Разделы презентаций


СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ С

Содержание

ПОДУМАЙТЕ !Для каких генов применим закон независимого наследования Г. Менделя?Ответ: Для генов относящихся к разным аллелям, размещенным в разных парах гомологичных хромосом. 2. Как называется участок хромосомы, где располагается ген?Ответ:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ИКТ)
ЗАДАЧИ УРОКА:

РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ ГЕНОВ
СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ

ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНА Т.МОРГАНА
ПОЗНАКОМИТЬ С ПРИНЦИПОМ СОСТАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ КАРТ
РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА


СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ  С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ)ЗАДАЧИ УРОКА:РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕННОГО

Слайд 2ПОДУМАЙТЕ !
Для каких генов применим закон независимого наследования Г. Менделя?
Ответ:


Для генов относящихся к разным аллелям,
размещенным в разных парах

гомологичных хромосом.
2. Как называется участок хромосомы, где располагается ген?
Ответ:
Локус
Какое явление изображено на схеме?
Ответ:
Кроссинговер, или рекомбинация генов.
4. В чем сущность данного явления?
Ответ:
Кроссинговер — это обмен участками ДНК в паре хроматид из гомологичных хромосом в профазе I мейоза.
ПОДУМАЙТЕ !Для каких генов применим закон независимого наследования Г. Менделя?Ответ: Для генов относящихся к разным аллелям, размещенным

Слайд 3Всеобщий характер законов Г.Менделя.
1900 год – год рождения науки генетики
Г.де

Фриз – голландский ботаник (работы с маком)
К.Корренс – немецкий ботаник

(работы с кукурузой)
Э. Чермак – австрийский ботаник (работы с горохом)
Бэтсон – английский биолог (опыты с курицами)
Гено – французский зоолог (опыты с мышами)

Исключение: не дают независимого расщепления в F2
следующие признаки
Форма пыльцы и окраска цветов у душистого горошка
Красная окраска цветов и темные стебли и листья у растений
Длинная шея и длинные конечности у животных (и наоборот)
Темные глаза и темные волосы у человека (и наоборот)

Всеобщий характер законов Г.Менделя.1900 год – год рождения науки генетикиГ.де Фриз – голландский ботаник (работы с маком)К.Корренс

Слайд 4Гипотезы хромосомной теории наследственности
1903 год – предположение о нахождении многих

генов в хромосоме и их совместном наследовании
В.Сэттон, американский биолог
О. Гертвиг,

немецкий биолог
1909 год – опыты американских биологов с плодовой мушкой дрозофилой
Т. Морган и его сотрудники:
К.Бриджес
Г.Дж. Меллер
А. Стертевант




Гипотезы хромосомной теории наследственности1903 год – предположение о нахождении многих генов в хромосоме и их совместном наследованииВ.Сэттон,

Слайд 5. Генетические эксперименты Т. Моргана.
Для успешности эксперимента необходимо

было правильно выбрать объект исследования.
Им стала плодовая мушка дрозофила. Почему

выбор пал именно на этот объект?
удобство разведения в лабораторных условиях – могут размножаться в пробирках на дешёвой питательной среде;
высокая скорость размножения (каждые 10 дней);
многочисленное потомство;
эти мухи имеют чётко выраженные внешние признаки, легко доступные для наблюдения, например, длина крыльев, окраска тела, форма глаз, окраска глаз;
самцы и самки легко различимы – у самца брюшко меньше и темнее.

. Генетические эксперименты Т. Моргана. Для успешности эксперимента необходимо было правильно выбрать объект исследования.Им стала плодовая мушка

Слайд 6Объект исследования - дрозофила
Причины выбора:
Быстрое размножение (3 поколения в

месяц)
Малое количество хромосом (4 пары)
Хорошо заметные внешние различия

Мутанты дрозофил по строению крыльев:
А – с зазубренными крыльями,

Б – с недоразвитыми крыльями,

В – с загнутыми крыльями,

Г - бескрылые

Объект исследования - дрозофилаПричины выбора: Быстрое размножение (3 поколения в месяц)Малое количество хромосом (4 пары)Хорошо заметные внешние

Слайд 7Расщепление по фенотипу при независимом и сцепленном наследовании признаков

Расщепление по фенотипу при независимом и сцепленном наследовании признаков

Слайд 8Закономерности сцепленного наследования признаков

Закономерности сцепленного наследования признаков

Слайд 9Генетические последствия кроссинговера


Неполное сцепление –
это последствие кроссинговера




Кроссоверные гаметы –


гаметы, образовавшиеся
в результате рекомбинации генов.


Генетические последствия кроссинговераНеполное сцепление – это последствие кроссинговераКроссоверные гаметы – гаметы, образовавшиеся в результате рекомбинации генов.

Слайд 10Группы сцепления
Сцепленные гены – гены, расположенные в одной хромосоме и

наследуемые совместно.

Количество генов в различных группах сцепления (то есть в

различных хромосомах) может отличаться друг от друга.

Число групп сцепления равно числу хромосом в гаплоидном наборе:
Дрозофила – 4
Горох – 7
Кукуруза – 10
Мышь – 20
Человек – 23
Дождевой червь – 36
Ящерица – 38
Кролик – 44
Корова -60


Группы сцепленияСцепленные гены – гены, расположенные в одной хромосоме и наследуемые совместно.Количество генов в различных группах сцепления

Слайд 11Частота кроссинговера и расстояние между генами
Частота рекомбинаций определяется по формуле

,

где N – количество рекомбинантов,
N0 – общее количество потомков.
Морганида – единица расстояния между сцепленными генами, равная 1% кроссинговера.

Частота рекомбинаций генов показывает относительное расположение сцепленных генов в хромосоме: чем дальше друг от друга находятся гены, тем выше частота рекомбинации. Это обстоятельство используется при составлении генетических карт.


Частота кроссинговера и  расстояние между генамиЧастота рекомбинаций определяется по формуле ,

Слайд 12Генетические карты
Генетическая карта – схема относительного расположения генов, находящихся в

одной хромосоме.
Показывает:
Последовательность расположения генов в хромосоме
Расстояние между генами

Геном –

совокупность всех генов гаплоидного набора хромосом.
Генетические картыГенетическая карта – схема относительного расположения генов, находящихся в одной хромосоме.Показывает: Последовательность расположения генов в хромосомеРасстояние

Слайд 13Принцип построения генетической карты
Метод триангуляции - определение взаимного расположения (последовательности)

локусов трёх и более генов.










Построение генетической карты

для генов A, B, C, частоты рекомбинаций между которыми составляют
A – B = 6 %, B – C = 14 %, A – C = 8 %.



Принцип построения генетической картыМетод триангуляции - определение взаимного расположения (последовательности) локусов трёх и более генов.

Слайд 14Основные положения закона сцепленного наследования Т.Моргана
Гены, расположенные в одной хромосоме,

образуют группу сцепления и наследуются совместно.

Сцепление бывает полным и неполным.

При

неполном сцеплении гомологичные хромосомы обмениваются своими участками, что обеспечивает возможность возникновения новых сочетаний генов.
Для генов, локусы которых разделены большими расстояниями характерен двойной кроссинговер, когда рекомбинация происходит одновременно в двух точках.
Основные положения закона  сцепленного наследования Т.МорганаГены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно.Сцепление

Слайд 15ТЕСТИРОВАНИЕ
Определите на рисунке, между какими

генами наиболее высока вероятность перекреста:
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
а)

АД б) ВС в) АВ г) ВД

а) Аб и аб б) вс
в) сд и сД г) Ад и аД

а) АВ и ав б) АС и ас
в) Вд и вд г) Ад и ад

а) Ад б) аб
в) вс и вС г) ас и аС

ТЕСТИРОВАНИЕ     Определите на рисунке, между какими генами наиболее высока  вероятность перекреста: 1

Слайд 16Решение генетических задач
На результаты количественного и качественного учета расщепления по

генотипу и фенотипу
Задача: Скрещены две породы кроликов: пятнистые нормальношерстные и

сплошь окрашенные ангорские. В F1 все кролики пятнистые нормальношерстные. В результате анализирующего скрещивания получено 26 пятнистых ангорских, 144 сплошь окрашенных ангорских, 157 пятнистых с нормальной шерстью и 23 сплошь окрашенных с нормальной шерстью. Вопросы: 1. Сколько разных фенотипов получится от такого скрещивания? 2. Какой процент гамет самки содержит одновременно гены пятнистой и ангорской шерсти? 3. Какой процент гамет содержит гены сплошной окраски и нормальной длины? 4. Какой процент потомков от этого скрещивания будет фенотипически похож на отца? 5. Какой процент потомков от этого скрещивания будет дигетерозиготен?
Решение генетических задачНа результаты количественного и качественного учета расщепления по генотипу и фенотипуЗадача: Скрещены две породы кроликов:

Слайд 17Дано:
А – ген пятнистой окраски
а – ген сплошной окраски
В

– ген нормальной длины
в – ген ангорской шерсти

- генотип самки
( по некроссоверным потомкам, которых более 50%)

- генотип самца (т.к. скрещивание анализирующее)

Р ×

Г


F1 26 144 157 23

Ответ:
4 фенотипа
7,4 % (26÷350∙100)
6,6% (23÷350∙100)
41,2% (144÷350∙100)
44,2% (157÷350∙100)

Дано: А – ген пятнистой окраскиа – ген сплошной окраскиВ – ген нормальной длиныв – ген ангорской

Слайд 18Решение генетических задач
На составление карты хромосом
Задача: В результате анализирующего скрещивания

у томатов получилось следующее расщепление:
А-В-С- 73

А-ввС- 2
А-В-сс 348 А-ввсс 96
ааВ-С- 110 ааввС- 306
ааВ-сс 2 ааввсс 63
1. Написать схему анализирующего скрещивания.
2. Построить карту для указанных генов с указанием расстояния между ними.

Решение генетических задачНа составление карты хромосомЗадача: В результате анализирующего скрещивания у томатов получилось следующее расщепление:  А-В-С-

Слайд 19Дано:
А-В-С- 73

А-ввС- 2 А-В-сс

348 А-ввсс 96
ааВ-С- 110 ааввС- 306 ааВ-сс 2 ааввсс 63
- генотип женского растения (по некроссоверным потомкам,
которых более 50%)

- генотип мужского растения (т.к. скрещивание анализирующее)


Р ×


Г







F2 348 306 2 2 73 96 110 63

некроссоверные

кроссоверные

Дано: А-В-С-  73       А-ввС-  2

Слайд 20АВ, ав, Вс, вС, Ас, аС – сцепленные гены
Ав, аВ,

ВС, вс, АС, ас – кроссоверы
А/B = (2 + 2

+ 96 + 110)∙100÷1000 = 21%
B/c = (73 + 63 + 96 + 110)∙100÷1000 = 34,2%
A/c = (2 + 2 + 73 + 63) )∙100÷1000 = 14%
Поправка на двойной кроссовер: (2+2)∙2 )∙100÷1000 =0,8%
В А с
21% 14%

АВ, ав, Вс, вС, Ас, аС – сцепленные геныАв, аВ, ВС, вс, АС, ас – кроссоверыА/B =

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика