Разделы презентаций


СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

Содержание

Структура научного знания.Научные методы эмпирического исследования.Научные методы теоретического исследования.Общелогические методы и общенаучные подходы.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
Лекция 2

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И НАУЧНЫЕ МЕТОДЫЛекция 2

Слайд 2
Структура научного знания.
Научные методы эмпирического исследования.
Научные методы теоретического исследования.
Общелогические методы

и общенаучные подходы.

Структура научного знания.Научные методы эмпирического исследования.Научные методы теоретического исследования.Общелогические методы и общенаучные подходы.

Слайд 3Особенности эмпирического и теоретического уровней научного исследования
Эмпирический уровень
Теоретический уровень
Преобладает чувственное

познание. Рациональный момент и его формы (понятия, суждения, умозаключения и

др.) имеют подчиненное значение.
Изучение явлений и зависимостей между ними. Сущность в чистом виде не выделяется.

Преобладание рационального момента. Чувственное познание становится подчиненным аспектом познавательного процесса.

Постижение сущности объекта, законов его существования.

Особенности эмпирического и теоретического уровней научного исследованияЭмпирический уровеньТеоретический уровеньПреобладает чувственное познание. Рациональный момент и его формы (понятия,

Слайд 4
Непосредственное практическое взаимодействие исследователя с объектом
Сбор фактов, их первичное обобщение,

описание наблюдаемых и экспериментальных опытных данных, их систематизация, классификация. Схемы,

диаграммы, карты, предварительный выводы и гипотезы
Методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, описание + приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
Результат: эмпирические зависимости

Отсутствует непосредственное практическое взаимодействие
Рациональная обработка данных эмпирического знания: понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
Объект изучается опосредованно. Методы: мысленный эксперимент, идеализация, особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, формализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.
Результат: теоретический закон

Непосредственное практическое взаимодействие исследователя с объектомСбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных опытных данных, их

Слайд 5Структура эмпирического уровня

протокольные предложения и научные факты
эмпирические термины и эмпирические

объекты
эмпирические законы
феноменологические теории

Структура эмпирического уровняпротокольные предложения и научные фактыэмпирические термины и эмпирические объектыэмпирические законыфеноменологические теории

Слайд 6Протокольные предложения
единичное эмпирическое высказывание, то есть фиксация результатов единичных наблюдений
кто

наблюдал, время наблюдения, описываются приборы, если они применялись в наблюдении
Примеры:

«N наблюдал, что после включения тока стрелка на приборе показывает цифру 5»; «N наблюдал в телескоп на участке неба (с координатами x,y) яркое световое пятно»
Протокольные предложенияединичное эмпирическое высказывание, то есть фиксация результатов единичных наблюденийкто наблюдал, время наблюдения, описываются приборы, если они

Слайд 7Эмпирические факты
имеют интерсубъективный характер
содержат объективную и достоверную информацию
Примеры: «сила тока

в цепи зависит от сопротивления проводника»; «в созвездии Девы вспыхнула

сверхновая звезда»; «более половины опрошенных в городе недовольны экологией городской среды»
Эмпирические фактыимеют интерсубъективный характерсодержат объективную и достоверную информациюПримеры: «сила тока в цепи зависит от сопротивления проводника»; «в

Слайд 8Операции, необходимые для перехода от наблюдения к эмпирическому факту

рациональная обработка

данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания
истолкование выявляемого

в наблюдениях инвариантного содержания с помощью ранее полученных теоретических знаний
Операции, необходимые для перехода от наблюдения к эмпирическому фактурациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого,

Слайд 9Открытие пульсаров

1967 г.
аспирантка известного английского радиоастронома Энтони Хьюиша, Джоселин

Белл
случайно обнаружила на небе радиоисточник, который излучал короткие радиоимпульсы спериодичностью

1,33 с.
Открытие пульсаров1967 г. аспирантка известного английского радиоастронома Энтони Хьюиша, Джоселин Беллслучайно обнаружила на небе радиоисточник, который излучал

Слайд 10Пульсары

Изображение Крабовидной туманности в условных цветах. В центре туманности –

пульсар.
Пульсары - небесные тела, являющиеся остаточным результатом взрыва сверхновой звезды.
Установление

этого эмпирического факта потребовало применения целого ряда теоретических положений (сведения из области механики, электродинамики, астрофизики и т.д.).
ПульсарыИзображение Крабовидной туманности в условных цветах. В центре туманности – пульсар.Пульсары - небесные тела, являющиеся остаточным результатом

Слайд 11Эмпирические объекты


абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений

вещей

Эмпирические объектыабстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей

Слайд 12Эмпирические законы
особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для

которых характерно временное или пространственное постоянство
имеют характер общих высказываний: «Все

тела при нагревании расширяются», «Все металлы – электропроводны», «С изменением температуры твердых и жидких тел изменяются их размеры и объем»
Эмпирические законыособый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянствоимеют характер

Слайд 13Феноменологические теории

логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов
высшая форма

логической организации эмпирического знания
гипотетическое знание

Феноменологические теориилогически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактоввысшая форма логической организации эмпирического знаниягипотетическое знание

Слайд 14Структура теоретического уровня

Абстрактные (идеальные, идеализированные) объекты (теоретические конструкты)
Частные теоретические модели

и законы
Развитые научные теории

Структура теоретического уровняАбстрактные (идеальные, идеализированные) объекты (теоретические конструкты)Частные теоретические модели и законыРазвитые научные теории

Слайд 15Идеальные объекты
особые абстракции, которые являются логическими реконструкциями действительности
примеры: материальная точка,

абсолютно черное тело, идеальный товар
идеализированные теоретические объекты наделены не только

теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта
Идеальные объектыособые абстракции, которые являются логическими реконструкциями действительностипримеры: материальная точка, абсолютно черное тело, идеальный товаридеализированные теоретические объекты

Слайд 16Модель малых колебаний


Абстрактные объекты:
материальная точка
система отсчета
квазиупругая сила

Модель малых колебанийАбстрактные объекты:материальная точкасистема отсчетаквазиупругая сила

Слайд 17Формы мышления, функционирующие на теоретическом уровне

Понятие, суждение, умозаключение
Проблема
Гипотеза
Теоретический закон
Теория

Формы мышления, функционирующие на теоретическом уровнеПонятие, суждение, умозаключениеПроблемаГипотезаТеоретический законТеория

Слайд 18Теория
наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и

существенных связей определенной области действительности
виды теорий: описательные, математизированные, дедуктивные
функции теории:

информативная, систематизирующая, прогностическая
Теория наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительностивиды теорий:

Слайд 19Научные методы эмпирического исследования

Наблюдение
Эксперимент
Сравнение
Измерение
Описание

Научные методы эмпирического исследованияНаблюдениеЭкспериментСравнениеИзмерениеОписание

Слайд 20Наблюдение
Целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов

чувств (ощущение, восприятие, представление)

Наблюдение Целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

Слайд 21Виды наблюдений
непосредственное наблюдение и наблюдение, опосредованное приборами и техническими устройствами
наблюдение

прямое и косвенное
включенное наблюдение
интроспекция
открытые и скрытые
полевые и лабораторные
спонтанные и организованные
стандартные

и нестандартные
нормальные и экстремальные

Виды наблюденийнепосредственное наблюдение и наблюдение, опосредованное приборами и техническими устройстваминаблюдение прямое и косвенноевключенное наблюдениеинтроспекцияоткрытые и скрытыеполевые и

Слайд 22Косвенное наблюдение

Камера Вильсона для изучения элементарных частиц
След представляет собой капельки

жидкости, возникающие в результате конденсации перенасыщенного пара, содержащегося в камере.
Следы

возникают в тех точках камеры, где находятся ионы.
След указывает на траекторию движения заряженной частицы.
Косвенное наблюдениеКамера Вильсона для изучения элементарных частицСлед представляет собой капельки жидкости, возникающие в результате конденсации перенасыщенного пара,

Слайд 23Недостатки наблюдения
психологические состояния наблюдателя, его личностные особенности, установки, интересы
иллюзии зрения

и других органов чувств
усталость, адаптация к ситуации
ориентированность наблюдателя на подтверждение

своей гипотезы
Недостатки наблюденияпсихологические состояния наблюдателя, его личностные особенности, установки, интересыиллюзии зрения и других органов чувствусталость, адаптация к ситуацииориентированность

Слайд 24Устранение недостатков наблюдения
наблюдение за массой однородных объектов
изменение условий наблюдения, местонахождение

наблюдателя
данные наблюдения должны быть получены и зафиксированы другими наблюдателями, то

есть они должны быть интерсубъективными
Устранение недостатков наблюдениянаблюдение за массой однородных объектовизменение условий наблюдения, местонахождение наблюдателяданные наблюдения должны быть получены и зафиксированы

Слайд 25Эксперимент
эмпирический метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых

условиях осуществляется непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие

его условия с целью исследования этого объекта

исследователь сознательно вмешивается в естественный ход протекания явлений путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменяет условия, в которых проходит этот процесс
Экспериментэмпирический метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях осуществляется непосредственное материальное воздействие на реальный

Слайд 26Виды эксперимента
исследовательский (поисковый)
проверочный (контрольный)
измерительный
полевой
лабораторный
решающий
качественный
количественный
модельный
мысленный
социальный

Виды экспериментаисследовательский (поисковый)проверочный (контрольный)измерительныйполевойлабораторныйрешающийкачественныйколичественныймодельныймысленный социальный

Слайд 27Мысленный эксперимент

особый метод теоретического исследования, понимаемый как система мыслительных процедур,

проводимых над идеализированными объектами (абстрактными объектами)
мысленный эксперимент представляет собой теоретическую

модель реальных экспериментальных ситуаций, то есть взаимодействие не с реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами

Мысленный экспериментособый метод теоретического исследования, понимаемый как система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами (абстрактными объектами)мысленный эксперимент

Слайд 28Сравнение

познавательная операция и метод эмпирического исследования, лежащий в основе суждений

о сходстве или различии объектов
осуществляется только в совокупности «однородных» предметов,

имеющих общий признак, свойство или отношение

Сравнениепознавательная операция и метод эмпирического исследования, лежащий в основе суждений о сходстве или различии объектовосуществляется только в

Слайд 29

форма сравнения, процесс сравнения объекта с единицей измерения (эталоном)

форма сравнения, процесс сравнения объекта с единицей измерения (эталоном)

Слайд 30Научные методы теоретического исследования


формализация
аксиоматический метод
гипотетико-дедуктивный метод

Научные методы теоретического исследованияформализацияаксиоматический методгипотетико-дедуктивный метод

Слайд 31Формализация
содержание знания фиксируется через его форму
знаково-символический вид: символы логики,

математические, химические знаки и символы (запись химических элементов, их соединений

и взаимодействий) и т.п.
цель формализации – отвлечение от содержательных характеристик явлений и от значений понятий и выявление их формальных, внешних свойств и отношений, их структуры
Формализация содержание знания фиксируется через его формузнаково-символический вид: символы логики, математические, химические знаки и символы (запись химических

Слайд 32Аксиоматический метод
основывается на положениях, которые в теории принимаются без доказательства,

то есть на аксиомах
метод систематизации и прояснения знания, когда на

основе выявления логических связей научной теории осуществляется минимизация ее исходных допущений
Аксиоматический методосновывается на положениях, которые в теории принимаются без доказательства, то есть на аксиомахметод систематизации и прояснения

Слайд 33Гипотетико-дедуктивный метод
способ рассуждения, в котором заключения выводятся по правилам дедукции

из посылок, являющихся системой гипотез
в отраслях естествознания, в которых используется

развитый концептуальный аппарат и где преобладают математические методы исследования
Гипотетико-дедуктивный методспособ рассуждения, в котором заключения выводятся по правилам дедукции из посылок, являющихся системой гипотезв отраслях естествознания,

Слайд 34Общелогические методы и общенаучные подходы
анализ
синтез
абстрагирование
идеализация
обобщение
индукция
дедукция
аналогия
моделирование
системный подход

Общелогические методы и общенаучные подходыанализсинтезабстрагированиеидеализацияобобщениеиндукциядедукцияаналогиямоделированиесистемный подход

Слайд 35Анализ


разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
анализ

дает возможность перейти к синтезу

Анализразделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изученияанализ дает возможность перейти к синтезу

Слайд 36Синтез
метод познания, в основу которого положены различные приемы и способы

формирования целого из частей
может быть не только логическим методом исследования,

но и методом эмпирического уровня исследования, предполагающий объединение различных компонентов в единое целое, которое обладает новым качеством
Синтезметод познания, в основу которого положены различные приемы и способы формирования целого из частейможет быть не только

Слайд 37Абстрагирование
процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления

с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств
в

результате абстрагирования субъект исследует только те стороны познаваемого объекта или явления, которые ему необходимы в зависимости от задач познания
Абстрагированиепроцесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в

Слайд 38Идеализация
особый вид абстрагирования, при котором происходит отвлечение от реальных свойств

объекта, а также удержание и введение в содержание идеализируемого объекта

только тех свойств, которые необходимы для познания объекта в «чистом виде», то есть для познания его сущности
Идеализацияособый вид абстрагирования, при котором происходит отвлечение от реальных свойств объекта, а также удержание и введение в

Слайд 39Обобщение


метод научного познания, связанный с абстрагированием, так как при обобщении

происходит выявление общих свойств и признаков различных явлений, объектов

Обобщениеметод научного познания, связанный с абстрагированием, так как при обобщении происходит выявление общих свойств и признаков различных

Слайд 40Индукция


один из типов умозаключения и метод исследования, обеспечивающий возможность перехода

от единичных фактов к общим положениям

Индукцияодин из типов умозаключения и метод исследования, обеспечивающий возможность перехода от единичных фактов к общим положениям

Слайд 41Виды индукции
Полная индукция
Неполная индукция

общий вывод на основании изучения всех предметов

или явлений данного класса

популярная индукция
научная индукция

Виды индукцииПолная индукцияНеполная индукцияобщий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного классапопулярная индукциянаучная индукция

Слайд 42Дедукция

один из типов умозаключения и метод исследования, заключающийся в выведении

из положений (посылок) других положений (следствий) на основе законов логики

Дедукцияодин из типов умозаключения и метод исследования, заключающийся в выведении из положений (посылок) других положений (следствий) на

Слайд 43Аналогия

установление сходства предметов по ряду каких-либо признаков
для заключения по аналогии

важно, чтобы признаки не были случайными. Существенность или несущественность признаков

зависит от поставленной познавательной задачи
Аналогияустановление сходства предметов по ряду каких-либо признаковдля заключения по аналогии важно, чтобы признаки не были случайными. Существенность

Слайд 44Моделирование
воспроизведение характеристик объекта на другом объекте, специально созданном для их

изучения
объект исследования называется оригиналом или прототипом, а объект-заместитель – моделью.

В качестве модели могут использоваться как объекты как естественного, так и искусственного происхождения
Моделированиевоспроизведение характеристик объекта на другом объекте, специально созданном для их изученияобъект исследования называется оригиналом или прототипом, а

Слайд 45Системный подход
метод исследования явлений окружающего мира, которые рассматриваются как части

или элементы некоторого целостного образования
Система – общенаучное понятие, выражающее совокупность

элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, единство
Системный подходметод исследования явлений окружающего мира, которые рассматриваются как части или элементы некоторого целостного образованияСистема – общенаучное

Слайд 46Обратные связи в системе
Усиливающая обратная связь (положительная обратная связь)
Уравновешивающая обратная

связь (отрицательная обратная связь)
когда изменение состояния системы служит сигналом к

усилению первоначального изменения
примеры: накопительный вклад в банке, рост уровня знании и эрудиции, раковые заболевания, паранойя, рост населения, письма, рассылаемые «по цепочке»

когда изменение состояния системы служит сигналом к началу движения в противоположном направлении, чтобы восстановить утраченное равновесие
примеры: жажда – это сигнал того, что имеется разрыв между необходимым и фактическим уровнем жидкости в организме; хищник и жертва; баланс между численностью популяции и пищевыми ресурсами; системы человеческого организма (уровень сахара в крови, дыхание, сон, боль и др.)

Обратные связи в системеУсиливающая обратная связь (положительная обратная связь)Уравновешивающая обратная связь (отрицательная обратная связь)когда изменение состояния системы

Слайд 47Основные требования системного подхода
выявление зависимости каждого элемента от его места

и функций в системе с учетом того, что свойства целого

несводимы к сумме свойств его элементов;
анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;
исследование механизма взаимозависимости, взаимодействия системы и среды;
изучение характера иерархичности, присущего данной системе;
обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы;
рассмотрение динамизма системы, представление ее как развивающейся целостности.
Основные требования системного подходавыявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того,

Слайд 48Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика