Слайд 1Структура и содержание контрольных измерительных материалов по химии в 2019
г.
Слайд 2
Роль заданий с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по химии
Слайд 3Особенности заданий для стандартизированной оценки учебных достижений учащихся
Строгое соответствие
содержания заданий нормативной базе ГИА (ФК ГС 2004 г., инвариантное
содержание ОП).
Наличие четких принципов, определяющих формулирование заданий для каждой из частей работы: стандартизация используемых форм заданий и уровня их сложности.
Оптимальная краткость формулировки, направляющей мысль учащегося на проверяемый элемент содержания.
Наличие поэлементной, пошаговой шкалы оценивания заданий и унифицированных критериев оценивания для заданий с РО.
Открытость системы оценивания отдельных заданий и всей работы в целом.
Слайд 4Подходы к отбору содержания заданий части 2
значимость проверяемого материала для
общеобразовательной подготовки выпускников средней школы;
деятельностная и практико-ориентированная составляющая направленность;
метапредметной
направленности деятельностной составляющей задания.
высокая дифференцирующая способность заданий: содержательная и умениевая;
вариативность в решении заданий (творческая составляющая), т.е. уход от единообразия в решениях.
Слайд 5Роль заданий части 2 в КИМ ЕГЭ по химии
В системе
КИМ ЕГЭ заданиям с РО отводится центральная роль в определении
уровня знаний наиболее подготовленных выпускников.
Задания с развернутым ответом предусматривают комплексную проверку нескольких (двух и более) элементов содержания из различных разделов курса химии.
Комбинирование проверяемых элементов содержания в этих заданиях является их важнейшей особенностью.
Слайд 6Особенности заданий с РО
Выполнение заданий с развернутым ответом требует от
выпускника:
прочных системных теоретических знаний из различных разделов курса химии;
сформированных умений
применять эти знания в различных учебных ситуациях;
последовательно и логично выстраивать ответ, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения;
приводить аргументы (элементы решения) в пользу высказанной точки зрения;
преобразовывать информацию из текстовой в формульную систему и т.п.
Слайд 7Документы, регламентирующие содержание и структуру КИМ ЕГЭ по химии
Спецификация контрольных
измерительных материалов для проведения в 2019 году государственной итоговой аттестации
по химии (ЕГЭ).
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по химии
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2019 года по химии
Слайд 8«Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году ЕГЭ
по химии»
Содержит информацию о назначении экзаменационной работы, изменениях в ее
содержании и структуре;
Характеризует структуру и содержание экзаменационной работы;
Характеризует многообразие форм заданий, включенных в варианты и систему оценивания;
Описаны изменения, внесенные в КИМ ГИА текущего года;
Названы условия проведения экзамена, разрешенное для использования оборудование и справочные материалы;
Включает обобщенный план экзаменационного варианта.
Слайд 9Обобщённый план экзаменационной работы
Для каждой позиции в плане указаны:
проверяемые
элементы содержания и их коды по кодификатору;
коды требований;
уровень
сложности задания;
максимальный балл за выполнение каждого задания;
примерное время выполнения задания (мин.)
Слайд 10Кодификатор
Содержание КИМ ЕГЭ определяется на основе ФК ГОС среднего
(полного) общего образования по химии, базовый и профильный уровни (приказ
Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
В кодификаторе перечислены те элементы содержания курса химии — ведущие понятия, основные закономерности, фактологические сведения о веществах и реакциях, усвоение которых будет обязательно проверяться на экзамене.
Состоит из двух разделов:
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по химии.
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на ЕГЭ по химии.
Слайд 11Демонстрационный вариант
на его примере можно получить представление о том, сколько
заданий в экзаменационном варианте, какие виды заданий включаются в работу,
каков уровень сложности заданий, какие требования предъявляются к записи ответов на задания.
«При ознакомлении с Демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2019 году (см. обобщенный план экзаменационного вариант).
Слайд 12Основные результаты выполнения
заданий части 2 КИМ ЕГЭ 2018 и
2017 г.г.
Слайд 13Изменения в части 2 КИМ ЕГЭ
В 2018 году в
часть 2 были включены задания 30 и 31 с единым
контекстом, который включает перечень из 5 веществ, из которых необходимо выбрать те, между которыми протекают окислительно-восстановительная реакция (30) и реакция ионного обмена (31).
Слайд 14Работа экспертов ПК при проверке ответов выпускников
1. При проверке заданий
с развёрнутым ответом эксперт руководствуется стандартизированными материалами, в которых представлены:
критерии и шкалы оценивания выполнения заданий, а также варианты развёрнутых ответов на каждое из заданий части 2 экзаменационной работы.
Слайд 15Работы экспертов ПК
2. Проверка и оценивание выполнения заданий с развернутым
ответом осуществляется на основе поэлементного анализа ответов экзаменуемых;
3. Метод
поэлементного анализа предполагает установление наличия в ответах экзаменуемых каждого из элементов ответа, обозначенного в критериях оценивания.
4. Проверка осуществляется по линиям экзаменационной работы.
Слайд 16Основные компоненты в работе экспертов, влияющие на процент расхождений при
оценивании ответов выпускников
Умение работать по применению заданных критериев оценивания;
Готовность
брать ответственность при принятии решений в нестандартных ситуациях;
Готовность выполнять решения, выработанные (утвержденные) на этапе до проверки;
Знание рекомендаций по оцениванию, изложенных в «Памятке для экспертов».
Слайд 17Задание 30
В 2017 г задание 30 (ОВР) оценивалось максимально в
3 балла, однако в 2018 г. шкала оценивания была изменена:
задание оценивается в 2 балла.
Правильность выбора веществ отражается через составление молекулярного уравнения реакции.
Понимание сути протекающего ОВ процесса отражается посредством записи электронного баланса.
Такое объединение обусловлено взаимосвязью умений, которые необходимо проявить учащимся в процессе выполнения соответствующих действий.
Слайд 18Задания 30 и 31
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между
которыми может протекать окислительно-восстановительная реакция. В ответе запишите уравнение только
одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель в этой реакции.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми может протекать реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций.
Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ:
перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов этих веществ.
30
31
Слайд 20Оценивание задания 30
Возможные варианты ответа:
3Na2SO3 + 2KMnO4 + H2O =
3Na2SO4 + 2MnO2 + 2KOH
4KMnO4 + 4КОН = 4 K2MnO4
+ O2 + 2H2O
Не соответствует условию:
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
Критерии оценивания выполнения заданий следует рассматривать применительно к варианту ответа, предложенному экзаменуемым.
Если в ответе к данному заданию будут приведены уравнения нескольких реакций, то проверяется только первое из них.
Слайд 21Задание 30
Элемент 1. Записано уравнение реакции (1 балл):
выбраны окислитель и
восстановитель;
записаны продукты с ОВР с учетом представлений об относительной
устойчивости степеней окисления элементов и характера среды (кислой, нейтральной или щелочной);
- расставлены все коэффициенты (допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов).
Слайд 22В «Памятке эксперта» даны дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в
случае проблемных ситуаций:
в качестве исходных веществ (окислителя и восстановителя)
могут быть использованы только вещества из предложенного списка (вода используется в качестве среды протекания реакций);
реакции разложения сложных веществ не могут быть приняты в качестве верного ответа, так как по условию задания требуется выбрать «вещества, между которыми….»)
Задание 30
Слайд 23Задание 30
Элемент 2. Составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель
– 1 балл
Ставится 1 балл за элемент 2 ответа при
условии, если:
правильно указаны степени окисления элемента-окислителя и элемента-восстановителя, участвующих в процессах окисления и восстановления, указаны (знаками + и –) процессы принятия и отдачи электронов;
электронный баланс можно считать составленным верно в случае, если любым способом будет показано, что число отданных восстановителем электронов, равно числу электронов, принимаемых окислителем: это могут быть коэффициенты в уравнении реакции; могут быть указаны множители за вертикальной чертой; может присутствовать словесная запись о числе отданных и присоединённых электронов; может быть использован метод полуреакций (электронно-ионный баланс);
указан окислитель и восстановитель
Слайд 24Такие обозначения степеней окисления как N5+ и N4+ (сначала цифра,
затем знак) считаются неверными.
Исключение: у одноатомных ионов степень окисления равна
заряду иона, поэтому такую как запись как Mg2+ + 2e = Mg0 следует считать верной (можно рассматривать как элемент электронно-ионного баланса);
1 балл, верно составлено уравнение реакции, запись электронного баланса содержит ошибки
Обозначение степени окисления
Слайд 25Запись электронного баланса
K2Cr2O7 +
KBr + H2SO4 → Cr2(SO4)3 + Br2 + …
2Cr+6 +
6ē → 2Cr+3
2Br-1 - 2ē → Br2
или
Cr+6 + 3ē → Cr+3
Br- - ē → Br0
или
2Cr+6 + 6ē → 2Cr+3
2Br- - 2ē → 2Br
3
1
3
1
Допустимы записи:
Недопустима запись:
Cr2
+6
+ 6ē → 2Cr+3
3
1
Количество принятых и отданных электронов может быть указано над стрелкой.
(Запись степени окисления «-», «+» допустима)
Слайд 26 В качестве окислителя и восстановителя допустимо указывать как элементы
в соответствующей строчке электронного баланса, так и формулы веществ.
Не требуется
указание процессов окисления и восстановления.
Указание окислителя и восстановителя
Слайд 27Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций.
степень
окисления 0 может не указываться экзаменуемым;
если степень окисления не
указана, то считать её равной 0;
считать верными записи, подобные следующим «Cl-1», «Cl-» , «2Cr3+», «Cr+6», которые экзаменуемый использовал при указании степени окисления;
считать неверными записи, подобные следующим «N23–», «Cr26+» (или «N2–3» «Cr2+6»);
наличие в ответе экзаменуемого взаимоисключающих суждений или обозначений следует рассматривать как факт несформированности умения применять данные знания (например, знаки «+» и «–» в записи электронного баланса не соответствуют природе окислителя или восстановителя).
Задание 30
Слайд 28Задание 30
Примечание 1: Если допущены грубые ошибки в составлении уравнения,
нарушена логика ОВР или использованы вещества не из предложенного списка,
то второй элемент ответа (электронный баланс) не рассматривается и не оценивается:
Примечание 2: Если при выборе продукта не учтен характер среды или относительная устойчивость степеней окисления элементов, но логика ОВР не нарушена, то второй элемент ответа (электронный баланс) рассматривается и оценивается:
Слайд 29Задание 30
Важнейшие окислители:
O2, Cl2, Br2, HNO3, H2SO4(конц.), KMnO4, MnO2,
K2Cr2O7,
K2CrO4, KClO, KClO3, H2O2, (соединения Fe(III))
Важнейшие восстановители:
металлы,
Н2, C, СО, сульфиды, иодиды, бромиды,
а также H2S, HI, HBr, HCl, NH3, PH3;
нитриты, сульфиты, соединения Fe(II), Cr(II), Cr(III), Cu(I), (H2O2)
Продукты ОВР должны быть выбраны с учетом свойств важнейших окислителей и восстановителей
Слайд 30Задание 30
Примеры реакций с участием HNO3:
Допускается запись NO в
качестве продукта восстановления HNO3, при окислении сульфидов возможно образование серы.
Однако, при наличии взаимоисключающих записей, например,
Zn + 4HNO3(разб.) = Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O,
уравнение реакции считается составленым неверно.
Слайд 31Задание 30
Примеры реакций с участием H2SO4 (конц.):
При использовании сильных восстановителей
(активных металлов, бромидов, иодидов) возможна запись S и H2S в
качестве продуктов восстановления H2SO4.
Если подразумевается, что серная кислота взята в избытке, возможна запись гидросульфатов в качестве продуктов, например:
8NaI + 9H2SO4 = 4I2 + H2S + 8NaHSO4 + 4 H2O
При наличии взаимоисключающих записей, например,
4Zn + 5H2SO4(разб.) = 4ZnSO4 + H2S + 4H2O,
уравнение реакции считается составленым неверно.
Слайд 32Задание 30
Примеры реакций с участием KMnO4 и MnO2:
2KMnO4 + 16
HCl = 2MnCl2 + 5Cl2 + 2KCl + 8H2O
MnO2
+ 2NaBr + 2H2SO4 = MnSO4 + Br2 + Na2SO4 + 2H2O
2KMnO4 + 5KNO2 + 3H2SO4 = 2MnSO4 + 5KNO3 + K2SO4 + 3H2O
2KMnO4 + KNO2 + 2KOH = 2K2MnO4 + KNO3 + H2O
MnO2 обычно используют в кислой среде:
Слайд 33Задание 30
Хроматы и дихроматы чаще используют в кислой среде, восстановление
протекает до соединений Cr(III):
При использовании кислородсодержащих соединений хлора в
качестве окислителей атомы галогенов восстанавливаются до устойчивой степени окисления -1:
2K2СrO4 + 3Zn + 8KOH + 8H2O = 2K3[Cr(OH)6] + 3K2[Zn(OH)4]
Важно, чтобы продукты реакции были выбраны с учетом характера среды:
Слайд 34Задание 30
О важнейших восстановителях и продуктах их окисления:
Cложные вещества, содержащие
атом в низшей степени окисления: HI, KI, H2S, Na2S, NH3,
PH3 и т.п.
Как правило образуются следующие продукты их окисления:
2I-1 -2e → I2
2Br-1 -2e → Br2
2Cl-1 -2e → Cl2
S-2 -2e → S0 (при использовании сильных окислителей (KMnO4, K2CrO7, HNO3 допустима запись H2SO4, сульфатов)
NH3 → N2
PH3 → PO43- (H3PO4, K3PO4)
Слайд 35Задание 30
Сложные вещества, содержащие катионы металлов, заряд которых может возрасти,
например, Fe2+, соединения меди(I), соединения хрома(III):
2Cr(OH)3 + 3H2O2 +
4КОН = 2K2CrО4 + 8H2O;
6FeSO4 + K2Cr2O7 + 7H2SO4 = 3Fe2(SO4)3 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + 7H2O
Сульфиты, нитриты:
KNO2 + Br2 +2KOH = KNO3 + 2KBr + H2O;
Na2SO3 + Cl2 +H2O = Na2SO4 + 2HCl.
Слайд 36Перечень веществ: иодид калия, серная кислота, гидроксид алюминия, оксид марганца(IV),
нитрат магния
Задание 30
Оценка: 0 баллов. Логика ОВР не нарушена, но
при выборе продукта не учтен характер среды (MnO). Запись электронного баланса содержит ошибку.
Слайд 37Перечень веществ: иодид калия, серная кислота, гидроксид алюминия, оксид марганца(IV),
нитрат магния
Задание 30
Слайд 38Неверно составлено уравнение реакции, однако логика ОВР не нарушена. Электронный
баланс составлен верно, окислитель и восстановитель указаны.
Оценка: 1 балл
Задание 30
Слайд 39Допущена грубая ошибка в составлении уравнения, нарушена логика ОВР второй
элемент ответа (электронный баланс) не рассматривается и не оценивается.
Оценка: 0
баллов
Задание 30
Слайд 41Задание 31
Ионные уравнения реакций отражают суть тех изменений, которые происходят
при взаимодействии веществ − электролитов .
Оксиды в качестве исходных веществ
не берут!!!!
Реакции в растворах электролитов идут практически до конца в том случае, если происходит связывание исходных ионов с образованием:
− слабого электролита,
− осадка малорастворимого вещества,
− газообразного продукта.
В ионном уравнении реакции хорошо растворимые сильные электролиты записывают в виде соответствующих ионов, а слабые электролиты, нерастворимые вещества и газы − в молекулярном виде.
В сокращённом ионном уравнении дробные или удвоенные коэффициенты не допускаются.
Слайд 42Задание 31
Реакции образования гидроксокомплексов при взаимодействии растворов щелочей и растворимых
солей цинка и алюминия также можно отнести к реакциям ионного
обмена:
ZnSO4 + 4NaOH = Na2[Zn(OH)4] + Na2SO4
Zn2+ + SO42- + 4Na+ + 4OH- = 2Na+ + [Zn(OH)4]2- + 2Na+ + SO42-
Zn2+ + 4OH- = [Zn(OH)4]2-
Слайд 43Задание 31
Некоторые особые случаи
Кислые соли диссоциируют ступенчато, например:
NaHSO3 → Na+
+ HSO3− (первая ступень);
HSO3− ⇆ H+ + SO32−
(вторая ступень).
В ионном уравнении используется записи типа Na+ + HSO3−
В случае H2SO4 возможны записи
как 2H+ + SO42- , так и H+ и HSO4-
В случае H3PO4 возможны записи
как H+ + H2PO4- , так и H3PO4
В случае гидросульфатов возможны записи типа
как Na+ + H+ + SO42- , так и Na+ и HSO4-
При взаимодействии солей аммония со щелочами допустимы записи NH3∙H2O, NH3 + H2O
Слайд 44Задание 31
Оценка: 1 балл
Пример 11
Слайд 45Задание 31
Оценка: 1 балл
Пример 13
В сокращенном ионном уравнении удвоенные коэффициенты
не допускаются!
Слайд 46
Задание 32
Генетическая взаимосвязь неорганических веществ
Слайд 47Элементы содержания, проверяемые заданием
(см. кодификатор):
Слайд 48Необходимо проявить умение составлять уравнения реакций, соответствующих всем типам взаимодействия
неорганических веществ:
кислотно-основное взаимодействие;
реакции ионного обмена;
окислительно-восстановительные реакции;
комплексообразование (на примере гидроксокомплексов цинка
и алюминия);
гидролиз (бинарных соединений, совместный гидролиз);
электролиз расплавов и растворов солей, оксида алюминия.
Слайд 49Каждый из четырёх элементов ответа считать верным если:
правильно записаны все
формулы веществ − участников реакции;
указаны все коэффициенты (допустимо использование дробных
и удвоенных коэффициентов);
Примечание. При составлении уравнения реакции экзаменуемый может:
не указывать условие ее проведения (прокаливание, катализатор), так как они указаны в условии задания;
- не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑»
Выдержки из «Памятки для эксперта, проверяющего развёрнутые ответы на задания с порядковыми номерами 30–34 по химии»
Слайд 50Задание 32
При электролизе водного раствора нитрата меди(II) получили металл. Металл
обработали концентрированной серной кислотой при нагревании. Выделившийся в результате газ
прореагировал с сероводородом с образованием простого вещества. Это вещество нагрели с концентрированным раствором гидроксида калия. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
1) 2Cu(NO3)2 + 2H2O = 2Cu + 4HNO3 + O2 (электролиз)
2) Cu + 2H2SO4(конц.) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O
3) SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O
4) 3S + 6KOH = 2K2S + K2SO3 + 3H2O
(возможно образование K2S2O3)
Слайд 51Верно написаны 2, 3 и 4 уравнения реакций.
Оценка: 3 балла
Задание
Слайд 52Уравнение 1- пропущен коэффициент перед формулой нитрата меди;
Уравнение 2 –
неверный коэффициент перед формулой диоксида серы;
Уравнение 3 записано верно;
Уравнение 4
записано неверно (вместо сульфита калия приведена формула сульфата калия)
Оценка: 1 балл
Задание 32
Слайд 53
генетическая связь органических веществ
характерные химические свойства органических веществ различных классов
Проверяемые
ведущие элементы содержания
Задание 33
Подтверждать существование генетической взаимосвязи между веществами
различных классов путём составления уравнений соответствующих реакций
с учётом заданных условий их проведения
Проверяемые умения (виды деятельности)
Слайд 54Критерии оценивания выполнения задания 33
Слайд 55
В ответе экзаменуемого допустимо использование структурных формул
разного вида (развёрнутой,
сокращённой, скелетной),
однозначно отражающих порядок связи и взаимное расположение
заместителей
и функциональных групп в молекуле органического вещества.
При оценивании задания 33 эксперт должен
Выявить наличие в ответе экзаменуемого записи каждого из пяти уравнений реакций, соответствующих заданной схеме превращений
Каждый из пяти элементов ответа считать верным если:
- правильно записаны все формулы веществ − участников реакции;
- указаны все коэффициенты (допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов).
Слайд 56Развёрнутая структурная
Сокращённая структурная
CH3–CH2–OH
CH3–CH2–OH
Скелетная
Стереохимические
Слайд 57
CH3–C6H4–COOH или C6H4(NO2)OH, C6H5C2H4Cl - использование таких формул недопустимо
Допустимо
Допустимо использование молекулярных формул для простейших представителей гомологических рядов:
CH4,
C2H2, C6H6, C2H5OH, CH2O и др.
Допустимо использование формул, однозначно отражающих строение вещества:
CН3СНО, CН3СО2H, CH3CH(OH)CH3, С6Н5–СООН
Слайд 58При записи уравнения химической реакции экзаменуемый может:
не использовать обозначения осадка
«↓» или газа «↑»;
не указывать условие её проведения (прокаливание, катализатор),
так как условием задания это не предусмотрено.
Элемент ответа считать ошибочным
в случае если в ответе учащегося указаны условия проведения конкретной реакции, которые не соответствуют протеканию данной реакции с образованием записанных продуктов
задания 33
Слайд 59Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При
написании уравнений реакций используйте структурные формулы
органических веществ.
Задание 33
Слайд 60Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки
ответа, не искажающие его смысла)
Допускается запись уравнения
C6H5COONa + NaOH →
C6H6 + Na2CO3
Допускается запись
(без указания условий реакции)
Не допускается запись:
Слайд 61Не допускается отсутствие одного из продуктов (HCl)
Допускается – отсутствие условий
проведения реакции
(нагревание, спирт.)
Не допускается - отсутствие продуктов (KCl, H2O)
указание
KOH как катализатора
Задание 33
Слайд 62Не допускается - отсутствие продуктов (MnO2, KOH)
отсутствие коэффициентов в уравнении
реакции
Слайд 63Уравнение (1) не соответствует условию задания
Уравнение (2) записано неверно
В уравнении
(5) отсутствуют коэффициенты
Оценка: 2 балла
Задание 33
Слайд 64Оценка: 4 балла
Задание 33
X1 бромэтан X2 ацетальдегид
Х2 бутадиен-1,3
Уравнение (5) записано неверно, неверно указаны продукты
реакции
Слайд 65Оценка: 2 балла:
(1) уравнение – 0 баллов,
(2) и (3)
уравнения– по 1баллу
(4) и (5) уравнения по 0 баллов.
Запись
структурной формулы, в которой атомы углерода (входящие в состав карбоцикла) записаны около вершин карбоцикла считать ошибочной (несформированность умения использовать скелетные структурные формулы).
Но за эту ошибку снижать только 1 балл (за первое уравнение, где использована такая запись). .
Задание 33
Слайд 66Задание 33
Оценка: 0 баллов
Во всех уравнениях есть ошибка при записи
структурных формул веществ
участников реакций.
Слайд 67Оценка 4 балла
Задание 33-
Уравнение (3) записано неверно
(схема вместо уравнения)
Слайд 68Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из
веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчёты с использованием понятия
«массовая доля вещества в растворе».
Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси
Задание 34
Слайд 70Для проведения электролиза взяли 390 г 15%-ного раствора хлорида натрия. После
того как масса раствора уменьшилась на 21,9 г, процесс остановили. К
образовавшемуся раствору добавили 160 г 20%-ного раствора сульфата меди(II). Определите массовую долю хлорида натрия в полученном растворе.
