Слайд 1Структура информационных технологий
Слайд 21. Технологическое обеспечение
Совокупность проектных решений, определяющих технологию обработки информации на
всех технологических этапах
Сбор данных и их регистрация данных на машинном
носителе
Передача данных по каналам связи
Использование компьютерных сетей различного масштаба и устройства (локальные, региональные, глобальные, корпоративные/интранет)
Хранение данных (информации)
осуществляется в базе данных (БД), хранилище данных (ХД) и базе знаний (БЗ)
Обработка данных
централизованные и децентрализованные распределенные вычисления
Публикация данных
печать и рассылка листингов;
сообщения электронной почты (с вложениями);
служба новостей;
размещение сайта в ИНТЕРНЕТ;
видео- и аудио-конференции и др
Слайд 3Интерфейсы с внешними ИС обеспечивают обмен данными и расширение функциональности
приложений, интеграцию данных (объектов) и функций обработки внешних приложений с
помощью:
программного интерфейса API (Application Program Interface) и методов доступа:
DAO (Data Access Object) - к объектам Microsoft Jet (БД, таблицы, запросы, наборы записей и др.) в программах на языках Microsoft Access Basic, Microsoft Visual Basic;
ODBC (Open Database Connectivity) - к реляционным БД с помощью драйверов ODBC, являющихся составной частью архитектуры WOSA (Microsoft Windows Open Standards Architecture), обеспечивающей взаимодействие приложений с различными сервисами; .
COM (Component Object Model) - компонентной модели объектов, поддерживающей стандартный интерфейс доступа к объектам и методам обработки объектов, не зависимо от их природы, местонахождения, структуры, языков программирования;
Automation (OLE Automation) - технологии манипулирование локальными и удаленными объектами других приложений (взаимодействие сервера и клиента на базе COM-технологии);
объектов ActiveX (иначе элементов управления OLE и OCX) - для включения в веб-приложения с сохранением сложного форматирования и анимации и др.
Слайд 42. Информационное обеспечение (ИО)
Совокупность единой системы классификации и кодирования информации,
унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а
также методология построения баз данных
Внемашинное ИО
Система классификации и кодирования (СКК) информации
Унифицированные системы документации (УСД)
Обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства
Схемы информационных потоков
Исключение дублирующей и неиспользуемой информации
Классификация и рациональное представление информации
Слайд 5Внутримашинное ИО
представляется на машинных носителях в виде набора файлов операционной
системы, БД под управлением СУБД, хранилища данных (ХД), базы знаний
(БЗ).
Методология построения баз данных
Обследование всех функциональных подразделений
Построение концептуальной информационно-логической модели данных
Слайд 63. Техническое обеспечение (ТО)
Комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной
системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические
процессы
Комплекс технических средств
компьютеры (рабочие станции (РС), персональные компьютеры, серверы);
периферийная техника (средства ввода-вывода информации, дополнительные функциональные устройства);
сетевые коммуникации (компьютерные сети и телекоммуникационное оборудование);
средства оргтехники и мобильной связи.
Документация
Общесистемная
Специализированная
Нормативно-справочная
Технические средства обработки данных, программы и внутримашинная ИБ имеют различные способы организации и использования, в совокупности определяющие информационно-технологическую архитектуру ИС
Слайд 7Информационно-технологическая архитектура ИС
централизованная обработка данных (ЦВС)
система телеобработки данных (СТД)
многомашинный комплекс (ММК)
компьютерная сеть (КС)
Одноранговые сети
Серверные сети
файл-серверная
архитектура;
клиент-серверная архитектура:
Двухуровневый "толстый клиент" - на РС находится программное обеспечение пользовательского интерфейса, программы бизнес-приложений. Вся обработка данных функциональных задач осуществляется на РС. Сервер обеспечивает управление сетевыми ресурсами (БД, принтеры)
Двухуровневый "тонкий клиент" - на РС находится только программное обеспечение пользовательского интерфейса; на сервере - общесетевые ресурсы (БД, бизнес-приложения, принтеры). Основную обработку данных для функциональных задач выполняет сервер.
Трехуровневый клиент-сервер - на РС находится только интерфейс пользователя, сетевые ресурсы (бизнес-приложения, БД, принтеры находятся на разных серверах)
В первом варианте единицей обмена данных между сервером и рабочей станцией является файл , во втором — сообщение
Слайд 8Трехзвенные конструкции "клиент" – "сервер приложений" – "сервер ресурсов" используют
мониторы обработки транзакций и специализированный программный интерфейс приложений взаимодействия серверов-приложений
с серверами-БД, используются различные модели СУБД.
Современные интранет/Интернет технологии также основаны на многоуровневой клиент-серверной архитектуре типа:
интранет-компоненты: "браузер" – "сервер приложений" – "сервер ресурсов";
Интернет-компоненты: "сервер динамических страниц" - "веб-сервер".
ИС можно разделить на два типа, в зависимости от характера обработки информации:
1. OLTP-системы (On-Line Transaction Processing) - оперативные системы транзакционного типа, обеспечивают:
высокую скорость обработки большого числа транзакций;
фиксированные алгоритмы поиска и обработки данных БД.
2. OLAP-системы (On-Line Analytical Processing) - системы анализа данных для принятия управленческого решения, обеспечивают:
анализ и моделирование данных в оперативном режиме;
работу с ХД;
реализацию запросов произвольного вида,
реализацию методов статистического анализа и прогнозирования и др..
Слайд 95. Математическое и программное обеспечение
Совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и
программ для реализации целей и задач ИС
Математическое обеспечение
Средства моделирования процессов
управления; типовые задачи управления; методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания, управления проектами.
Программное обеспечение
Системное (ОС, сервисные системы)
Прикладное
базовые информационные технологии - программы "общего назначения" (текстовый редактор, графический редактор, электронная таблица, СУБД, браузеры, медиаплеер и др.).
функциональные программы для решения задач управления (зависят от автоматизируемых функций управления, объекта управления, вида ИС);
методо-ориентированные программы (реализация подходов, методов и моделей управленческих решений – см. математическое обечпечение).
Техническая документация
Слайд 106. Организационное и правовое обеспечение
Организационное обеспечение - совокупность методов и
средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой
в процессе разработки и эксплуатации информационной системы
анализ существующей системы управления организацией выявление задач, подлежащих автоматизации;
подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации
статус информационной системы;
права, обязанности и ответственность персонала;
правовые положения отдельных видов процесса управления;
порядок создания и использования информации и др.
Слайд 113. Методы взаимодействия с пользователем
Системы разделения времени
Поддержка групповых решений (groupware)
4.
Типы принимаемых решений
4.1. Структурированность задач
Структурированная (формализуемая) – задача, где известны
все ее элементы и взаимосвязи между ними
Неструктурированная (неформализуемая) – задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи
Частично структурированные
Слайд 12Степень возрастания власти, ответственности, сложности решаемых задач
Среднесрочное
Страте-гический
Операционный (нижний)
Функциональный
(тактический)
Долгосрочное
Оперативное
Динамика принятия
решений
4.2. Уровни управления
Управленческие функции
Организационная
Планирование
Учетная
Анализ
Контрольная
Стимулирование (или мотивированная)
Слайд 13Роль структуры управления в ИС
Структура ИС, ее функциональное назначение должны
соответствовать целям, стоящим перед организацией
ИС должна контролироваться людьми, ими пониматься
и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами
Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации
ИСУ управления
Системы обеспечения управления (Management Support Systems – MSS)
Системы информационного обеспечения
Системы обеспечения принятия решения
Системы обеспечения руководства
Слайд 14Менеджеры среднего звена и специалисты
Страте-гический
Операционный (нижний)
Функциональный
(тактический)
Менеджеры высшего звена
Исполнители, менеджеры
низшего звена
Уровни управления
Персонал
ИС оперативного (операционного) уровня
ИС специалистов
ИС офисной автоматизации
ИС обработки
знаний
ИС менеджеров среднего звена
Управленческие
Системы поддержки принятия решений
Стратегические ИС
Слайд 155. Информационная интеграция АИС
локальные - отдельно стоящие АРМы управленческого персонала
комплексные - АРМы управленческого персонала, использующих общее информационное пространство;
Интегрированные -
АРМы управленческого персонала, использующие единое информационное пространство
Модель ИП организации 1-го уровня
Модель ИП организации 3-го уровня
Модель ИП организации 4-го уровня
Модель ИП организации 2-го уровня
Слайд 167. Функциональный признак
Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее
основные цели, задачи и функции
Типовые виды деятельности
Производственная
Маркетинговая
Финансовая
кадровая
ИС управленческого персонала
(АРМ);
ИС структурного подразделения;
ИС масштаба предприятия;
корпоративная ИС крупномасштабного объекта управления (корпорации, финансово-промышленной группы);
отраслевая ИС;
общегосударственная ИС;
международная (транснациональная) ЭИС.
6. Организационная структура ЭИС:
Слайд 178. Тип программного обеспечения
Тип БД
Табличные, текстовые, графические БД
Документальные и фактографические
Реферативные
и полнотекстовые
Средства реализации
универсальные (ISIS, Irbis)
Специальные разработки в среде реляционных или
постреляционных СУБД
9. Классы интерфейсов конечных пользователей
Языковой интерфейс
Интерфейс форматированного экрана
Системы меню
Оконный интерфейс
Слайд 1810. Наличие и тип моделей, встраиваемых в ИС`
Системы обеспечения принятия
решений
Интегральные корпоративные ИС
MRP
MRP-II
ERP= MRP-II + FRP
САПР
Экспертные системы
Географические ИС
Слайд 19Базовые типы ИС
Докумен-
тальные
Интеллек-
туальные
Фактогра-
фические
Гипертек-
стовые