Слайд 1Выполнила:
Ст. гр.ЗТМД-109
Комарова Я. Н.
Проверил:
Щека А. А.
Стратегическое управление таможенными органами
Слайд 2 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Ключевой задачей развития Российской Федерации
в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого
экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта.
Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от «планирования ресурсов» к «планированию результатов». Направленность управления на достижение конкретных целей предопределяет повышение роли и места применения концепции стратегического управления в таможенных органах, а динамичность и неопределенность воздействия факторов внешней среды на функционирование и развитие таможенной службы России обусловливает актуальность использования концепции стратегического управления в регулировании этих процессов.
Слайд 3Концепция стратегического управления
Концепция стратегического управления включает в себя несколько элементов.
Первый
элемент — определение основных целей, охватывает систему целей, включающую миссию,
общеорганизационные и специфические цели.
Второй элемент — приоритеты распределения ресурсов, затрагивает принципы распределения ресурсов.
Третий элемент — правила осуществления управленческих действии, связан с принятием курса действий, направленных на достижение поставленных целей.
В широком смысле стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Слайд 4Таким образом, стратегическое управление представляет собой по существу способ управления,
используемый в условиях:
- появления новых, более сложных задач, обусловленных динамичностью
и неопределенностью обстановки. Некоторые из этих задач являются оригинальными, а поэтому не может быть использован для их решения имеющийся опыт. Эти задачи отличаются большим количеством переменных, сложным характером их зависимостей, наличием случайных факторов, а также временным ограничением Уже сейчас, по некоторым данным, удельный вес подобных задач составляет более половины в общем числе управленческих задач, решаемых в организациях, и имеет тенденцию в росту;
- быстрой сменяемости задач и соответствующей реакции организаций по изменению направлений капитальных вложений, организационных форм управления и др.;
- высокой цены ошибок от принятия неправильных решений. Особенно это относится к узко специализированным организациям;
- отсутствия разработанных формализованных схем и процедур решения задач. В задачах управления преобладают качественные (т. е. неопределенные характеристики). Поэтому они могут быть решены с помощью дополнительной информации, получаемой от человека
Слайд 5Объектом стратегического управления рассматривается организация как открытая система. Такая система
способна изменять во времени свои параметры, подвержена воздействию внешней среды
и оказывает влияние на эту среду по принципу обратной связи.
Главная задача стратегического управления заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.
Базовым элементом концепции развития является стратегия В теории стратегического управления существует множество определений стратегии. Наиболее часто цитируется определение, данное А.Д. Чендлером, поскольку оно наиболее полно отражает суть данного понятия. По Чендлеру «стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей».
Слайд 6Таким образом, стратегия — это генеральный план действий, определяющий приоритеты
стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
Алгоритм
процесса стратегического управления включает несколько этапов:
- формирование видения и миссии организации;
- постановка целей и задач;
- оценка и анализ внешней среды;
- управленческое обследование внутренней среды, направленное на выявление сильных и слабых сторон организации;
- анализ стратегических альтернатив:
- выбор стратегии;
- реализация стратегии;
- оценка стратегии
Слайд 7Анализ среды является исходным элементом процесса стратегического управления, так как
он обеспечивает базу для определения видения, миссии и целей организации,
а также для выработки стратегии поведения, позволяющей организации осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
- макроокружения:
- непосредственного окружения;
- внутренней среды организации.
Анализ внешней среды — процесс, посредством которого руководители организации и разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, с целью определения возможностей и угроз для организации.
Анализ внутренней среды позволяет определять возможности и потенциал, на который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать видение и миссию, т. е. определить смысл и ключевые направления деятельности фирмы.
Слайд 8Следующим этапом процесса стратегическою управления организацией является формулирование видения, миссии
и целей организации
Стратегическое видение — это управленческое видение того, какой
вид компания должна иметь и к какой позиции она должна стремиться.
Миссия организации — понятие, раскрывающее смысл существования организации и определяющее в общем сферу ее деятельности. Существуют различные понимания термина «миссия»:
- миссия в широком смысле — это философия и предназначение, смысл существования организации;
- миссия в узком смысле — это утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должны знать все сотрудники организации. Миссия служит ориентиром, на котором руководители основывают свои решения. Ответственность за формирование миссии лежит на высшем руководстве и не может быть делегирована.
Слайд 9Система стратегического управления в таможенных органах
Основные составляющие управления развитием таможенной
службы — это формирование видения, выявление целей и задач, определение
стратегии, разработка концепций и планов развития, управление таким процессом.
Стратегия в сфере таможенного дела формирует основу стратегического управления, включающего решение трех взаимосвязанных задач
- формирования взаимоотношений таможенной службы России с участниками ВЭД и другими представителями предпринимательского сообщества, а также с таможенными администрациями различных стран, правоохранительными и контролирующими органами России и мира;
- совершенствования внутренних институтов таможенной службы, которое позволяет адекватно реагировать на изменения окружающей среды и адаптироваться к ним, используя их в своих целях;
- реализации спланированных в рамках разработанной стратегии изменений (посредством использования программно-целевых методов).
Слайд 10Стратегическая цель, задачи и направления развития таможенных органов РФ определены
в Концепции развития таможенных органов Стратегической целью ФТС России является
определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ.
Данная стратегическая цель соответствует положениям ст. 71 Конституции РФ, Таможенного кодекса РФ, федеральных законов о федеральных бюджетах, направлена на выполнение задач, определенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, основных направлениях деятельности Правительства РФ, и будет способствовать достижению таких стратегических целей развития страны, как:
- обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;
- повышение устойчивости бюджетной системы;
- создание условий для экспорта (внешняя конкурентоспособность) и повышение внутренней конкурентоспособности товаров и услуг;
- развитие интеграции на пространстве Содружества независимых государств;
- развитие торговых и иных экономических связей с другими странами;
- снижение уровня непроизводительных транзакционных издержек,
- повышение информационной прозрачности деятельности государственной власти;
- повышение уровня национальной безопасности;
- снижение уровня коррупции;
- снижение рисков и возможного ущерба от террористических угроз.