Домашнее задание №2
Александр Манин, «Стратегия межфирменных взаимодействий»
3.Персонал КЦ
4.Взаимодействие с BU
Цели, задачи и роли КЦ
Динамика функций и ролей КЦ во времени
«Централизация» vs «локализация» решений
Система принятия решений внутри КЦ
Необходимость «представительства» функций в КЦ
Специальные навыки
Специальные требования
Система мотивации
Влияние прошлого опыта и менталитета на принятие стратегических решений
Бизнес-процессы
Индустриальная и территориальная специфика
Роль КЦ в реализации разработанных им стратегий
Влияние BU на работу КЦ
Измерение эффективности работы КЦ на уровне BU и компании в целом
Баланс между финансовыми и операционными результатами
What Do We Know About Corporate HQ? M.Menz, D.Collis,2013
Особенности работы КЦ - одна из наиболее актуальных и имеющих практическое применение тем в КС
Цель: Создание основной дополнительной ценности
Примеры:
Формирование стратегических направлений развития для BU,
Определение KPI
Управление портфелем
Определение стратегических или операционных направлений
Формирование корпоративных политик
Создание корпоративной культуры
Влияние на создание дополнительной ценности и прибыль – очень высокое, при правильном управлении стоимость может радикально вырасти, при плохом стоимость может также радикально разрушаться
Услуги
Цель: Создание одной из составляющих дополнительной ценности, связанной с предоставлением общих для BU услуг
Примеры: Создание функциональных центров экспертизы (functional centers of excellence),создание условий для экономии на масштабе и разнообразии (е.g. IT, закупки, корпоративная реклама, корпоративный брендинг,)
Влияние на рост прибыли- ограниченное (в основном за счет снижения затрат)
Основная функция КЦ, определяющая необходимость его существования!
Parenting Advantage: способность КЦ компании создавать большую ценность для своих BU, чем его конкуренты («Corporate Strategy: The Quest for Parenting Advantage, A.Campbell, 1995)
Аналог Competitive Advantage при разработке бизнес-стратегий (стратегий BU)
(*) В ряде источников издержки на содержание КЦ, в зависимости от его размера, оцениваются от 2 до 5% выручки компании
Чтобы быть «лучшим собственником, этого недостаточно!
«Функциональный» подход
«Портфельный» подход
Управление портфелем бизнесов (планирование портфеля, распределение ресурсов, M&A,)
Управление бизнесами портфеля (улучшение планирования BU, оптимизация бюджетов)
Управление связями в портфеле (создание синергии, передача ресурсов)
Повышение устойчивости портфеля к изменениям
К сожалению, в распоряжении КЦ имеется немало инструментов радикального разрушения ценности…
Изменение численности КЦ, %
Динамика влияния на решения BU, %
Рост
Снижение
Области роста влияния КЦ
Сильно
Слабо
Функции
Элементы планирования
A New Look for the Head Office, Performance, 2012
761 компания из США и Европы
21 страна
867 топ менеджеров
Александр Манин, «Стратегия межфирменных взаимодействий»
Роль КЦ «привязана» к выбранной корпоративной стратегии и меняется по мере повышения зрелости рынка - от управляющего портфелем до интеграции с целью использования общих активов
Степень вовлеченности корпоративного центра
Степень интеграции бизнесов
Роль КЦ определяется природой и степенью взаимосвязи BU, а также возможностью и необходимостью конструктивного участия в работе BU
Максимальная
- Чем выше риски от задержки принятия решения, тем…
- Чем BU менее самостоятельные, тем…
- Чем выше потенциальные эффект от синергии, тем..
- Чем ниже организационная зрелость, тем…
- Чем отраслевая динамика менее устойчива, тем…
BCG:Designing the Corporate Center, 2013
Роли КЦ в существенной степени «привязаны» к инструментам повышения им ценности, более детальна
Каждая из 6-и ролей определяет различные подходы к:
Нет совместных услуг
Внешние консультанты помогают бизнесам (совместно с менеджерами по развитию) найти новые цели для поглощения
Определение направлений корпоративной стратегии и мониторинг эффективности за счет посещения заседаний Правлений
Выбор CEO для всех портфельных компаний
«Ставки» на будущее рынка в новых отраслях/географиях (напр., очень ранний выход на китайский рынок)
Нет привязанности к инвестициям
Дисциплинированный, по типу венчурного фонда, подход к M&A. Высокая дисциплина финансового и стратегического планирования, что позволяет КЦ сохранять «большую картину» по всему бизнес портфель (в т.ч. Заполнять пробелы в портфеле в дополнение к планам БЮ)
Централизованное управление талантами с фокусом на развитие внутренних кадров и планирование преемственности для топ 100
Некоторые совместные услуги: финансы, управление талантом/кадры и IT
Фокус на развитии бизнеса и M&A
Стратегическое планирование и контроль
Цели и стратегия БЮ ставятся CEO БЮ вне зависимости от КЦ
КЦ ежеквартально оценивает динамику работы и предлагает улучшения
Стабильный % обновления портфеля бизнесов для компенсации пробелов в продуктовых линиях, расширения географии и повышения прибыльности
Развитие талантов в рамках четкой централизованной системы (обучение, открытость, качество, ответственность)
Фокус на операционной эффективности через внешний бенчмаркинг и централизованные инициативы и развитие лидеров, «нацеленных на реализацию решений»
Поддержание эффективности портфеля за счет глобальной диверсификации, внимания к долгосрочному росту бизнеса, а не прибыли
Центр экспертизы: HR и обучение
Глобальный маркетинг
Минимальные совместные услуги
Руководители БЮ отвечают за достижение целей (на основе исторических показателей и конкурентной среды)
БЮ также ставят напряженные цели для ускорения инноваций
Инвестиции в стабильные отрасли с минимальными колебаниями
Нет привязанности к активам
Либо top 2 в отрасли, либо выход
Определение корпоративной стратегии
Ведение процесса управления эффективностью
Развитие специальных навыков/знаний в КЦ
Определение корпоративной стратегии
Определение стратегии на уровне отдельного бизнеса
Постановка целей для каждого бизнеса
Бюджетирование и операционное планирование
Построение ресурсов в функциональных областях (напр., в закупках)
Постановка стратегических целей организации
Распределение капитала и финансовая поддержка
Управление бизнес портфелем (в т.ч. через M&A)
Запуск сквозных инициатив снижения затрат/повышения качества
Активная работа с БЮ для решения сложных вопросов (в т.ч. непрерывное улучшение)
Определение возможностей для роста портфеля (в т.ч. Клиентские команды, архитектура корпоративного бренда, синергии БЮ) `
Повышение эффективности за счет стратегии совместных услуг
Роль КЦ
Использование экономий масштаба/разно-образия
Мониторинг КПЭ (совещания по эффективности)
Управление талантом (в т.ч., планирование «наследования»)
Менее вовлечен
Вовлечен
Долгосрочное, эволюционное видение и планы роста холдинговой компании (напр., начали с автобусных услугах, перешли в э/э, потом в финансы, СМИ и пр.)
Непрерывные ставки на рынок (напр., первый по времени инвестор в азиатских бизнесах)
Использование M&A для развития портфеля в новых географиях, поддержания долгосрочной динамики портфеля
Основные инструменты КЦ создания стоимости
Case Study
PCC создает стоимость за счет управления портфелем, контролируя эффективность через участие в управлении и выбор CEO
Определение корпоративной стратегии
Ведение процесса управления эффективностью
Развитие специальных навыков/знаний в КЦ
Определение корпоративной стратегии
Определение стратегии на уровне отдельного бизнеса
Постановка целей для каждого бизнеса
Бюджетирование и операционное планирование
Построение ресурсов в функциональных областях (напр., в закупках)
Постановка стратегических целей организации
Распределение капитала и финансовая поддержка
Управление бизнес портфелем (в т.ч. через M&A)
Запуск сквозных инициатив снижения затрат/повышения качества
Активная работа с БЮ для решения сложных вопросов (в т.ч. непрерывное улучшение)
Определение возможностей для роста портфеля (в т.ч. Клиентские команды, архитектура корпоративного бренда, синергии БЮ) `
Повышение эффективности за счет стратегии совместных услуг
Роль КЦ
Использование экономий масштаба/разно-образия
Мониторинг КПЭ (совещания по эффективности)
Управление талантом (в т.ч., планирование «наследования»)
Каждая компания подает годовой план (в августе) с детальным представлением данных по формату J&J
Каждое подразделение защищает стратегические цели перед персоналом Пред. Совета Директоров
Жесткий централизованный контроль, поскольку КЦ более эффективен в определении возможностей расширения продуктовых линеек и экспансии в новые географии (портфельное управление)
Фокус внимания кадровой службы КЦ на планировании преемственности (топ 100 в компании)
От руководителей ожидают инвестирования времени и энергии в поиск и развитие перспективных кадров
Продвижение - практически полностью на основе внутреннего кадрового резерва, вкл. всех CEO
Основные инструменты КЦ для создания стоимости
Case Study
Определение корпоративной стратегии
Ведение процесса управления эффективностью
Развитие специальных навыков/знаний в КЦ
Определение корпоративной стратегии
Определение стратегии на уровне отдельного бизнеса
Постановка целей для каждого бизнеса
Бюджетирование и операционное планирование
Построение ресурсов в функциональных областях (напр., в закупках)
Постановка стратегических целей организации
Распределение капитала и финансовая поддержка
Управление бизнес портфелем (в т.ч. через M&A)
Запуск сквозных инициатив снижения затрат/повышения качества
Активная работа с БЮ для решения сложных вопросов (в т.ч. непрерывное улучшение)
Определение возможностей для роста портфеля (в т.ч. Клиентские команды, архитектура корпоративного бренда, синергии БЮ) `
Повышение эффективности за счет стратегии совместных услуг
Роль КЦ
Использование экономий масштаба/разно-образия
Мониторинг КПЭ (совещания по эффективности)
Управление талантом (в т.ч., планирование «наследования»)
Использование внешних бенчмарков для определения лучших практик (качество, отношения с клиентами, производственные параметры, пр.)
Развитие лидеров с высокой исполнительской культурой, которые сфокусированы на скорости развития
Фокус на бизнесах с минимальным уровнем колебаний
Сокращение риска за счет большого диверсифицированного портфеля и глобального представительства
Независимая функция по формированию отчетности для каждого подразделения для снижения уровня сложности и повышения прозрачности
Поиск возможностей непрерывного повышения прибыли, но основная цель - создание стоимости в БЮ, а не достижение прибыли
Основные инструменты КЦ для создания стоимости
Case Study
G.Johnson «Exploring Corporate Strategy»
Вопрос: Какой роли КЦ в наибольшей степени соответствует данный набор инструментов создания ценности?
Для всех групп:
Для группы, которая хочет получить дополнительные баллы за активность:
На бизнесах, в которых КЦ может добавить ценность (в идеале: больше, чем любой другой КЦ)
Parenting
advantage
BU и их отношения между собой
Подразде-
ления
Отношения между КЦ и BU
Cash flow (и рост прибыли)
Основа отношений и анализа
Общие для BU технические и операционные know-how
Компетенции КЦ и ценность, которую он создает совместно с BU
Концепция Parenting Advantage (1/6)
Основа для разработки корпоративной стратегии
BU и их отношения между собой
3 подхода к ответу на вопрос «Какими бизнесами владеть и какие компетенции развивать?»
Подход на основе «Оптимизации портфеля» (матрицы, BCG, GE..) показал свою невысокую эффективность, давно уже стал академическим и ушел из реальной практики большинства MBC
Подход на основе «Корневой компетенции» не вполне согласуется с практикой (e.g. GE, Samsung), и не подкреплен методиками оценки «схожести» бизнесов
Имея рациональную логику и разработанные методики, подход на основе «Корпоративного преимущества» может стать ключевым при разработке КС
Концепция Parenting Advantage имеет такой же большое значение при разработке Корпоративных стратегий, как концепция Comрetitive Advantage при разработке Бизнес-стратегий!!
(*) «The Core Competence of the Corporation@, G.Prahalad, C.Hamel, 1990)
(**) @Corporate Strategy: The Quest for Parenting Adnantage», A.Campbel, 1995
Source: Campbell, Goold and Alexander, 1995
1979: Выход на рынок добычи и обработки минералов (также как Exxon, Shell) в рамках программы диверсификации бизнеса
Основания казались очевидными: необходимы те же организационные и технические навыки, что и в рамках коренного бизнеса: разведка, переработка, отношения с властями, умение вести большие и технически сложные проекты…
Все эти годы прибыльность нового бизнеса была почти вдвое ниже прибыльности основного бизнеса, и во столько же ниже, чем у специализированных компаний. Основные причины этого лежали в ошибочности действий КЦ:
изначально ошибочное решение о вхождении в новый для компании бизнес, который лишь казался похожим на добычу и переработку нефти и газа (отличия: меньшая роль разведки месторождений, существенно важнее себестоимость переработки материалов из шахты, часто выгоднее образовывать совместные предприятия с владельцами low cost шахт, чем искать новые, иные каналы продаж, иные отношения с властями, пр.)
задержки в принятии ключевых решений из-за вторичности этой задачи для КЦ
отсутствие индустриальной экспертизы, невозможность добавления ценности
«защита» дополнительным финансированием из прибыли других видов бизнеса
1989: BP продал этот бизнес специализированной на бизнесе минералов компании RTZ (также, как Shell продал такой же бизнес южноафриканской компании Gencor), чем КЦ смог создать parenting advantage и вывести его на высокую прибыль
Группы характеристик КЦ:
«Ментальный код»
Структура, системы, процессы
Централизованные функции, сервисы и ресурсы
Механизмы взаимодействия с BU
1
2
4
3
5
Влияние КЦ на BU
Каковы наиболее значимые факторы влияния КЦ на бизнесы и в какой степени они отвечают его возможностям?
Source: Campbell, Goold and Alexander, 1995
Этап 2: Выявление возможностей КЦ по созданию добавленной ценности для BU
Ментальный код менеджеров КЦ
Ценности, ожидания, негласные правила, оценки успешности, определяющие поведение менеджеров КЦ
Корпоративная структура, системы управления и процессы
Механизмы координации и связи (e.g. HR-системы, процессы планирования и бюджетироваиня), через которые КЦ создает ценность
Централизованные функции, сервисы и ресурсы
которые поддерживают менеджеров BU при создании ценности (e.g., R&D, закупки, брендинг)
Децентрализация контактов между КЦ и BU
Степень автономной ответственности и власти (e.g., в части бюджетных лимитов, должностных инструкций, корпоративной культуры)
Опыт и навыки менеджеров КЦ
Характеристики КЦ
Оценка соответствия
Этап 3: Оценка характеристик КЦ и уровня их соответствия развитию потенциала BU
Анализ успехов и неудач КЦ
Проанализировать показатели каждого BU по отношению к конкурентам
Прибыльности существенно более низкие, чем у конкурентов - важный индикатор негативного влияния КЦ (хотя и другие факторы также могут существовать!)
Анализ показателей BU
Сделанные оценки справедливы?
Source: Campbell, Goold and Alexander, 1995
Этап 4: Проверка полученных результатов на основе прошлого опыта
«Ключевые» бизнесы (Heartland Businesses):
Полное соответствие: бизнесы имеют возможности для улучшения, которые КЦ знает и умеет реализовывать
Максимальный приоритет при формировании портфеля
«Около-ключевые» бизнесы (Edge-of-Heartland Businesses):
Частичное соответствие: бизнесы имеют некоторые возможности для улучшения, большую часть которых КЦ знает и умеет реализовывать. Возможно, что в ряде случаев КЦ может разрушать ценность
По возможности, переводить в «ключевые» бизнесы
«Балласт»(Bullast Businesses):
Частичное соответствие: КЦ хорошо понимает проблемы бизнесов, но потенциал повышения ценности низок, при этом бизнесы чувствуют себя комфортабельно с подходом КЦ (часто – старые бизнесы с исчерпанным потенциалом рост средствами КЦ
В ряде случаев нужно оставлять для сохранения стабильности и устойчивого cash flow, но могут отвлекать КЦ от более важной работы с другими бизнесами
«Чужеродные» бизнесы (Alien-Territory Businesses):
Несоответствие: вмешательство КЦ приведет к разрушению ценности. Часто это результаты неуспешных попыток диверсификации, негативного влияиния конкурентной среды и пр.
Как правило – необходимость продажи
«Бизнесы-ловушки» (Value-Trap Businesses):
Несоответествие: самая большая ошибка – КЦ имеет экспертизу для роста бизнеса.., но его развивать не нужно! Логика core competence может толкать КЦ к попыткам развития, но это может привести лишь к разрушению ценности бизнеса
На самом деле, корпорациям чаще бывает проще изменить структуру портфеля, чем подходы КЦ
Подтверждение этому – недавняя волна разделения крупных дифференцированных компаний на ряд отдельных специализированных предприятий
… что не мешает лучшим КЦ гибко «подстраивать» свою экспертизу под особенности наиболее перспективных бизнесов портфеля!
Управление отелями – типичный «бизнес-ловушка»
КЦ предполагал, что его навыки в области управления ресторанами и розницей принесут ему успех. Также важными считались возможности КЦ в закупках еды и управлением недвижимостью. Но происходило разрушение ценности в других областях, где у КЦ нет экспертизы – организация продаж, выбор мест для отелей, перекрестных продаж из других BU. Рекомендация – продавать!
G.Johnson «Exploring Corporate Strategy»
Александр Манин, «Стратегия межфирменных взаимодействий»
Бенчмаркинг (в части издержек)
Оценка сроков выполнения, возможных срывов и их последствий
Фокус на оценке создания/разрушения ценности
Фокус на качестве и стоимости предоставляемых услуг
Оценка степени выполнения SLA c каждым BU, получающим услуги КЦ
Количественные оцени сравнения себестоимости с внешними аналогами
Наличие согласованных с BU планов
Большинство даже самых успешных компаний не имеют системы регулярной оценки эффективности работы КЦ. И не потому, что не хотят, а потому, что получить достоверные оценки очень сложно. Но по мере роста влияния КЦ на эффективность /создание ценности компаний, эта тема становится для акционеров все более важной…
How to Measure the Corporate Center, Campbell, 2005
По каждой услуге КЦ оценивается ее ценность и издержки…
Два оптимизации работы КЦ необходима комбинация двух подходов:
«Эволюционного» (традиционный подход на основе детального анализахарактеристик, бенчмаркинга, анализа составляющих ценности и пр., но с угрозой того, что изменения будут незначительными)
«Революционного» (переосмысление целей, задач и функций КЦ с чистого листа, с попыткой создать в формате мозгового штурма «идеальный» КЦ)
Александр Манин, «Стратегия межфирменных взаимодействий»
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть