Слайд 1Стратегия, основанная на реализации конкурентных преимуществ
Слайд 2Основные вопросы темы:
1. Понятие конкурентного преимущества
2. Модель «Пять конкурентных
сил»
М. Портера
3. Ключевые факторы успеха
Слайд 31. Понятие конкурентного преимущества
Конкуренция - это
соперничество (А. Смит,
Й. Шумпетер, Г.Л. Азоев);
наличие на рынке достаточного количества продавцов и
покупателей (Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю);
процесс (Ф.А. Хайек, М. Портер).
Слайд 4Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном
рынке для одержания победы или достижения других целей в борьбе
с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Р.А. Фатхутдинов
Слайд 5Конкурентное преимущество – это какая-либо ценность, которой обладает организация и
которая дает ей превосходство перед конкурентами.
ВНУТРЕННЕЕ
ВНЕШНЕЕ
Достигается
Превосходство низкого порядка
Превосходство высокого порядка
Слайд 6Конкурентные преимущества низкого порядка основаны на неустойчивых факторах (например, дешевые
производственные ресурсы), которые трудно защитить, и поэтому они не могут
обеспечить долгосрочного лидерства.
Конкурентные преимущества высокого порядка трудно воспроизводятся (уникальность продукции и технологий, высокое качество, устойчивый положительный имидж и пр.), что обеспечивает достаточно устойчивое и долгосрочное преимущество.
Слайд 7Основные задачи:
анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ организации;
развитие слабых сторон
организации и создание новых конкурентных преимуществ;
формирование цели функционирования и развития
организации;
фокусирование всех конкурентных преимуществ на цель.
Слайд 8Прибыль, получаемая в отрасли, зависит от следующего:
цены или ценности продукции
для потребителя;
конкуренции и её интенсивности;
рыночной власти на всех звеньях производства
продукции.
Слайд 9Теория о монополии и теория о совершенной конкуренции
Фирма, защищенная барьерами
от вторжения на рынок новых участников, образует монополию, при которой
вся добавленная стоимость уходит в прибыль.
Много фирм, поставляющих аналогичный продукт и не имеющих ограничений на рынке, образуют совершенную конкуренцию, при которой прибыль снижается до уровня, покрывающего стоимость капитала фирмы.
Слайд 10Спектр отраслевых структур
ВИДЫ ОТРАСЛИ
Совершенные информационные потоки
Несовершенный доступ к информации
Слайд 11Модель Портера рассматривает две основные концепции маркетинга:
выбор целевого рынка;
стратегическое преимущество
на основе уникальности характеристик продукции или её цены.
Слайд 12Стратегия низких издержек. Издержки можно уменьшить за счет экономии ресурсов,
создания дешевых моделей, монополии на дешевое сырье, совершенствование технологии, оптимизации
управления.
Стратегия дифференциации. Выделение организацией своих товаров (услуг) в качестве особых, отличных от конкурентов.
Методы выделения:
обеспечение качества и специфических потребительских свойств;
надежность в эксплуатации;
владение запатентованными технологиями по производству данного товара;
сбыт товаров в комплексе с сопутствующими услугами, которые не предоставляются основными конкурентами;
выделение брендовых товаров с обеспечением «узнаваемости» предприятия на рыке.
Слайд 13Стратегия концентрации. Выделение специфического сегмента рынка через низкие цены или
уникальное торговое предложение.
В этом случае организация контролирует свои издержки
путем:
концентрации усилий на ключевых видах товаров, предназначенных для специфических потребителей;
созданием особой репутации при обслуживании рынка, который не удовлетворен конкурентами.
Слайд 14Зависимость между долей на рынке и рентабельностью
Слайд 152. Модель «Пять конкурентных сил» М. Портера
Угроза вхождения на рынок
Угроза
со стороны товаров-заменителей
Слайд 16Конкурентная угроза со стороны товаров-заменителей:
какова относительная цена на заменители?
как соотносится
цена заменителя с ценой вашей продукции?
какие издержки понесут производители, если
перейдут на заменители?
Слайд 17Конкурентная угроза потенциального входа
Основные источники барьеров:
капиталовложения;
экономия за счет масштабов производства;
абсолютное
преимущество в затратах;
дифференциация продукта;
административные и законодательные барьеры;
противодействие со стороны существующих
конкурентов.
Слайд 18Соперничество между конкурентами внутри отрасли
Факторы, определяющие соперничество:
Концентрация (коэффициент концентрации);
многообразие конкурентов;
дифференциация
продукта;
избыточные производственные мощности;
структура затрат.
Слайд 19Рыночная власть потребителей
На какое количество покупателей приходится 80% ваших продаж?
Много
ли потребителей сменилось за последние пять лет?
Часто ли потребители переходят
от одного поставщика к другому?
Могут ли ваши потребители использовать заменитель товара?
Слайд 20Внутри отрасли фирмы работают на двух типах рынков:
1) на рынках
входных ресурсов фирмы приобретают необходимые ресурсы (сырье, комплектующие, люди, финансы
и т.д.);
2) на рынках конечных результатов фирмы продают свои товары или услуги покупателям.
Потребителям важны два фактора, определяющие силу потребительского потенциала:
ценовая чувствительность потребителей;
относительная рыночная власть.
Слайд 21Степень чувствительности потребителей к цене зависит от четырех факторов:
1) чем
более существенна доля приобретаемого товара в общей структуре затрат потребителя,
тем чувствительнее он будет к цене, которую нужно заплатить;
2) чем менее дифференцирован продукт, предлагаемый поставщиками, тем более склонны потребители переключаться на альтернативный продукт, имеющий более привлекательную цену;
3) чем интенсивнее конкуренция среди потребителей, тем сильнее их давление на своих поставщиков с целью снизить закупочную цену;
4) чем значительнее роль комплектующего товара отрасли в формировании качества конечного продукта, тем менее чувствительны потребители к запрашиваемой цене за товар.
Слайд 22Рыночная власть потребителя определяется:
размером и концентрацией потребителей – чем
меньше потребителей и чем они масштабней, тем большую ценность они
представляют для производителя;
осведомленностью потребителей – чем большую информацию они имеют о поставщиках, тем легче им вести с ними переговоры;
способностью к вертикальной интеграции – при отказе одной из сторон от сделки, другая сторона может начать самостоятельные действия.
Слайд 23Рыночная власть поставщиков
Каково влияние посредников? (У кого закупается сырье, комплектующие.)
Сколько
имеется альтернативных поставщиков и какова их концентрация?
Какую долю продаж для
поставщиков составляют ваши закупки?
Слайд 24Модель М. Портера
Недостатки:
статичность
Позволяет:
прогнозировать потенциал прибыльности фирмы;
определять способы влияния на отраслевую
структуру с целью смягчения конкурентной борьбы и повышения уровня прибыльности.
Слайд 25Модель Дж. Шумпетера – учитывает динамическое воздействие между конкуренцией и
отраслевой структурой, рассматривает инновации как фактор «креативного разрушения»
Концепция Р. Давени
о гиперконкуренции.
Гиперконкуренция – непрерывное генерирование конкурентного преимущества с параллельным разрушением и нейтрализацией конкурентного преимущества оппонентов.
Слайд 26Теория игр
1) теория позволяет понять структуру конкурентной ситуации и выработать
рациональный подход к принятию решений, задавая рамки стратегических решений:
идентификация игроков;
уточнение
вариантов для каждого игрока;
определение выигрыша по каждой комбинации вариантов;
установление последовательности решений при помощи «деревьев» решений.
2) теория игр позволяет по-новому взглянуть на конкурентную ситуацию и благодаря этому предсказать баланс сил и последствия стратегических ходов любого игрока.
Слайд 27Другой игрок является дополняющим вас партнером, если покупатели больше ценят
ваш продукт, когда он продается вместе с продуктом этого другого
игрока, а не когда ваш продукт продается отдельно.
Другой игрок является вашим конкурентом, если покупатели меньше ценят ваш продукт, когда он продается вместе с продуктом этого другого игрока, а не когда ваш продукт продается отдельно.
Слайд 28Теория игр дает возможность игрокам изменять структуру игры:
выгоды от повторной
игры - качество товара можно гарантировать поддерживая долгосрочные отношения с
продавцом;
запугивание - угроза другому игроку нести дополнительные издержки в невыгодных для него сферах деятельности;
привлечение конкурентов – создание альянсов с конкурентами с целью увеличения размеров рынка и наращивания сил против других конкурентов.
Слайд 293. Ключевые факторы успеха
Ключевые факторы успеха определяют способности фирмы к
выживанию и процветанию:
Что хотят наши потребители?
Что необходимо фирме, чтобы побеждать
конкурентов?
Слайд 30Определение ключевых факторов успеха
Слайд 32Выводы
1. Конкуренция – движущая сила развития организации и общества. Это
процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке для
одержания победы над конкурентами
2. В основе стратегии, основанной на реализации конкурентных преимуществ, лежит модель М. Портера. Модель рассматривает пять конкурентных сил (конкуренты в отрасли, товары-заменители, потребители, поставщики и потенциальные участники), которые необходимо учитывать при разработке стратегии организации.
3. Способность организации к выживанию и развитию определяют ключевые факторы успеха.