Слайд 1
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДОКТРИНА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
К.э.н., доцент
Антипин И.А.
Слайд 2Структура Доктрины:
Общие положения
Текущее и целевое состояние регионального развития и региональной
политики. Стратегия перехода
Направления региональной политики и регионального развития. Основные проблемы
и решения
Механизм реализации Доктрины регионального развития Российской Федерации
Программа нормативно-правового обеспечения реализации Доктрины регионального развития Российской Федерации
Слайд 3Цели Доктрины:
Обеспечение обоснованности и согласованности действий федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере
регионального развития в РФ;
Определение и нормативно-правовое закрепление целей регионального развития РФ как согласованных в обществе и государстве ценностей регионального развития и количественных показателей региональной развитости в их связи с положениями Конституции РФ, целями общегосударственного строительства и целями государственной политики РФ в иных сферах развития общества и государства;
Определение основ для создания прозрачной и устойчивой системы государственного управления региональным развитием страны, минимально зависимой от изменчивости политической конъюнктуры;
Публичное донесение содержания государственной региональной политики РФ до органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения в целом;
Придание государственной региональной политике РФ системности, прозрачности, устойчивости, долговременного характера, эффективности в реализации ее целей.
Слайд 4Основные понятия
Доктрина регионального развития Российской Федерации — нормативный правовой акт
государственно-управленческого характера, определяющий содержание государственной региональной политики РФ, включая ее
основные ценностные ориентиры, цели, направления и приоритеты, формирующий и приводящий в действие механизм ее исполнения на кратко-, средне- и долгосрочную перспективы;
Слайд 5Основные понятия
Законодательство в сфере регионального развития — система федеральных законов,
включая настоящую Доктрину, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, направленных на регулирование вопросов регионального развития;
Качество регионального развития — характеристика количественных структурных пропорций региональной развитости в сравнении с их желаемым целевым состоянием;
Слайд 6Основные понятия
Регион — часть территории Российской Федерации, обладающая определенным экономическим,
социальным, демографическим, инфраструктурным, природным и культурно-историческим потенциалом, которая находится в
ведении соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо органов местного самоуправления; границы региона могут совпадать с границами одного или нескольких субъектов РФ и (или) муниципальных образований;
Региональное развитие — положительные сдвиги в социально-экономическом состоянии региона (регионов), характеризующиеся изменением соответствующих региональных показателей;
Уровень регионального развития — фиксированное фактическое состояние регионального развития, которое имеет количественную характеристику;
Слайд 7К ценностям региональной политики РФ относятся следующие:
- достойный уровень жизни
каждого человека во всех субъектах Российской Федерации;
− сбалансированная (эффективная) заселенность
территории РФ, преодоление тенденций депопуляции;
− экономическая и национальная безопасность, территориальная целостность Российской Федерации.
Слайд 8К основным целям региональной политики РФ относятся:
− создание инфраструктурных и
иных условий для достижения достойного уровня жизни каждого независимо от
региона проживания;
− сбалансированное функционирование и развитие субъектов Российской Федерации в социальной и экономической сферах;
− создание эффективного механизма управления пропорциями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
- экономическая состоятельность и стабильность социально-экономического развития субъектов РФ
Слайд 9Основные количественные целевые и мониторируемые показатели реализации государственной региональной политики
1.
Объем ВРП на душу населения в субъектах РФ.
2. Темп роста
ВРП на душу населения в субъектах РФ.
3. Объем инвестиций бюджетных средств в основной капитал на душу населения в субъектах РФ.
4. Объем инвестиций собственных средств предприятий в основной капитал на душу населения в субъектах РФ.
5. Количество субъектов Российской Федерации — доноров и реципиентов.
6. Доходы на душу населения в субъектах РФ
7. Иные
Слайд 10Доктрина регионального развития РФ, региональная политика в сфере управления региональным
развитием РФ формируются на следующие периоды:
− текущий (краткосрочный) (1–3 года);
−
среднесрочный (3–5 лет);
− долгосрочный (стратегический) (5–25 лет).
Слайд 11Текущее состояние регионального развития
Социально-экономические различия между субъектами РФ по ряду
позиций продолжают увеличиваться:
- на 2006–2007 гг. по объему производства промышленной
продукции на душу населения разрыв составляет около 281 раза, по обороту розничной торговли на душу населения — около 27 раз, по объему инвестиций в основной капитал на душу населения — около 44 раз, по уровню зарегистрированной безработицы — около 33 раз;
− наблюдается тренд увеличения разрыва ВРП на душу населения между субъектами РФ (в 2004 г. в 73 раза, в 2006 г. — в 117 раз);
− существуют большие разрывы в инвестировании в основной капитал субъектов РФ на душу населения. Степень дифференциации инвестиций в основной капитал на душу населения в субъектах РФ составляла в 2004 г. 184 раза, а в 2006 г. — 235 раз;
− имеются существенные диспропорции в доходах населения по субъектам Российской Федерации, ежегодно увеличивается разрыв между самыми бедными и самыми обеспеченными субъектами.
- наметилась негативная тенденция увеличения количества субъектов РФ — реципиентов и уменьшения количества субъектов РФ — доноров. На 2007 г. количество субъектов РФ — реципиентов составляло 67, доноров — 19.
Слайд 12Целевое состояние регионального развития
1. Равные социальные и иные возможности для
реализации прав и свобод граждан независимо от региона проживания, развитая
для этого в регионах России социальная и экономическая инфраструктура.
2. Минимальные диспропорции в социально-экономическом развитии между регионами России в долгосрочной перспективе
3. Финансово-экономическая состоятельность субъектов РФ, характеризующаяся стабильной и развитой налогооблагаемой базой, развитой и самодостаточной инфраструктурой.
4. Сбалансированные размещение производительных сил и расселение населения по территории России.
5. Прозрачная система межбюджетных отношений между федеральным Центром и субъектами РФ, а также субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Слайд 13Целевое состояние государственной региональной политики
1. Достижение в системе государственного управления
региональным развитием согласованности взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в процессе осуществления ими региональной политики.
2. Создание комплексной и взаимосогласованной системы стратегических и программных документов в сфере регионального развития России, основанной на трехпериодном планировании: кратко, средне- и долгосрочном.
3. Реализация сбалансированности в разграничении полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также сбалансированности бюджетно-налоговой системы.
4. Создание объективного механизма трансляции интересов субъектов Российской Федерации в федеральный Центр и реального учета интересов субъектов РФ.
5. Реализация прозрачной системы социальных стандартов и достижение ориентированности на них органов государственной власти в процессе осуществления региональной политики.
6. Достижение управляемости миграции, в том числе трудовой.
Слайд 14Федеративное устройство России
К целям региональной политики в сфере совершенствования федеративных
отношений относятся:
-обеспечение результативного баланса централизации и децентрализации государственной власти на
территории РФ;
− преодоление фактического неравенства прав субъектов РФ и сокращение дифференциации субъектов РФ по ключевым социально-экономическим показателям;
− повышение эффективности системы государственного управления региональным развитием;
− оптимальное разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с принципом субсидиарности.
Слайд 15Текущее состояние государственной политики в сфере федеративного устройства характеризуется следующими
тенденциями:
- начавшаяся реформа в сфере разграничения предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показала недостаточную эффективность внедряемой схемы разграничения компетенции и неготовность органов государственной власти реализовывать переданные им полномочия;
− последствием перераспределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ является увеличение диспропорций в ресурсном обеспечении реализации переданных субъектам РФ полномочий;
− отсутствием четких критериев оценки эффективности социально-экономического развития субъектов РФ;
− отсутствием комплексной стратегии модернизации федеративного устройства, в результате чего государственная федеративная политика приобрела характеристики фрагментарности и несистемности;
− слабостью механизмов учета интересов субъектов РФ на федеральном уровне и низким уровнем участия субъектов Российской Федерации в принятии ключевых решений на федеральном уровне.
Слайд 16Пространственное развитие Российской Федерации
К целям региональной политики в сфере пространственного
развития России относятся:
обеспечение государственных гарантий предоставления определенного объема и набора
социальных услуг всем гражданам независимо от региона проживания, а также создание равных возможностей всем гражданам РФ в реализации их прав и потребностей;
− сокращение различий в уровне социально-экономического развития и одновременное наращивание экономического потенциала субъектов РФ;
− создание сбалансированной системы территориального планирования размещения производительных сил и системы расселения в стране.
Слайд 17Бюджеты и налоги в региональной политике
К целям региональной политики в
сфере бюджетно-налоговой системы относятся:
- обеспечение методами бюджетно-налогового регулирования исполнения всех
видов социальных обязательств государства перед гражданами во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях;
− создание прозрачной системы межбюджетных трансфертов;
− финансовая самостоятельность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, обеспечение исполнения их функций при минимальной зависимости от вышестоящих бюджетов;
− реализация программ финансовой поддержки территорий с особыми условиями функционирования их социальной сферы и экономики, находящихся в системной депрессии или требующих решения экологических, демографических, политических и иных проблем общефедерального значения.
Слайд 18Инвестиции в региональной политике
К целям региональной политики в сфере инвестиционной
деятельности в субъектах Российской Федерации относятся:
- сокращение социально-− экономических различий
между отдельными регионами и муниципальными образованиями, между городскими и сельскими территориями страны;
− комплексное производственное и инфраструктурное обустройство территорий, имеющих особое значение для защиты геополитических интересов и безопасности России;
− формирование инфраструктурного каркаса (транспортные и энергетические сети, связь) территорий, обеспечивающего связность пространства регионов и страны в целом и создающего предпосылки для роста экономической и социальной активности населения и бизнеса;
− создание производственных, социальных и иных объектов в отдельных регионах и муниципальных образованиях в сферах, отвечающих интересам страны и не являющихся привлекательными для частного бизнеса;
− территориальное планирование и размещение зон действия крупного бизнеса с учетом интересов и возможностей решения социальных и экономических проблем регионов и муниципальных образований.
Слайд 19Социальное развитие субъектов Российской Федерации
К целям региональной политики в сфере
социального развития регионов России относятся:
− защита главных жизненных интересов населения
РФ, выражающаяся в обеспечении исполнения социальных обязательств государства перед гражданами во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях с закреплением этих обязательств в виде федеральных и региональных социальных стандартов;
− создание равных возможностей для граждан РФ, независимо от места проживания, в реализации их социальных прав и удовлетворении потребностей в соответствии с принципом территориальной справедливости;
− сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов РФ и входящих в их состав муниципальных образований, обеспечивающее по месту жительства или в пределах региона возможность всестороннего развития личности каждого гражданина с учетом региональной специфики;
- обеспечение социальной мобильности населения, т. е. доступности мест приложения труда и мест предоставления социальных услуг, а также возможности свободного выбора места жительства и работы;
− решение в каждом регионе с учетом его специфики проблемы обеспечения доходов населения, позволяющих самостоятельно решать вопросы жилищного обеспечения, а также получать стандартный набор платных социальных услуг;
− снижение дифференциации однотипных субъектов РФ, муниципальных образований, городских и сельских поселений по социальным параметрам уровня и качества жизни.
Слайд 20Административные центры субъектов
РФ в решении задач региональной политики
Цели направления:
- создание
возможностей прямого и легитимного участия административных центров субъектов РФ в
решении задач региональной политики в соответствии с масштабами сосредоточения в них экономического, социального, научного, культурного и политического потенциала регионов и страны в целом;
− снятие различий параметров социально-экономической ситуации между административными центрами и муниципальными образованиями регионов путем согласованного их развития на основе совместного решения общих задач;
− первоочередное создание в административных центрах субъектов РФ реальных центров инноваций всех типов для ускоренного развития территорий региона;
- узаконение финансовых (бюджетных и налоговых) и иных отношений административных центров и остальных территорий регионов в связи с выполнением этими центрами значительной части общерегиональных функций;
− объективная оценка региональных проблем в субъектах РФ за счет раздельного учета параметров этих проблем в административных центрах субъектов РФ и на остальной территории регионов.
Слайд 21Местное самоуправление и межмуниципальное сотрудничество
Цели направления:
- повышение возможностей муниципальных образований
по предоставлению социальных услуг;
- обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного
значения с учетом региональной специфики и местных традиций;
− обеспечение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, исполнения их функций при минимальной зависимости от вышестоящих бюджетов.
Слайд 22Развитие территорий с особым статусом:
особые экономические зоны, ЗАТО, наукограды, монопрофильные
города
Цели направления:
- диверсификация экономики, развитие современной социальной и производственной инфраструктуры
на территориях с особым статусом и рационализация такого статуса;
− стимулирование притока инвестиций в производственный сектор высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта и сферы услуг на территории с особым статусом;
− сохранение и укрепление кадрового потенциала сферы НИОКР и высокотехнологичных отраслей промышленности в ЗАТО, наукоградах и монопрофильных городах.
Слайд 23Развитие проблемных регионов РФ: Дальний Восток, Кавказ, северные территории, депрессивные
регионы
Цели направления:
- создание механизмов проблемных территорий с особыми условиями функционирования
их социальной сферы и экономики, находящихся в системной депрессии или требующих решения экологических, демографических, политических и иных проблем общефедерального значения;
− создание необходимой производственной и социальной инфраструктуры на проблемных территориях;
− недопущение появления и развития зон социально-экономической и общественно-политической нестабильности;
− недопущение угроз национальной и территориальной безопасности.
Слайд 24Миграционные вопросы в региональной политике.
Обеспечение сбалансированной структуры расселения
Цели направления:
- способствование
решению проблем депопуляции населения;
− создание эффективной системы управления миграционными потоками
для сбалансированного расселения населения;
− решение проблемы трудовых ресурсов в регионах;
− создание условий для повышения мобильности населения (развитие рынка жилья и транспортной инфраструктуры, программы содействия трудовой миграции).
Слайд 25Внешнеэкономическое сотрудничество субъектов РФ
Цели направления
− использование конкурентных преимуществ субъектов РФ
в международном разделении труда для ускорения инноваций и структурной перестройки
хозяйства;
− адаптация территориальной структуры общества к процессам глобализации, смягчение их негативных сторон;
- преодоление недостатков периферийного положения приграничных территорий, превращение их в зоны эффективных контактов между национальными экономиками России и соседних стран, социальных и технологических инноваций;
− обеспечение коммуникаций с внешним миром и увеличение транзита через территорию РФ
Слайд 26Развитие инфраструктурных объектов в РФ
Цели направления
- обеспечение единства и целостности
экономического и
социально-культурного пространства страны за счет рационального размещения федеральной инфраструктуры;
−
повышение пространственной мобильности населения;
− рационализация транспортных издержек;
− укрепление национальной безопасности и обороноспособности страны;
- укрепление международного влияния, улучшение геоэкономического и геополитического положения всей страны и ее регионов;
− освоение новых территорий и их природных ресурсов для нужд народного хозяйства и экспорта.
Слайд 27Государственное управление региональным развитием
Цели направления
− максимальный учет интересов и сближение
позиций федерального Центра, субъектов РФ и муниципальных образований;
− совершенствование механизмов
взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
− сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов РФ и входящих в их состав муниципальных образований;
− безусловное исполнение всех видов социальных обязательств государства перед гражданами во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях;
− распределение административных, финансовых, имущественных и иных ресурсов государства между Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями пропорционально их роли в реализации мер региональной политики.
Слайд 28Формирование и реализация федеральных, межрегиональных и региональных целевых программ
Цели направления
-
поддержка территорий геополитического значения путем развития всех видов инфраструктуры, сооружения
объектов экономики и социальной сферы, расширения транспортных связей, повышения включенности хозяйства указанных территорий в систему внутрироссийского рынка;
− целевая концентрация федеральных ресурсов на решении наиболее критических задач развития территорий программной поддержки;
− активизация экономической и социальной активности населения и бизнеса на территориях программной поддержки;
− обеспечение мультипликативного эффекта согласованной реализации на территориях программной поддержки различных типов федеральных и региональных программ;
− повышение эффективности системы формирования и реализации программ развития регионов на всех уровнях власти.
Слайд 29Механизм реализации Доктрины регионального развития РФ
Принципы государственного управления региональным развитием
Государственное
управление региональным развитием должно обеспечивать:
- систему формирования региональной политики;
− систему
реализации региональной политики;
- устойчивость системы реализации государственной политики регионального развития в долгосрочной перспективе
Слайд 30Государственное управление региональным развитием строится на основе следующих принципов.
Функция государственного
управления региональным развитием должна быть обеспечена всем необходимым управленческим инструментарием.
Результатом
государственного управления региональным развитием является достижение ценностных целей регионального развития.
Целевой, целостный и взаимоувязанный по всем направлениям в сфере регионального развития подход к формированию государственной региональной политики.
Максимальная информационная обеспеченность и открытость процессов управления региональным развитием.
Согласование и сочетание федерального и региональных уровней и интересов в процессе формирования и реализации региональной политики.
Единство исполнения региональной политики.
Контроль реализации региональной политики.
Коррекция нерезультативных по поставленным целям управленческих решений.
Реализация принципа целевого подхода осуществляется путем использования системы основных количественных целевых и мониторируемых показателей регионального развития,
Достижение максимальной информационной обеспеченности и открытости осуществляется за счет организации системного мониторинга основных количественных показателей регионального развития, определения единого федерального органа исполнительной власти, ответственного за эту деятельность,
Слайд 31Система государственного управления региональным развитием
1. Система государственного управления региональным развитием
должна состоять из следующих органов публичной власти.
1) Президент РФ как
глава государства
2) Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума)
3) Правительство Российской Федерации в лице Министерства регионального развития, иные федеральные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с Конституцией РФ
4) Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ
2. Функция прогнозирования социально-экономического развития субъекта РФ должна стать неотъемлемой частью управления социально-экономическим развитием и осуществляться органами государственной власти и муниципальных образований на постоянной основе, стать нормативным и обязательным инструментом управления
3. Функция планирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации должна осуществляться исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на основе Доктрины регионального развития РФ и иных правовых актов
4. Прогнозирование и планирование регионального развития становится полноценным видом управленческой деятельности, которая должна иметь установленные механизмы контроля исполнения и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение.
5. Для реализации функции целевого управления региональным развитием необходима модернизация системы мониторинга социально-экономического развития и статистического учета видов экономической деятельности
Слайд 32Модернизация системы государственного управления региональным развитием
1) в краткосрочном периоде создаются
правовые основы разработки и реализации государственной политики в сфере регионального
развития, а также формирования долгосрочного территориального планирования регионального развития
2) в среднесрочном периоде перераспределяются и уточняются управленческие функции, полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления
3) в долгосрочном периоде происходит выход на уровень стабильной и эффективной работы, развитие мониторинга социально-экономических показателей регионального развития России как самостоятельной государственной функции, анализ достигнутых результатов, корректировка государственных управленческих решений в сфере регионального развития.