Разделы презентаций


Структура научного знания

Содержание

Лекция 4. Структура научного знанияПлан1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни знания. 2. Эмпирическое знание и его структура. 3. Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции.Философия науки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ http://philoslog.albertina.ru http://ratio.albertina.ru

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ    http://philoslog.albertina.ru http://ratio.albertina.ru

Слайд 2Лекция 4. Структура научного знания
План

1. Научное знание как сложная развивающаяся система.

Эмпирический и теоретический уровни знания.
2. Эмпирическое знание и его структура.


3. Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции.

Философия науки

Лекция 4. Структура научного знанияПлан1.	Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни знания. 2.	Эмпирическое знание

Слайд 3Литература
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и

соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. Гл,

2. С. 156-190.
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - М.: Феникс, 1997.С. 339-388, 400-428.

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

ЛитератураСтепин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.:

Слайд 4Литература
Микешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. - С.

258-332.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. - М.: Дом

интеллектуальной книги, 1998. Часть II. Гл.II, III. С. 144-171.
Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 85-128.

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

ЛитератураМикешина Л.А. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. - С. 258-332.Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология.

Слайд 51. Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни

познания
Теория научного познания
=
Эпистемология науки
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

1. Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познанияТеория научного познания =Эпистемология наукиФилософия науки Лекция

Слайд 61. Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни

познания

Основные познавательные способности
чувства
разум
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

1. Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познанияОсновные познавательные способностичувстваразумФилософия науки Лекция 4. Структура

Слайд 7Органы чувств
обеспечивают непосредственный контакт с окружающим миром и
дают

материал для чувственных образов.

Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический

уровни познания

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Органы чувств  обеспечивают непосредственный контакт с окружающим миром и дают материал для чувственных образов.Научное знание как

Слайд 8Разум

вскрывает внутреннее строение вещей,
выявляет существенные свойства вещей,
устанавливает причинные

связи событий.
Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познания
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания
Разум вскрывает внутреннее строение вещей, выявляет существенные свойства вещей,устанавливает причинные связи событий.Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический

Слайд 9Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познания
Философия науки Лекция

4. Структура научного знания

Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познанияФилософия науки Лекция 4. Структура научного знания

Слайд 10Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познания

Взаимодействие эмпирического

и теоретического уровней
Развитие научного познания
Философия науки Лекция 4. Структура научного

знания


Научное знание как развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познанияВзаимодействие эмпирического и теоретического уровнейРазвитие научного познания Философия

Слайд 112. Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его

теоретическая нагруженность
Мир:

предметы,
свойства предметов,
отношения предметов.
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

2. Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьМир:предметы,свойства предметов,отношения предметов.Философия науки Лекция 4.

Слайд 12"Есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает

научные результаты и научные заключения ясно и просто от утверждений

философии и религии, - это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений. Научные, логически правильно сделанные действия, имеют такую силу только потому, что наука имеет свое определенное строение и что в ней существует область фактов и обобщений, которые по своей сути не могут быть реально оспариваемы". (В.И. Вернадский, с. 400)

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания


Слайд 13Факт –
это суждение, истинность которого основывается на чувственных восприятиях.

Эмпирическое

знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция

4. Структура научного знания
Факт – это суждение, истинность которого основывается на чувственных восприятиях.Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и

Слайд 14Факт –
это мысль о предметах нашего мира, их свойствах

или отношениях, которую можно непосредственно проверить при помощи показаний органов

чувств.

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Факт – это мысль о предметах нашего мира, их свойствах или отношениях, которую можно непосредственно проверить при

Слайд 15Факт выражается суждением следующей структуры:

субъект суждения – единичное понятие о

предмете, данном нам в чувственном восприятии
предикат суждения – свойство или

отношение, наличие которого у предмета может быть установлено при помощи чувственного восприятия

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Факт выражается суждением следующей структуры:субъект суждения – единичное понятие о предмете, данном нам в чувственном восприятиипредикат суждения

Слайд 16Пример. Данный медный стер-жень при нагревании расширя-ется
Эмпирическое знание и его

структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция 4. Структура научного

знания
Пример. Данный медный стер-жень при нагревании расширя-етсяЭмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьФилософия

Слайд 17Факты могут быть простыми и сложными

П р о с т

о й ф а к т – это факт,

выраженный отдельным единичным суждением
С л о ж н ы й ф а к т – это факт, выраженный конъюнкцией единичных суждений

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Факты могут быть простыми и сложнымиП р о с т о й  ф а к т

Слайд 18Пример. "Эта бумага белая", если обозначить термин "эта бумага" через

а, а предикат "быть белым" – через Р, мы запишем

в следующей форме:

Р(а)

Факт «Эта бумага белая» является простым

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Пример.

Слайд 19Сложный факт "Эта бумага белая и мягкая":

Р(а)∧Q(а)
Эмпирическое знание и его

структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция 4. Структура научного

знания
Сложный факт

Слайд 20Научный факт

Научный факт получается в результате научной процедуры

Научная процедура –

методы чувственного познания, примененные научным образом
Эмпирическое знание и его структура. Научный

факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Научный фактНаучный факт получается в результате научной процедурыНаучная процедура – методы чувственного познания, примененные научным образомЭмпирическое знание

Слайд 21Признак научности факта:

повторяемость: получение данного действия всякий раз, как

имеются данные условия
связь с научной теорией
Эмпирическое знание и его структура. Научный

факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Признак научности факта: повторяемость: получение данного действия всякий раз, как имеются данные условиясвязь с научной теориейЭмпирическое знание

Слайд 22Научный факт –
единичное суждение, выражающее регулярно повторяющийся результат наблюдения,

измерения или эксперимента и связанное с некоторой научной теорией.
Эмпирическое знание

и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Научный факт – единичное суждение, выражающее регулярно повторяющийся результат наблюдения, измерения или эксперимента и связанное с некоторой

Слайд 23Способы получения фактов в науке
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт

и его теоретическая нагруженность
Метод чувственного познания
наблюдение
измерение
эксперимент
Философия науки Лекция 4. Структура научного

знания
Способы получения фактов в наукеЭмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьМетод чувственного познаниянаблюдениеизмерениеэкспериментФилософия

Слайд 241. Наблюдение

Научное наблюдение –
это целенаправленное и организованное восприятие предметов

опыта.
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания
1. НаблюдениеНаучное наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие предметов опыта.Эмпирическое знание и его структура. Научный факт

Слайд 25Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Наблюдение
Ощущение
Интроспекция
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьНаблюдениеОщущениеИнтроспекцияФилософия науки Лекция 4. Структура научного знания

Слайд 26Ощущение – воспроизведение субъектом отдельных свойств, сторон предметов или процессов

внешнего мира.
Интроспекция – восприятие переживаний, чувств, психических состояний самого субъекта.
Эмпирическое

знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Ощущение – воспроизведение субъектом отдельных свойств, сторон предметов или процессов внешнего мира.Интроспекция – восприятие переживаний, чувств, психических

Слайд 27Наблюдатель
сознательно ищет факты.
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и

его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Наблюдатель сознательно ищет факты.Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьФилософия науки Лекция 4.

Слайд 28Наблюдатель
руководствуется
идеей,
гипотезой
прежним опытом
Эмпирическое знание и

его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция 4. Структура

научного знания
Наблюдатель руководствуется идеей, гипотезой прежним опытомЭмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьФилософия науки

Слайд 29Ученый:
сознательно отбирает те факты, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть

его идеи.
интерпретирует факты в свете некоторой теории.
Эмпирическое знание и его

структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Ученый:сознательно отбирает те факты, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть его идеи.интерпретирует факты в свете некоторой теории.Эмпирическое

Слайд 30Структура наблюдения:

наблюдаемый объект,
воспринимающий субъект,
конкретные условия места и времени
специальные средства наблюдения

(микроскопы, телескопы, фото- и телеаппараты и т. п.),
концептуальные средства, т.

е. понятия и теории, с помощью которых организуются и в особенности интерпретируются научные наблюдения.

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Структура наблюдения:наблюдаемый объект,воспринимающий субъект,конкретные условия места и времениспециальные средства наблюдения (микроскопы, телескопы, фото- и телеаппараты и т.

Слайд 31Научное наблюдение –
интерсубъективно.

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и

его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Научное наблюдение – интерсубъективно.Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьФилософия науки Лекция 4.

Слайд 32
Интерсубъективность –
независимость результата наблюдения
от индивидуальных особенностей наблюдателя
Эмпирическое знание

и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция 4.

Структура научного знания
Интерсубъективность – независимость результата наблюдения от индивидуальных особенностей наблюдателяЭмпирическое знание и его структура. Научный факт и его

Слайд 33Гарантия
интерсубъективности –

повторяемость.
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт

и его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Гарантия интерсубъективности – повторяемость. Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьФилософия науки Лекция

Слайд 34Повторяемость –
при данных условиях и в определенных пределах точности

измерений
возможность получения
того же самого результата
любым субъектом,
обладающим

достаточными для данного наблюдения навыками.

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Повторяемость – при данных условиях и в определенных пределах точности измерений возможность получения того же самого результата

Слайд 35Ограничения наблюдения:

иллюзии восприятия – палка, опущенная в воду, кажется сломанной;

параллельно расположенные рельсы вдали кажутся сходящимися
предвзятые склонности или представления, ошибочные

исходные установки

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Ограничения наблюдения:иллюзии восприятия – палка, опущенная в воду, кажется сломанной; параллельно расположенные рельсы вдали кажутся сходящимисяпредвзятые склонности

Слайд 36Повышение степени объективности наблюдений:

результаты должны получены и зафиксированы другими наблюдателями,
результаты

анализируются и корректируются в свете существующих теоретичес-ких представлений.
Эмпирическое знание и

его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Повышение степени объективности наблюдений:результаты должны получены и зафиксированы другими наблюдателями,результаты анализируются и корректируются в свете существующих теоретичес-ких

Слайд 37В науке
наблюдение проводится только в свете
теории.

Эмпирическое знание и

его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция 4. Структура

научного знания
В науке наблюдение проводится только в свете теории.Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая

Слайд 38
История науки:
некоторые факты или данные длительное время оставались случайными

открытиями, пока не была создана теория.
Эмпирическое знание и его структура. Научный

факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

История науки: некоторые факты или данные длительное время оставались случайными открытиями, пока не была создана теория.Эмпирическое знание

Слайд 39Пример. Древние греки знали свойства янтаря, потертого о сукно, притягивать

легчайшие тела (электризация трением) или же магнитного железняка притягивать металлические

предметы (естественный магнетизм). До создания теории электро-магнитных явлений эти факты оставались любопытными курьезами природы. В свете теории, они стали той исходной базой, которая послужила фундаментом современ-ной техники.

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Пример. Древние греки знали свойства янтаря, потертого о сукно, притягивать легчайшие тела (электризация трением) или же магнитного

Слайд 40Виды наблюдения

По способу восприятия объекта наблюдения:
Эмпирическое знание и его структура. Научный

факт и его теоретическая нагруженность
наблюдения
косвенные
непосредственные
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Виды наблюденияПо способу восприятия объекта наблюдения:Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьнаблюдениякосвенныенепосредственныеФилософия науки

Слайд 41Непосредственное наблюдение ос-новано на восприятии субъектом самого наблюдаемого объекта

Пример. Наблюдение

биологом жизни муравейника или поведение обезьян в рамках одной семьи
Эмпирическое

знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Непосредственное наблюдение ос-новано на восприятии субъектом самого наблюдаемого объектаПример. Наблюдение биологом жизни муравейника или поведение обезьян в

Слайд 42Косвенное наблюдение:

опирается на предположение об опре-деленной закономерной связи между свой-ствами

непосредственно наблюдаемых объектов и наблюдаемыми проявлениями этих свойств
содержит логический вывод

о свойствах ненаблюдаемого объекта на основе наблю-даемого эффекта его действия

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Косвенное наблюдение:опирается на предположение об опре-деленной закономерной связи между свой-ствами непосредственно наблюдаемых объектов и наблюдаемыми проявлениями этих

Слайд 43Пример. Физик, изучая поведение элементарных частиц, непосредственно наблюдает лишь их

треки в камере Вильсона, которые представляют собой результат взаимодействия элементарной

частицы с молекулами пара, запол-няющего камеру. По характеру треков физик судит о поведении и свойствах частицы

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Пример. Физик, изучая поведение элементарных частиц, непосредственно наблюдает лишь их треки в камере Вильсона, которые представляют собой

Слайд 44Функции наблюдения в научном исследовании:

получение эмпирической информа-ции, необходимой для постановки

новых проблем и выдвижения гипо-тез – эвристическая функция
участие в проверке

гипотез и теорий – проверочная функция

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Функции наблюдения в научном исследовании:получение эмпирической информа-ции, необходимой для постановки новых проблем и выдвижения гипо-тез – эвристическая

Слайд 452. Измерение

Измерение – процесс представ-ления свойств реальных объек-тов в виде

числовой величины
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая

нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

2. ИзмерениеИзмерение – процесс представ-ления свойств реальных объек-тов в виде числовой величиныЭмпирическое знание и его структура. Научный

Слайд 46Величина – характеристика объекта, которая пожжет быть присуща объекту в

большей или меньшей степени

Числовая величина – величина, ко-торая может быть

выражена числом

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Величина – характеристика объекта, которая пожжет быть присуща объекту в большей или меньшей степениЧисловая величина – величина,

Слайд 47Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Результат

наблюдения
сравните-льное понятие
качественное понятие
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания
количествен-ное понятие

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьРезультат наблюдениясравните-льное понятиекачественное понятиеФилософия науки Лекция 4.

Слайд 48Качественные понятия – такие, как «теплый», «зеленый», «большой», – обозначают

некоторые классы предметов и, приписывая предмету свойство, выражаемое качественным понятием,

мы тем самым включаем этот предмет в определенный класс

Качественные понятия – основа класси-фикации объектов

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Качественные понятия – такие, как «теплый», «зеленый», «большой», – обозначают некоторые классы предметов и, приписывая предмету свойство,

Слайд 49Сравнительные понятия выражают сравнительную степень интенсив-ности свойств

Задача: установить некоторые соот-ношения

между классами однород-ных предметов с помощью таких понятий, таких, как

«больше», «теплее», «легче» и т.п.

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Сравнительные понятия выражают сравнительную степень интенсив-ности свойствЗадача: установить некоторые соот-ношения между классами однород-ных предметов с помощью таких

Слайд 50Сравнительные понятия созда-ют последовательность предме-тов исследуемой области, упо-рядочивают в определенную

по-следовательность
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания
Сравнительные понятия созда-ют последовательность предме-тов исследуемой области, упо-рядочивают в определенную по-следовательностьЭмпирическое знание и его структура. Научный факт

Слайд 51Пример. С помощью понятий «тяжелее», «легче», «равный по весу» мы

можем все предметы расположить в последовательность классов, таких, что в

один класс попадут предметы, равные по весу, предметы каждого предшеству-ющего класса будут легче предметов последующего класса и предметы последующего – тяжелее предметов предшествующего

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Пример. С помощью понятий «тяжелее», «легче», «равный по весу» мы можем все предметы расположить в последовательность классов,

Слайд 52Количественные понятия выра-жают степень интенсивности некоторого свойства в виде числа
Эмпирическое

знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция

4. Структура научного знания
Количественные понятия выра-жают степень интенсивности некоторого свойства в виде числаЭмпирическое знание и его структура. Научный факт и

Слайд 53Пример. Измерение твердости минералов: один минерал считается более твердым, чем

другой, если он может оставить царапину на этом втором минерале.

Все минералы располагаются в последовательность, в которой каждый следующий является более твердым, чем предшествующий. Алмазу – самому твердому минералу – приписано число 10; остальным – тем меньшее число, чем дальше отстоит минерал от алмаза в данной последовательности

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Пример. Измерение твердости минералов: один минерал считается более твердым, чем другой, если он может оставить царапину на

Слайд 54Основное уравнение измерения

Пусть Q обозначает некоторую степень измеряемого свойства, U

– единицу измерения, а q – числовое значение соответствующей величины.

Тогда результат измерения можно выразить следующим образом:
Q = qU

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Основное уравнение измеренияПусть Q обозначает некоторую степень измеряемого свойства, U – единицу измерения, а q – числовое

Слайд 553. Эксперимент

Эксперимент обеспечивает возможность активного воздействия на изучаемые явления:
непосредственное

воздействие,
изменение условий, в которых происходит это явление,
тесная связь эксперимента с

теорией.

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

3. ЭкспериментЭксперимент обеспечивает возможность активного воздействия на изучаемые явления: непосредственное воздействие,изменение условий, в которых происходит это явление,тесная

Слайд 56Галилей:
систематическое применение экспери-мента в науке

Пример. С помощью опыта Галилей опроверг

утверждение Аристотеля о том, что скорость падающего тела пропорциональна его

весу. Сбросив с высоты в 60 м пушечное ядро массой в 80 кг и мушкетную пулю с массой около 200 г, он убедился, что оба тела достигли поверхности Земли одновременно.

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Галилей:систематическое применение экспери-мента в наукеПример. С помощью опыта Галилей опроверг утверждение Аристотеля о том, что скорость падающего

Слайд 57Структура эксперимента:

Структура наблюдения
Средства воздействия на изучаемый объект
Эмпирическое знание и его

структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция 4. Структура научного

знания
Структура эксперимента:Структура наблюденияСредства воздействия на изучаемый объектЭмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьФилософия

Слайд 58Виды экспериментов

А. По цели эксперимента
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт

и его теоретическая нагруженность
Эксперимент
Поисковой
Проверочный
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Виды экспериментовА. По цели экспериментаЭмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьЭкспериментПоисковойПроверочныйФилософия науки Лекция

Слайд 59Проверочный эксперимент осущест-вляет эмпирическую проверку гипо-тезы или теории

Пример. Эксперимент Галилея

по изучению законов падения тел
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт

и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Проверочный эксперимент осущест-вляет эмпирическую проверку гипо-тезы или теорииПример. Эксперимент Галилея по изучению законов падения телЭмпирическое знание и

Слайд 60Поисковый эксперимент собирает необходимую эмпирическую инфор-мацию для построения или уточ-нения

некоторой гипотезы
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая

нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Поисковый эксперимент собирает необходимую эмпирическую инфор-мацию для построения или уточ-нения некоторой гипотезыЭмпирическое знание и его структура. Научный

Слайд 61Б. По характеру исследуемого объекта:

физические,
химические,
биологические,
психологические,
социальные и др.

эксперименты.
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания
Б. По характеру исследуемого объекта:физические, химические, биологические, психологические,социальные и др. эксперименты.Эмпирическое знание и его структура. Научный факт

Слайд 62В. По характеру объекта изучения:

прямой эксперимент, если объект – реально

существующий предмет или процесс
модельный эксперимент, если вместо самого предмета используется

некоторая его модель

Вычислительный эксперимент – разно-видность модельного эксперимента

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

В. По характеру объекта изучения:прямой эксперимент, если объект – реально существующий предмет или процессмодельный эксперимент, если вместо

Слайд 63Г. По методу и результатам иссле-дования:

качественные
количественные
Эмпирическое знание и его структура. Научный

факт и его теоретическая нагруженность
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Г. По методу и результатам иссле-дования:качественныеколичественныеЭмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженностьФилософия науки

Слайд 64Планирование и построение экспе-римента:

1. Формулировка проблемы, которая требует экспериментального разрешения: эмпирическая

проверка гипотезы или теории, уточнение или построение новой гипотезы
Эмпирическое знание

и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Планирование и построение экспе-римента:1.	Формулировка проблемы, которая требует экспериментального разрешения: эмпирическая проверка гипотезы или теории, уточнение или построение

Слайд 652. Выделение факторов, которые оказывают существенное влияние на эксперимент, и

факторов, которые можно не принимать во внимание

Пример. Галилей в своих

экспериментах по изучению законов свободного падения тел не учитывал влияние сопротивления воздуха, неоднородность поля тяжести

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

2. Выделение факторов, которые оказывают существенное влияние на эксперимент, и факторов, которые можно не принимать во вниманиеПример.

Слайд 663. Обоснование осуществимости эксперимента. Объяснение функци-онирование будущей эксперимен-тальной установки с помощью

уже известной и хорошо подтвержденной теории
Эмпирическое знание и его структура. Научный

факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

3.	Обоснование осуществимости эксперимента. Объяснение функци-онирование будущей эксперимен-тальной установки с помощью уже известной и хорошо подтвержденной теорииЭмпирическое знание

Слайд 674. Контроль эксперимента. Органи-зация контрольной группы. В качестве контрольной группы или

системы может служить сам исследуемый объект. При исследовании биологических и

соци-альных явлений чаще всего в качестве контрольной системы выбирается отдель-ная совокупность или система индивиду-умов

Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

4.	Контроль эксперимента. Органи-зация контрольной группы. В качестве контрольной группы или системы может служить сам исследуемый объект. При

Слайд 685. Интерпретация результатов эксперимента, т.е. установление связи с существующей или новой

теорией
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и его теоретическая нагруженность
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания
5.	Интерпретация результатов эксперимента, т.е. установление связи с существующей или новой теориейЭмпирическое знание и его структура. Научный факт

Слайд 69Функции эксперимента в научном исследовании

опытная проверка гипотез и теорий.
формирование новых

гипотез и теоретических представлений
Эмпирическое знание и его структура. Научный факт и

его теоретическая нагруженность

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Функции эксперимента в научном исследованииопытная проверка гипотез и теорий.формирование новых гипотез и теоретических представленийЭмпирическое знание и его

Слайд 703. Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Объективность

научного знания
порождает
универсализм.

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

3. Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииОбъективность научного знания порождает универсализм.Философия науки Лекция 4.

Слайд 71Знание
универсально
относительно какой-либо области объектов,
когда входящие в него

суждения претендуют на истинность для любого объекта этой области.

Теоретическое знание

и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Знание универсально относительно какой-либо области объектов, когда входящие в него суждения претендуют на истинность для любого объекта

Слайд 72
Универсальность научного знания
обеспечивается
теориями.
Теоретическое знание и его структура. Теория и

ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Универсальность научного знания обеспечивается теориями.Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия науки Лекция 4. Структура

Слайд 73Научная теория –
основная единица анализа научного знания.

Теоретическое знание и

его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Научная теория – основная единица анализа научного знания.Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия науки

Слайд 74Научная теория –
форма организации научного знания, дающая целостное представление

о закономерностях и существенных связях определенной области объектов.
Теоретическое знание и

его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Научная теория – форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области

Слайд 75Научная теория –
высшая форма организации научного знания.
Теоретическое знание и

его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Научная теория – высшая форма организации научного знания.Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия науки

Слайд 76Теория
появляется на зрелой стадии развития научной дисциплины.
Теоретическое знание и

его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Теория появляется на зрелой стадии развития научной дисциплины.Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия науки

Слайд 77Теория

описательная объяснительная
Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция

4. Структура научного знания

Теорияописательная		 объяснительнаяТеоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия науки Лекция 4. Структура научного знания

Слайд 78
описательная теория – систематизация исследуемых объектов, их свойств и

отношений.


Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4.

Структура научного знания
описательная теория – систематизация  исследуемых объектов, их свойств и отношений.Теоретическое знание и его структура. Теория и

Слайд 79Карл Линней “Systema Naturae” (1735):
построение естественной системы природы.
деление природного

мира на три царства:
минеральное,
растительное,
животное.
выделение четырех уровней

(рангов):
класс,
отряд,
род,
вид.

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Карл Линней “Systema Naturae” (1735):построение естественной системы природы. деление природного мира на три царства: минеральное, растительное, животное.

Слайд 80Значение описательной теории Линнея:
разрабатывает основные положения научной систематики,  
строит естественную

классификацию растений, которая «сама по себе указывает даже на пропущенные

растения» (SN).

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Значение описательной теории Линнея:разрабатывает основные положения научной систематики,  строит естественную классификацию растений, которая «сама по себе указывает

Слайд 81
объяснительная теория –
система высказываний, описывающих причинно-следственную структуру исследуемой области

объектов.

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4.

Структура научного знания
объяснительная теория – система высказываний, описывающих причинно-следственную структуру исследуемой области объектов.Теоретическое знание и его структура. Теория и

Слайд 82Объяснительные теории –
признак зрелости науки.

Область знания считается научной только

тогда, когда в ней появляются объяснительные теории.

Теоретическое знание и его

структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Объяснительные теории – признак зрелости науки.Область знания считается научной только тогда, когда в ней появляются объяснительные теории.Теоретическое

Слайд 83
Объяснительная теория
имеет
гипотетико-дедуктивную структуру.
Теоретическое знание и его структура. Теория и

ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Объяснительная теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия науки Лекция 4. Структура

Слайд 84Основанием теории служат:

набор исходных понятий (величин),
набор фундаментальных принципов (постулатов, законов),

включающих только исходные понятия.
Теоретическое знание и его структура. Теория и ее

функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Основанием теории служат:набор исходных понятий (величин),набор фундаментальных принципов (постулатов, законов), включающих только исходные понятия.Теоретическое знание и его

Слайд 85Исходные понятия и принципы выражают
основные, наиболее фундаментальные связи и

отношения изучаемой области, которыми определяются все остальные явления.
Теоретическое знание и

его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Исходные понятия и принципы выражают основные, наиболее фундаментальные связи и отношения изучаемой области, которыми определяются все остальные

Слайд 86Пример. Основанием классической механики являются
понятия материальной точки, силы, скорости,


три закона динамики Ньютона, связывающие эти понятия.

Теоретическое знание и его

структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Пример. Основанием классической механики являются понятия материальной точки, силы, скорости, три закона динамики Ньютона, связывающие эти понятия.Теоретическое

Слайд 87Менее фундаментальные законы изучаемой области дедуктивно
выводятся из основоположений теории.
Теоретическое

знание и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура

научного знания
Менее фундаментальные законы изучаемой области дедуктивно выводятся из основоположений теории.Теоретическое знание и его структура. Теория и ее

Слайд 88Исходные понятия и принципы теории формируют идеализированный объект теории,
т.е.

систему
абстрактных объектов.
Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания
Исходные понятия и принципы теории формируют идеализированный объект теории, т.е. систему абстрактных объектов.Теоретическое знание и его структура.

Слайд 89Примеры:
в классической механике таким объектом является система материальных точек,
в молекулярно-кинетической

теории – множество замкнутых в определенном объеме хаотически соударяющихся моле-кул,

представляемых в виде абсолютно упругих материальных шариков,
в теории относительности – множество инерциальных систем.

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Примеры:в классической механике таким объектом является система материальных точек,в молекулярно-кинетической теории – множество замкнутых в определенном объеме

Слайд 90Идеализированный объект теории
отображает
абстрагированные свойства реальных вещей.

Теоретическое знание

и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного

знания
Идеализированный объект теории отображает абстрагированные свойства реальных вещей. Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия

Слайд 91Примеры:
понятие объекта, движущегося без трения – по инерции,
абсолютно твердое или

абсолютно черное тело,
совершенное зеркало,
идеальный газ.
Теоретическое знание и его структура. Теория и

ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Примеры:понятие объекта, движущегося без трения – по инерции,абсолютно твердое или абсолютно черное тело,совершенное зеркало,идеальный газ.Теоретическое знание и

Слайд 92Абстрактные объекты
позволяют отвлечься от второстепенных, несущественных свойств и отношений

реального мира,
выделить существенные для данного исследования свойства и отношения

в чистом виде.

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Абстрактные объекты позволяют отвлечься от второстепенных, несущественных свойств и отношений реального мира, выделить существенные для данного исследования

Слайд 93Идеализированный объект теории
служит для
теоретической интерпретации ее исходных понятий

и принципов.

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания
Идеализированный объект теории служит для теоретической интерпретации ее исходных понятий и принципов. Теоретическое знание и его структура.

Слайд 94
В.С. Степин:

идеализированный объект =
= теоретическая модель
Теоретическое знание и его

структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

В.С. Степин:идеализированный объект = = теоретическая модельТеоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия науки Лекция

Слайд 95
Абстракция –
процесс и результат отвлечения от объекта отдельных свойств

и отношений.

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция

4. Структура научного знания
Абстракция – процесс и результат отвлечения от объекта отдельных свойств и отношений.Теоретическое знание и его структура. Теория

Слайд 96

Пример. Тело.
обладать тяжестью – одно из свойств тела,
находиться

над поверхностью Земли – отношение тела.
Теоретическое знание и его структура. Теория

и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Пример. Тело. обладать тяжестью – одно из свойств тела, находиться над поверхностью Земли – отношение тела.Теоретическое знание

Слайд 97Абстрактный объект –
абстракция, рассматриваемая независимо от того предмета, от

которого она отвлечена.
Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания
Абстрактный объект – абстракция, рассматриваемая независимо от того предмета, от которого она отвлечена.Теоретическое знание и его структура.

Слайд 98Наличие абстрактных объектов –
основа универсальности (всеобщности) науки.

Теоретическое знание и

его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Наличие абстрактных объектов – основа универсальности (всеобщности) науки.Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия науки

Слайд 99
Формулируется утверждение для одного абстрактного объекта,
а получается знание о

каждом эмпирическом объекте, от которого отвлечено данное свойство или отношение.
Теоретическое

знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Формулируется утверждение для одного абстрактного объекта, а получается знание о каждом эмпирическом объекте, от которого отвлечено данное

Слайд 100Идеализация –
абстрактный объект, который не имеет соответствующего им эмпирического

объекта.

Примеры:
Абсолютно черное тело.
Материальная точка.

Теоретическое знание и его структура. Теория

и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Идеализация – абстрактный объект, который не имеет соответствующего им эмпирического объекта.Примеры: Абсолютно черное тело. Материальная точка.Теоретическое знание

Слайд 101

Различие абстракций идеализаций – в интерпретации теории на опыте.
Теоретическое знание

и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного

знания
Различие абстракций идеализаций – в интерпретации теории на опыте.Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия

Слайд 102На основе абстракций и идеализация строятся теоретические законы
Теоретическое знание и

его структура. Теория и ее функции
Закон науки
теоретический
эмпирический
Философия науки Лекция 4. Структура научного

знания
На основе абстракций и идеализация строятся теоретические законыТеоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииЗакон наукитеоретическийэмпирическийФилософия

Слайд 103Закон науки –
повторяющаяся связь между объектами предметной области науки,

доступная объективной проверке.

∀x(P(x) → Q(x))
Теоретическое знание и его структура. Теория и

ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Закон науки – повторяющаяся связь между объектами предметной области науки, доступная объективной проверке.∀x(P(x) → Q(x))Теоретическое знание и

Слайд 104Эмпирический закон –
повторяющиеся связи между явлениями, открываемые в ходе

эмпирических научных процедур (наблюдения, измерения, эксперимента) или индуктивного обобщения их

результатов

Пример. Если металл нагреть, то он расширяется. – Обобщение фактов

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Эмпирический закон – повторяющиеся связи между явлениями, открываемые в ходе эмпирических научных процедур (наблюдения, измерения, эксперимента) или

Слайд 105Теоретический закон – отношения меж-ду абстрактными объектами, допускаю-щие объективную проверку.

Пример.

F=m*a
Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4.

Структура научного знания
Теоретический закон – отношения меж-ду абстрактными объектами, допускаю-щие объективную проверку.Пример. 	F=m*aТеоретическое знание и его структура. Теория и

Слайд 106Объекты научного исследования:

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания

Объекты научного исследования:Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия науки Лекция 4. Структура научного знания

Слайд 107Термины, обозначающие эмпирические объекты называются эмпирическими терминами.

Термины, обозначающие абстрактные объекты

называются теоретическими терминами.
Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания
Термины, обозначающие эмпирические объекты называются эмпирическими терминами.Термины, обозначающие абстрактные объекты называются теоретическими терминами.Теоретическое знание и его структура.

Слайд 108Какие объекты и их отношения допустимы в рамках теории, а

какие – нет?
Ответ – принципы научной теории.

Пример. Принцип сохранения

энергии. При всех преобразованиях количество энергии должно оставаться неизменным.

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Какие объекты и их отношения допустимы в рамках теории, а какие – нет? Ответ – принципы научной

Слайд 109Научное исследование создает:
Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания

Научное исследование создает:Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия науки Лекция 4. Структура научного знания

Слайд 110Теоретические законы и эмпирические должны быть связаны –
интерпретация абстрактных

объектов:
сопоставление им множеств эмпирических объектов.

Теоретическое знание и его структура. Теория

и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Теоретические законы и эмпирические должны быть связаны – интерпретация абстрактных объектов: сопоставление им множеств эмпирических объектов.Теоретическое знание

Слайд 111
Научная теория –
система принципов, теоретических законов и их эмпирических

интерпретаций, раскрывающая связи между явлениями определенной предметной области.
Теоретическое знание и

его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Научная теория – система принципов, теоретических законов и их эмпирических интерпретаций, раскрывающая связи между явлениями определенной предметной

Слайд 112Принципы, законы и интерпретации
выражаются
в виде высказываний об объектах.

Теоретическое

знание и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура

научного знания
Принципы, законы и интерпретации выражаются в виде высказываний об объектах.Теоретическое знание и его структура. Теория и ее

Слайд 113
Главное отличие теоретических высказываний от эмпирических – наличие ссылки
на

абстрактные объекты.
Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция

4. Структура научного знания
Главное отличие теоретических высказываний от эмпирических – наличие ссылки на абстрактные объекты.Теоретическое знание и его структура. Теория

Слайд 114По логической форме:
научная теория –
система высказываний о некотором

классе абстрактных объектов, их свойствах и отношениях.
Теоретическое знание и его

структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

По логической форме: научная теория – система высказываний о некотором классе абстрактных объектов, их свойствах и отношениях.Теоретическое

Слайд 115По происхождению:
научная теория –
научная гипотеза или система научных

гипотез, выдержавших объективную проверку.
Теоретическое знание и его структура. Теория и ее

функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

По происхождению: научная теория – научная гипотеза или система научных гипотез, выдержавших объективную проверку.Теоретическое знание и его

Слайд 116Научная теория как система научных высказываний:

Логическая зависимость одних высказываний от

других
Иерархичность: деление на более общие и менее общие высказывания
Опосредованная связь

с фактами через систему интерпретаций.

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Научная теория как система научных высказываний:Логическая зависимость одних высказываний от другихИерархичность: деление на более общие и менее

Слайд 117Отношение теоретического и эмпирического знания
Теоретическое знание и его структура. Теория и

ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Отношение теоретического и эмпирического знанияТеоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия науки Лекция 4. Структура

Слайд 118Эмпирический базис теории –
система фактов, связанных с теоретическими законами

Теоретическое

знание и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура

научного знания
Эмпирический базис теории – система фактов, связанных с теоретическими законамиТеоретическое знание и его структура. Теория и ее

Слайд 119
Теоретический закон выражается при помощи теоретического высказывания.

Факты выражаются в язык

теории при помощи эмпирических высказываний.
Теоретическое знание и его структура. Теория и

ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Теоретический закон выражается при помощи теоретического высказывания.Факты выражаются в язык теории при помощи эмпирических высказываний.Теоретическое знание и

Слайд 120Верификация –
подтверждение теоретического высказывания при помощи эмпирических высказываний

Теоретическое знание

и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного

знания
Верификация – подтверждение теоретического высказывания при помощи эмпирических высказыванийТеоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия

Слайд 121
Фальсификация –
опровержение теоретического высказывания при помощи эмпирических высказываний.
Теоретическое знание

и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4. Структура научного

знания
Фальсификация – опровержение теоретического высказывания при помощи эмпирических высказываний.Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииФилософия

Слайд 122Схема верификации:

Т → Е, Е ╟ Т

Схема фальсификации:

Т → Е,

не-Е├ не-Т

Асимметрия между фальсификацией и верификацией.
Теоретическое знание и его структура. Теория

и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Схема верификации:Т → Е, Е ╟ ТСхема фальсификации:Т → Е, не-Е├ не-ТАсимметрия между фальсификацией и верификацией.Теоретическое знание

Слайд 123 Гипотеза как форма развития научного знания

Научная гипотеза –
научное

выс-казывание, истинностное значение которого неопределенно.
Теоретическое знание и его структура. Теория и

ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Гипотеза как форма развития научного знанияНаучная гипотеза – научное выс-казывание, истинностное значение которого неопределенно.Теоретическое знание и

Слайд 124Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Гипотеза
Структурный элемент научной теории
Метод

развития научного знания
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функцииГипотезаСтруктурный элемент научной теорииМетод развития научного знанияФилософия науки Лекция

Слайд 125Метод гипотез впервые применен в древнегреческой математике – дедук-тивный мысленный

эксперимент:

Выдвижение гипотезы и вывод из нее дедуктивных следствий с целью

проверки правильности первоначальной догадки

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Метод гипотез впервые применен в древнегреческой математике – дедук-тивный мысленный эксперимент:Выдвижение гипотезы и вывод из нее дедуктивных

Слайд 126В Новое время метод гипотез применялся в скрытой форме: как

часть мысленного эксперимента или индуктивного метода (Евклид, Галилей, Ньютон)
Теоретическое знание

и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

В Новое время метод гипотез применялся в скрытой форме: как часть мысленного эксперимента или индуктивного метода (Евклид,

Слайд 127Роль гипотезы как средства развития науки – в период научной

революции конца XIX –начала ХХ века:

Гипотеза – способ объяснения фактов

или упорядочения научной теории, подлежащий дальнейшей проверке

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Роль гипотезы как средства развития науки – в период научной революции конца XIX –начала ХХ века:Гипотеза –

Слайд 128Гипотеза – вероятное научное высказывание

Научная гипотеза удовлетворяет условию принципиальной проверяемости

(фаль-сифицируемость или верифицируемость)
Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия

науки Лекция 4. Структура научного знания
Гипотеза – вероятное научное высказываниеНаучная гипотеза удовлетворяет условию принципиальной проверяемости (фаль-сифицируемость или верифицируемость)Теоретическое знание и его структура.

Слайд 1292. Гипотетико-дедуктивный метод

Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного исследования, заклю-чающийся в

выдвижении гипотез и проверке этих гипотез путем вывода из них

эмпирически проверяемых следствий

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

2. Гипотетико-дедуктивный методГипотетико-дедуктивный метод – метод научного исследования, заклю-чающийся в выдвижении гипотез и проверке этих гипотез путем

Слайд 130Начальные условия – высказывания, связывающие теоретические терми-ны гипотезы с эмпирическим

бази-сом
Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции
Философия науки Лекция 4.

Структура научного знания
Начальные условия – высказывания, связывающие теоретические терми-ны гипотезы с эмпирическим бази-сомТеоретическое знание и его структура. Теория и

Слайд 131Схема гипотетико-дедуктивного метода

Гипотеза&начальные условия → → эмпирические следствия →

проверка → подтверждение/опровержение → гипотеза/теория

Modus ponens и modus tollens
Теоретическое знание

и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Схема гипотетико-дедуктивного методаГипотеза&начальные условия → → эмпирические следствия → проверка → подтверждение/опровержение → гипотеза/теорияModus ponens и modus

Слайд 132Пример. Теория эфира и эксперимент Майкельсона–Морли. Если есть эфир, то

при движении Земли должен возникать эфирный ветер – сопротивление эфирной

среды. Эмпирически: скорость распрос-транения света, исходящего из некоторого источника, будет зависеть от направления луча: луч, направление которого совпадает с направлением движения Земли будет двигаться с иной скоростью, чем луч направленный перпендикулярно ее движению. Эксперимент не обнаружил разницы в скорости распространения этих двух лучей. Предсказание не подтвердилось – ложность теории

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Пример. Теория эфира и эксперимент Майкельсона–Морли. Если есть эфир, то при движении Земли должен возникать эфирный ветер

Слайд 133Схема научного исследования
Теория
Подтверждена
Гипотеза
Измени гипотезу
Предсказания
Наблюдения
Опровергнута
проверки
Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

Схема научного исследованияТеорияПодтвержденаГипотезаИзмени гипотезуПредсказанияНаблюденияОпровергнутапроверкиФилософия науки Лекция 4. Структура научного знания

Слайд 1343. Научные факты и научные теории

Результат наблюдения, измерения или экспе-римента,

характеризующийся повторяемостью и связью с научной теорией – факт

Теоретическая нагруженность

фактов
Относительность эмпирического базиса теории

Теоретическое знание и его структура. Теория и ее функции

Философия науки Лекция 4. Структура научного знания

3. Научные факты и научные теорииРезультат наблюдения, измерения или экспе-римента, характеризующийся повторяемостью и связью с научной теорией

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика