Разделы презентаций


Поэзия М.В. Ломоносова

Содержание

Имя основателя и отца русской поэзии по праву принадлежит этому великому человеку. Натура преимущественно практическая, он был рожден реформатором и основателем.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учитель русского языка и литературы Гончарова И.И.
МКОУ «Морозовская СОШ»


Тейковского муниципального района Ивановской области
«Поэзия М.В.Ломоносова»

Учитель русского языка и литературы Гончарова И.И. МКОУ «Морозовская СОШ» Тейковского муниципального района Ивановской области«Поэзия М.В.Ломоносова»

Слайд 2Имя основателя и отца русской поэзии по праву принадлежит этому

великому человеку.
Натура преимущественно практическая,
он был рожден реформатором
и

основателем.

В.Г.Белинский

Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова

Имя основателя и отца русской поэзии по праву принадлежит этому великому человеку. Натура преимущественно практическая, он был

Слайд 3План
Творческий путь Ломоносова.
2. Заслуги Ломоносова.
3. Ломоносов – теоретик русского

стихосложения.
4. Тематика поэзии Ломоносова.
5. Оды Ломоносова:
- Героико-патриотическая «Ода а

взятие Хотина»;
- Похвальные оды: образ ПетраI, образ Елизаветы, образ Родины;
- Духовные оды;

6. Научная поэзия6. Научная поэзия.

7. Сатирическая поэзия.

8. Переводы. Анакреонтическая поэзия

9. Значение поэзии Ломоносова9. Значение поэзии Ломоносова.


10.Литература

План Творческий путь Ломоносова.2. Заслуги Ломоносова.3. Ломоносов – теоретик русского стихосложения.4. Тематика поэзии Ломоносова.5. Оды Ломоносова: -

Слайд 4Родился 8 (19) ноября 1711 г. в семье поморского крестьянина-рыбака.

В декабре 1730 г «жажда знаний» привела 19-летнего Ломоносова в

Москву, в Славяно-греко-латинскую академию.
В числе лучших учеников в 1736 г. был отправлен в Петербургский университет, а затем — в Германию, в Марбургский университет. Круг интересов Ломоносова за границей был необычайно широк, Ломоносов становится крупнейшим ученым-энциклопедистом.
По возвращении в Россию в сентябре 1741 г. Ломоносов зачислен в штат Академии наук адъюнктом, а с 1745 г. — профессором. Развертывает бурную научную, организационную и литературную деятельность: за 23 года работы в Академии Ломоносов создал основы отечественной науки.
Ломоносов скоропостижно скончался в самом зените славы 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен Михаил Васильевич на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Творческий путь Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов —
гениальный русский ученый, просветитель, поэт, художник.


Родился 8 (19) ноября 1711 г. в семье поморского крестьянина-рыбака. В декабре 1730 г «жажда знаний» привела

Слайд 5Заслуги Ломоносова
публикует научные работы, делает
важнейшие открытия в химии

и физике
создает первый в России химический кабинет
проводит уникальные наблюдения прохождения

планеты
Венера через диск солнца
исследует электрические явления
разрабатывает план северного морского пути
создает важнейшие труды в области культуры речи,
русского литературного языка и стихосложения
инициатор создания первого русского Московского университета

Поражает разносторонность научных интересов Ломоносова. Многие крупнейшие начинания середины века в области науки, искусства и просвещения связаны с именем Ломоносова:


Заслуги Ломоносова публикует научные работы, делает важнейшие открытия в химии и физикесоздает первый в России химический кабинетпроводит

Слайд 6
Ломоносов показал,
что тонический принцип
должен
быть распространен
на все

стихи, независимо
от количества слогов
«Письмо о правилах
российского стихотворства»
(1739

г.)



Ломоносов указал на
ритмическое разнообразие
русского языка
и доказал необходимость
введения
трехсложных стоп


Определил
равноправность
в стихах мужской
и женской рифм






Ломоносов показал, что тонический принцип должен быть распространен на все стихи, независимо от количества слогов«Письмо о правилах

Слайд 7 «Письмо …» было прислано Ломоносовым
вместе с одой «На

взятие Хотина»,
Все это дало возможность Белинскому
именно с этой

оды
вести начало русской литературы.

написанной в соответствии со новыми теоретическими положениями,
ямбическим стихом, наиболее удачным для оды, ибо строй этого метра «возносится снизу вверх»,
создавая требуемое «великолепие», вызванное патриотическим пафосом победной героики и торжества.


«Письмо …» было прислано Ломоносовым вместе с одой «На взятие Хотина», Все это дало возможность Белинскому

Слайд 8Он первым открыл в поэзии
- гражданственность и оптимизм,
-

интерес к историческому прошлому России,
- веру в ее светлое будущее.


Поэт-просветитель, Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество.
Его поэтическая задача была подсказана самой историей
- прославить мощь русского государства,
дела Петра,
начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры.

Тематика поэзии Ломоносова

«Для пользы общества коль радостно трудиться!» —
эти слова Ломоносова раскрывают
жизнеутверждающую сущность его поэзии.

Это и определило своеобразие тематики поэзии Ломоносова
от легких стихотворений в духе ранней немецкой анакреонтики
до гражданской поэзии больших государственных тем.


Он первым открыл в поэзии - гражданственность и оптимизм, - интерес к историческому прошлому России,- веру в

Слайд 9Оды Ломоносова
Задачи гражданственности, которые ставил перед поэзией Ломоносов,
требовали

постановки проблем, имеющих важное государственное значение,
и этому как нельзя

лучше соответствовал избранный им жанр оды.

Ода – лирический жанр,
пришедший в европейскую литературу из античной поэзии, подразделяется на типы:
победно-патриотическая,
похвальная,
философская,
- духовная,
- анакреонтическая


— все это стало оригинальным созданием Ломоносова.

Устойчивая строфика од – 10 стихов четырехстопного ямба

Своеобразный величественный и напряженный стиль


Оды Ломоносова Задачи гражданственности, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и

Слайд 10Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина»,
написанной в

1739 г. в Германии, сразу после захвата русскими войсками турецкой

крепости Хотин в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и подняла международный престиж России.
В оде Ломоносова можно выделить 3 части:
вступление, изображение битвы и прославление победителей.
Картины боя даны в типичном для Ломоносова гиперболизированном стиле, воплотившем в себе напряженность и героику батальных сцен. Вершителем всех событий выведен русский солдат, «росс», как называет его автор. Над русским воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое время победы над магометанами.
Такие исторические параллели станут после Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра.

Ода на взятие Хотина

Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку:
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку


Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина», написанной в 1739 г. в Германии, сразу после захвата

Слайд 11Похвальные оды. Образ Петра I в поэзии Ломоносова
Большая часть

од Ломоносова была написана в связи с ежегодно отмечавшимся днем

восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II.
Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова шире и важнее их официально-придворной роли. В каждой поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.
Свои торжественные оды Ломоносов писал с 1739-1764 г. и создал 20 од.

Одним из главных образов похвальных од становится ПетрI.
В глазах Ломоносова Петр — создатель новой России,
ее национальный герой, неустанный труженик, просветитель:
Он жив, во все страны взирает,
Свою Россию обновляет,
Полки, законы, корабли
Сам строит, правит и предводит,
Натуру духом превосходит —
Герой в морях и на земли (Ода 1757г.)

В оде 1752 г. Ломоносов говорит о том, что Петр
«свет открыл России всей», в оде 1761 г.— видит в Петре
«защитника, отца, героя».


Похвальные оды. Образ Петра I в поэзии Ломоносова Большая часть од Ломоносова была написана в связи с

Слайд 12Поэма "Петр Великий"
Время действия относится к 1702 г. и

связано с началом Северной войны. В первой песне говорится о

походе Петра к Белому морю с тем, чтобы отогнать шведов от Архангельска, на который шведские войска напали с целью отвлечь русские силы от крепости Нотербург. Большое место в песне отведено рассказу Петра I о стрелецких бунтах, об анархии, в которую была ввергнута по воле царевны Софьи вся Москва. Вся эта предыстория вынесена в начало поэмы и служит контрастным фоном к эпохе просвещенного абсолютизма Петра I.
Содержанием второй песни является штурм и взятие крепости Нотербург. Большое место в поэме отведено подвигу рядовых воинов. Батальные сцены перемежаются лирическими отступлениями автора, обращенными то к шведам, то к русскому войску.
Таким образом, основная тема двух песен, написанных Ломоносовым, — неустанная борьба, которую ведет Петр с внешними и внутренними врагами, препятствующими грандиозным преобразованиям в стране. Наиболее сложными врагами, по мысли Ломоносова, являются враги внутренние. В поэме Ломоносов говорит и о военной мощи России как залоге процветания в стране наук и искусств.

Гимном славы Петру должна была стать эпическая поэма «Петр Великий», из которой он написал только 2 песни (задумано было двадцать четыре). Но и из написанного ясно выступает замысел поэмы и облик ее героя. Петр в поэме Ломоносова — «строитель, плаватель, в полях, морях герой».


Поэма

Слайд 13Большая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне, это объясняется

не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет

жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца.
Ломоносов под этим влиянием и создавал образ
Елизаветы Петровны, идеализируя ее, изображая
покровительницей наук и искусств,
насадительницей просвещения:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
И это об императрице, отличавшейся праздностью,
скучавшей во время ученых бесед, которым она
предпочитала развлечения, балы.
С воцарением Елизаветы Петровны, писал
Ломоносов, «Россия зрит конец бедам», ибо
Елизавета — наследницадел Петра:
Кому возможно описать
Твои доброты все подробну?
Как разве только указать
В Петре природу в том подобну.

Образ Елизаветы в одах Ломоносова


Большая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне, это объясняется не только тем, что с ее царствованием

Слайд 14Россия в одах Ломоносова выступает в образе матери-родины, «небу равной»

России. Прославляя военную мощь России, необходимую для упрочения ее государственной

независимости, Ломоносов осуждает «губительные брани», воспевая мир и тишину. Воспевая победы русских, поэт подчеркивает, что русские обнажили «праведный меч», они хотят «войнами укротить войну», например в «Надписи на иллуминацию» 1748
Российска тишина пределы превосходит
И льет избыток свой в окрестные страны:
Воюет воинство Твое против войны;
Оружие Твое Европе мир приводит.

Только при «тишине» и возможно
достичь расцвета в науке, культуре
говорится в «Оде на день восшествия
на престол Елизаветы Петровны»
1747года:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!

Образ России в поэзии Ломоносова


Россия в одах Ломоносова выступает в образе матери-родины, «небу равной» России. Прославляя военную мощь России, необходимую для

Слайд 15Образ России в поэзии Ломоносова
Величие России — в ее

безмерных пространствах и в людях русских, о которых он пишет

с наибольшей искренностью и воодушевлением. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова:
… может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
По убеждению поэта, благо и слава Родины
— в развитии “божественных” наук:
механики, химии, астрономии:
Науки пользуют везде
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладком и в труде.
Картину будущих грандиозных научных открытий
начертал Ломоносов в оде 1750 г.,
обращаясь к молодым ученым с призывом
исследовать еще не исследованное
и не открытое:
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет...
В этой и других его одах воплощается
мечта поэта о техническом прогрессе России, ее величии и могуществе.


Образ России в поэзии Ломоносова Величие России — в ее безмерных пространствах и в людях русских, о

Слайд 16
Важное место отводит поэт тропам:
олицетворениям, метафорам,
аллегориям и гиперболам,

-
отличающимся ликующим характером.
Соединение метафор переходит в
аллегорию, например

в оде 1748 г.:
Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.

Художественное своеобразие похвальных од


В авторскую речь обильно вводятся
типично ораторские приемы —
вопросы, восклицания,
например, начало оды 1750 г.,
адресованное Елизавете Петровне:
Какую радость ощущаю?
Куда я ныне восхищен?
Небесну пищу я вкушаю,
На верьх Олимпа вознесен!

Поэт обильно использует
мифологические образы:
В полях кровавых Марс страшился,
Свой мечь в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг

Художественное своеобразие похвальных од Ломоносова
определяется их идейным содержанием

Каждая ода представляет собой
вдохновенный монолог поэта в стихотворной форме.


Важное место отводит поэт тропам: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам, - отличающимся ликующим характером. Соединение метафор переходит

Слайд 17Ломоносов проявил себя также в области духовной оды:
стихотворные переложения

библейских текстов с лирическим содержанием.
Обращаясь к Библии, поэты находили

в ней темы,
близкие к собственным мыслям и настроениям.
В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания
и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта.
Обе темы имели свою биографическую основу. В сравнении с похвальными, духовные оды Ломоносова отличаются краткостью и простотой изложения. Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода «украшений».

Пушкин считал духовные оды Ломоносова
лучшими его произведениями:
«Они останутся вечными памятниками
русской словесности; по ним долго еще
должны мы будем изучаться
стихотворному языку нашему».
Некоторые из духовных од Ломоносова
стали «кантами», т. е. народными песнями,
и пользовались популярностью
не только в XVIII, но и в XIX в.

Духовные оды


Ломоносов проявил себя также в области духовной оды: стихотворные переложения библейских текстов с лирическим содержанием. Обращаясь к

Слайд 18
Авторы библейских псалмов, прославляя бога, восторженно воспевали созданный им бесконечно

разнообразный в своих проявлениях мир. Горы и равнины, реки и

моря, пустыни и леса — все это должно было доказать мощь и величие творца.
Ломоносову, ученому-естествоиспытателю, хорошо знакомому с грозными стихиями природы, была близка эта поэзия, и он охотно занимался переложением псалмов. В «Переложении псалма 103» он писал:
Одеян чудной красотой,
Зарей божественного света,
Ты звезды распростер без счета
Шатру подобно пред собой.
Биографична и вторая тема, представленная в переложении 26-го и 143-го псалмов. В первом из них поэт жалуется на свое раннее сиротство и одиночество:
Меня оставил мой отец
И мать еще в младенстве.
Затем он обращается к богу с просьбой защитить его от наглых и коварных врагов:
Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай
От клеветаний ложных.

Духовные оды


Авторы библейских псалмов, прославляя бога, восторженно воспевали созданный им бесконечно разнообразный в своих проявлениях мир. Горы и

Слайд 19Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии.


Его «научные» стихи — действительно поэзия, рожденная вдохновением, здесь поэтический

восторг возбуждала пытливая мысль ученого. Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям природы, прежде всего космической теме. Так появились два тесно связанных между собой произведения: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Оба стихотворения написаны в 1743 г.
В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры.

Научная поэзия


Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи — действительно поэзия, рожденная

Слайд 20 В первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление

утра, пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает говорить о физическом

строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть «бренное» человеческое «око», — раскаленную, бушующую поверхность солнца:
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Ломоносов выступает в этом стихотворении как
великолепный популяризатор научных знаний.
Сложные явления он раскрывает с помощью обычных,
«земных» образов: «огненны валы», «вихри пламенны»,
«горящи дожди».
В «вечернем» размышлении поэт обращается к явлениям,
предстающим нам на небосводе с наступлением ночи:
Лицо свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.


В первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает

Слайд 21Сатирическая поэзия Ломоносова
В борьбе с неучами и гонителями науки


Ломоносов использовал порой шутку и даже сатиру.
В брошюре
«Явление Венеры

на солнце»
он указывал на невозможность
вмешательства церкви в дела науки.
Поэт приводит притчу, об остроумной защите
гелиоцентрической системы Коперника:
как-то на пиру спор ученых Коперника
и Птолемея решает повар:
Он дал такой ответ:
«Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг круг жаркова?»

Более резко звучит
«Гимн бороде»,
поводом к написанию которого
послужили следующие обстоятельства:
ученик Ломоносова Николай Поповский
перевел в стихах поэму
английского просветителя
Александра Попа «Опыт о человеке»,
но Синод запретил
печатать эту книгу.
Ломоносов ответил на это решение
«Гимном бороде», одним из самых
смелых в XVIII в.
антиклерикальных произведений.


Сатирическая поэзия Ломоносова В борьбе с неучами и гонителями науки Ломоносов использовал порой шутку и даже сатиру.В

Слайд 22Переводы. Анакреонтическая лирика
Становление молодой русской

литературы XVIII в.
не могло обойтись без использования опыта
европейских

писателей.
Одной из форм были переводы как древних,
так и новых авторов.
Ломоносову принадлежит перевод нескольких
стихотворений Анакреона.
Часть из них вошла в «Разговор с Анакреоном».
Переводами Анакреона Ломоносов положил
начало такому явлению в нашей литературе,
как русская анакреонтика.
Опыты Ломоносова отзовутся в начале XIX в.
в легкой поэзии Батюшкова
и лицейской лирике Пушкина.
Ломоносову принадлежит также первый
перевод на русский язык стихотворения Горация
«Я знак бессмертия себе воздвигнул»,
известного под условным названием «Памятник».
Перевод близок к оригиналу.
Некоторые стихи этого произведения оказались
созвучными жизни и деятельности Ломоносова:
незнатный род поэта и заслуги в развитии
отечественной поэзии.
Впоследствии уже не перевод,
а подражание «Памятнику» напишут
Державин, Пушкин и Брюсов.


Переводы. Анакреонтическая лирика     Становление молодой русской литературы XVIII в. не могло обойтись без

Слайд 23Цикл стихотворений «Разговор с Анакреоном»
Это своеобразное произведение написано в

последние годы творчества,
состоит из четырех пар стихотворений, представляющих перевод


оды Анакреонта и свой стихотворный ответ, в котором нашло отражение
поэтическое кредо Ломоносова:



Собственная позиция Ломоносова раскрывается
в заключительном диалоге, где поэты просят «живописца» нарисовать портреты
их «возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть точное подобие своей любимой.
Возлюбленной Ломоносова оказывается его родина, Россия, которую он просит
изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой:
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу
Служение матери-Родине Ломоносов понимает как творчество,
доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.




Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен


Цикл стихотворений «Разговор с Анакреоном» Это своеобразное произведение написано в последние годы творчества, состоит из четырех пар

Слайд 24Значение Ломоносова
в литературе
О роли Ломоносова в истории русской литературы

Белинский писал:
Сам поэт понимал свое высокое назначение и, переводя

строки знаменитой оды Горация, писал:

«С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».


Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может
Ни множество веков, ни една древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

Огромное влияние Ломоносова на русскую литературу и культуру отмечали Радищев и Пушкин:


Его произведения «останутся вечными памятниками русской словесности;
по ним долго еще
должны мы будем изучаться
стихотворному языку нашему».


Значение Ломоносова в литературеО роли Ломоносова в истории русской литературы Белинский писал: Сам поэт понимал свое высокое

Слайд 25Литература
Западав А. Отец русской поэзии. М., 1961
Литературно-критические статьи М.Ломоносова
Ломоносов М.

В. Полн. собр. соч.: В II т. М.; Л. 1959.
Ломоносов

М. В. Соч. М., 1957. С. 235.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 7.
Русская литература и журналистика XVIII века. / Татаринова Л.Е. – М.: "Проспект", 2006 г.
Стихотворения и оды М.Ломоносова
Тредиаковский В. К. Рассуждение об оде вообще // Тредиаковский В. К. Ода торжественная о сдаче города Гданьска.
Интернет ресурсы.
.

ЛитератураЗападав А. Отец русской поэзии. М., 1961Литературно-критические статьи М.ЛомоносоваЛомоносов М. В. Полн. собр. соч.: В II т.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика