к которому получили
кредитные организации, обладающие соответствующими долгосрочными кредитными рейтингами международных и национальных рейтинговых агентств
Заключение соглашений ЦБ РФ с крупными российскими банками о компенсации части их возможных потерь при межбанковском кредитовании, предоставление финансирования РЕПО под залог расширенного списка активов, удлинение сроков кредитования РЕПО, предоставление субординированных кредитов системообразующим банкам, принятие законодательства о гарантиях по кредитам предприятиям
Рекапитализация Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в целях проведения санации банковской системы
Снижение нормативов обязательного резервирования
Повышение уровня страхового возмещения по депозитам физических лиц с 400 до 700 тыс. руб
Слайд 89
В среднесрочной перспективе наиболее вероятными представляются следующие тенденции в банковском
секторе, затрагивающие Банк
Меры антикризисной политики позволили российским банкам пережить
первые проблемы, вызванные финансовым кризисом. Однако есть основания полагать, что основные трудности кредитных организаций РФ, связанные с ростом просроченной задолженности российских экономических агентов перед банковской системой, еще впереди
В условиях финансовой нестабильности лучше всего будут чувствовать себя банки, контролируемые государство
Крупные банки, контролируемые иностранным капиталом, в условиях мирового кризиса не могут рассчитывать на поддержку материнских банков
Крупные российские частные банки в результате кризиса понесут значительные потери в капитале и рыночной доле, причем реальным представляется дефолт некоторых из них
Средние и мелкие российские банки понесут самые существенные потери вследствие кризиса. В то же время небольшие банки, сумевшие адаптироваться к кризису, смогут сохранить свои специализированные рыночные ниши за счет более тесной и эффективной работы со своими клиентами
Вследствие финансового кризиса у Банка вероятно возникновение затруднений с финансированием, рост рисков и просроченной задолженности. Однако успешная реализации данной Стратегии в текущей ситуации на финансовых рынках является для Банка хорошей возможностью укрепить свое положение в российской банковской системе
Слайд 91 К долгосрочным рискам, прежде всего, следует отнести:
Климатические изменения.
Усиление конкуренции
с импортом.
Процесс старения населения и его сокращения
Слайд 92К среднесрочным и краткосрочным рискам развития АПК следует отнести:
Изменение макроэкономических
условий. Для Банка непосредственный риск представляет увеличение просроченной кредиторской задолженности,
ухудшение ситуации с залогами при предоставлении кредитов. При условии сохранения кризисной ситуации, увеличении дефицита бюджета усугубится риск возникновения проблем с капитализацией Банка
Ценовые сдвиги (например, снижение цен на мировых рынках)
Институциональные риски, локальный монополизм
Техногенные и экологические риски
Краткосрочные природно-климатические риски (возможность засух, наводнений и других краткосрочных природных катаклизмов)
Законодательные риски
Международные торгово-политические риски
Слайд 93Основные параметры развития АПК при реализации сценариев инновационного развития
Слайд 95Проблемы в сфере российского АПК:
Ограниченность предложения кредитных ресурсов в
АПК.
Слабое развитие инженерной и социальной инфраструктуры села.
Неразвитость инфраструктуры
агропродовольственного рынка.
Диспаритет цен.
Отсутствие залогового обеспечения у всех категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно у малых форм хозяйствования.
Несовершенство правового регулирования оборота земельных участков.
Слайд 96Анализ внутренней среды. Текущее состояние Банка
Слайд 97Направления развития активных операций
Основные направления развития активных операций:
Кредитование сельского
населения
Кредитование агропроизводителей под залог техники и на пополнение оборотных средств
Развитие
земельной ипотеки
Долгосрочное кредитование предприятий агропромышленного комплекса и смежных отраслей:
Кредиты на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования
Кредиты на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения
Кредиты на строительство, реконструкцию и модернизацию сельскохозяйственных объектов
Долгосрочные кредиты на приобретение сельскохозяйственных животных
Краткосрочное кредитование предприятий агропромышленного комплекса и смежных отраслей:
Кредиты на пополнение оборотных средств.
Кредиты в форме «овердрафт».
Вексельное кредитование.
Проектное финансирование, торговое финансирование (аккредитивы, гарантии), факторинг.
Кредитование сельского населения, ведущего личное подсобное хозяйство, в форме:
Кредитов на развитие ЛПХ.
Кредитов на приобретение техники/оборудования под залог.
Кредитов на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.
Кредитование физических лиц:
Кредитные карты и платежные карты с овердрафтом.
Кредиты на газификацию жилья и инженерные коммуникации.
Целевые потребительские кредиты.
Кредиты на приобретение автомобиля.
Образовательные кредиты.
Ипотека.
Слайд 98Показатели финансовой эффективности Банка