2NaCl + 2H2O = 2NaOH + Cl2↑ + H2↑
2NaOH + CuSO4 = Na2SO4 + Cu(OH)2
m(NaCl) = 390 ∙ 0,15 = 58,5 г
n(NaCl) = 58,5 / 58,5 = 1 моль
n(H2) = n(Cl2) = 21,9 / (2 + 71) = 0,3 моль
n(NaOH обр.) = 2n(H2) = 0,6 моль
m(CuSO4) = 160 ∙ 0,2 = 32 г
n(CuSO4) = 32 / 160 = 0,2 моль
n(NaCl прореаг.) = n(NaOH обр.) = 0,6 моль
n(NaCl осталось) = 1,0 – 0,6 = 0,4 моль
m(NaCl осталось) = 0,4 ∙ 58,5 = 23,4 г
n(Cu(OH)2) = n(CuSO4) = 0,2 моль
m(Cu(OH)2) = 0,2 ∙ 98 = 19,6 г
m(р-ра) = 390 + 160 – 21,9 – 19,6 = 508,5 г
(NaCl) = 23,4 / 508,5 = 0,046, или 4,6%
Слайд 71Пример 1
4 балла
правильно записаны уравнения реакций, соответствующих условию задания; 1
балл
правильно произведены вычисления, в которых используются необходимые физические величины, заданные
в условии задания; 1 балл
продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчёты; 1 балл
в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина 1 балл
Слайд 73Пример 3
1 балл
правильно произведены вычисления, в которых используются необходимые физические
величины, заданные в условии задания; - 0 баллов
Слайд 74Установление молекулярной и структурной формулы вещества
Задание 35
Слайд 75При сжигании образца органического вещества массой 1,85 г получено
1,68
л (н.у.) углекислого газа и 1,35 г воды.
Данное вещество
подвергается гидролизу в присутствии серной кислоты; один из продуктов гидролиза вступает в реакцию «серебряного зеркала».
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу органического вещества;
2) составьте возможную структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение гидролиза данного вещества в присутствии серной кислоты (используйте структурную формулу органического вещества).
Слайд 80Соль органической кислоты содержит 4,35 % водорода, 39,13 % углерода, 34,78 %
кислорода и 21,74 % кальция по массе. Известно, что при
нагревании этой соли образуется карбонильное соединение.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу соли органической кислоты;
2) составьте возможную структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции, протекающей при нагревании этой соли.
x : y : z : m = 39,13 / 12 : 4,35 / 1: 34,78 / 16 : 21,74 / 40
x : y : z : m = 3,26 : 4,35 : 2,17 : 0,54 = 6 : 8 : 4 : 1
C6H8O4Са
Слайд 85Основные документы, регламентирующие проведение ОГЭ
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации
Методические материалы Рособрнадзора по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
Слайд 86Особенности заданий для стандартизированной оценки учебных достижений учащихся
Строгое соответствие
содержания заданий нормативной базе (ФК ГОС 2004
г.).
Наличие четких принципов, определяющих формулирование заданий для каждой из частей работы: стандартизация используемых форм заданий и уровня их сложности.
Оптимальная краткость формулировки, направляющей мысль учащегося на проверяемый элемент содержания.
Наличие поэлементной, пошаговой шкалы оценивания заданий
и унифицированных критериев оценивания для заданий с развернутым ответом.
Открытость системы оценивания отдельных заданий и всей работы в целом.
Слайд 87В экзаменационной работе моделей 1 и 2 первые два задания
с развернутым ответом (20 и 21) аналогичные.
При выполнении задания
20 необходимо на основании схемы реакции, представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции, определить окислитель и восстановитель.
Задание 21 предполагает выполнение двух видов расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Слайд 88электронный баланс можно считать составленным верно в случае, если любым
способом будет показано, что число отданных восстановителем электронов, равно числу
электронов, принимаемых окислителем: это могут быть коэффициенты в уравнении реакции; могут быть указаны множители за вертикальной чертой; может присутствовать словесная запись о числе отданных и присоединённых электронов; может быть использован метод полуреакций (электронно-ионный баланс);
Задание 20
Слайд 89Удвоенные коэффициенты принимаем
указание на окислитель и восстановитель, записанное в любом
месте, принимаем
Принимаем любое оформление правильного баланса
Слайд 901.Писать "Дано" не обязательно в задаче .
2.Приводить расчёт молярной массы
вещества не обязательно.
3.Можно запись решения задачи представить в виде одного
выражения, как, например, это принято в физике.
4.Вычисления обычно проводят с точностью до десятых или до сотых. В то же время, проведение расчётов с большей или меньшей точностью не является ошибкой.
Задание 21
Слайд 915.Методом пропорции решать можно, но при этом эксперту должно быть
понятно, откуда взялись те или иные числа. Должны быть указаны
единицы измерения вычисленных физических величин. Запись пропорции, состоящей только из числовых значений, без каких-либо подписей в уравнении реакции, вспомогательных предварительных вычислений расценивается как неразвёрнутое и необоснованное решение, что может стать основанием для снижения числа баллов.
Слайд 92Наиболее частой ошибкой при решении задачи методом пропорции является неправильная
запись молярной массы реагирующих веществ.
Неверно
Слайд 936.Записывать уравнение протекающей по условию задачи реакции обязательно. Правильно записанное
уравнение реакции оценивается одним баллом.
7.Указывать выпадение осадка или выделение газа
стрелочками соответственно вниз или вверх не обязательно.
Слайд 94Задание 22 является практико-ориентированным и в модели 2 имеет характер
«реального эксперимента». Оно ориентировано на проверку следующих умений: планировать проведение
эксперимента на основе предложенных веществ; составлять молекулярное и сокращенное ионное уравнение этих реакций.
Задание 23 в экзаменационной работе (модель 2) органично связано по своему содержанию с заданием 22 Ориентировано на проверку:
умения описывать признаки протекания химических реакций, которые следует осуществить; определения типа реакций. Его выполнение требует владения не только названными выше умениями, но и умением безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием.
Слайд 95Задание 22
Если первой записана реакция, проведение которой невозможно, то
дальнейшие записи не оцениваются (за задание 22 и 23 ставится
0!!!!)
Удвоенные коэффициенты в молекулярном уравнении реакции принимаются, в сокращенном ионном уравнении не засчитываются.
Задание 23
При указании признака реакции выделения осадка или газа обязательно должно быть указано свойства осадка (цвет) и газа (цвет или запах)
Слайд 96
Записи CO2↑ и AgCl↓ не могут считаться указанием признака реакции:
выделения газа или выпадения осадка.
Слайд 97Задание 22,23
В задание 22 должна быть схема превращений;
за ошибки
в записях, которые не требуются по условию задания, баллы не
снижаются;
за удвоенные коэффициенты снижают только в сокращенных ионных уравнениях
Когда учащиеся выполняют практическую работу:
при проведении опытов по получению веществ не требуем (при подготовке к экзамену), не даем выделять осадок ;
на экзамене эксперты не дожидаются окончания реакции, если время реакции большое, также можно прекратить работу учащегося, если его действия могут нанести вред его здоровью.
Слайд 98Используемые материалы
1.Добротин Дмитрий Юрьевич
Структура и содержание контрольных измерительных материалов
по химии в 2019 г.
Роль заданий с развернутым ответом
в КИМ ЕГЭ по химии
2.Стаханова Светлана Владленовна
Методика проверки и оценивания заданий с развернутым ответом:
окислительно-восстановительные реакции; реакции ионного обмена; генетическая взаимосвязь неорганических веществ
3. Свириденкова Наталья Васильевна
Методика проверки и оценки заданий с развернутым ответом:
задание 33
4. Молчанова Галина Николаевна
Методика проверки и оценки заданий с развернутым ответом: Задания 34 и 35.
Слайд 99Контакты:
Калялина Наталья Николаевна
Мой телефон
Тел. 8-903-160-44-35
knn72@yandex.ru