Слайд 1Строительно-конструктивные игры
Специфика и методика руководства
Слайд 2Сущность и своеобразие
Строительная игра − это такая деятельность детей, основным содержанием
которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных
с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник − окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.
Слайд 3Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они
объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются
коллективными.
Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре, прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например: дети задумали играть в моряков − у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки и т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
Слайд 4Влияние строительных игр на развитие дошкольника
Слайд 6Материалы для организации строительных игр
Строительные наборы:(деревянный, пластиковый и металлический конструкторы)
Природные
материалы(песок, снег, глина, камни)
Бросовые материалы (коробки, ящики)
Слайд 7Условия для развития строительных игр
Слайд 9методические приемы обучения конструированию
целенаправленные наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений. В
ходе наблюдения выясняются жизненное назначение наблюдаемого сооружения, особенности его конструкции,
пропорции частей и т. п.; внимание детей направляется на красоту постройки, ее целесообразность; устанавливается, чем это достигается. Наблюдение сопровождается беседой о том, из каких частей строительного материала можно выполнить ту или иную часть сооружения.
демонстрация образца;
показ способов постройки с объяснением приемов конструирования;
постановка проблемной задачи (как перестроить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины);
сообщение темы постройки с указаниям условий, которым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определенным числом человек).
Слайд 10Приемы руководства играми
1. предложить детям достроить, перестроить , преобразовать
готовую постройку
2. самый распространенный вид конструирования. У детей формируются различные
умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов
3. по теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой
4. сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.
5. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет, здание (мост, корабль). В предложении выполнить постройку задаются определенные параметры
6. Ребенку предлагается модель постройки (рисунок, выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой. Начинаются мысленное комбинирование предполагаемых геометрических фигур, их перемещение по отношению друг к другу
Слайд 11Этапы Руководства строительно-конструктивной игрой
1. изучение уровня развития строительно-конструктивной игры, определение
задач руководства
2. ознакомление со строительством, расширение представлений о сооружениях (экскурсии,
беседы, просмотры презентаций, альбомов, фильмов)
3. создание условий для организации строительно-конструктивных игр
выделение места
подбор оборудования
подбор дополнительных материалов
оформление образцов построек
Слайд 124. обучение игровым действиям (совместно с воспитателем соорудить постройку
5. совместное
планирование игры
что будут строить
какие роли исполнять
с чего начнут игру
как продолжат
развитие игры
чем завершится постройка
как можно использовать ее в дальнейшей игре
6. управление взаимоотношениями детей в игре
Слайд 13Игровая деятельность не возникает сама по себе, без соответствующего обучения
детей. Тем более это относится к играм со строительным материалом:
без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций, что, к сожалению, можно видеть во многих садах.