Слайд 1ГМА имени адмирала С.О. Макарова
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СУДОВ
Курс лекций для
курсантов 2-х курсов
Преподаватели: МИРОШНИЧЕНКО В.А.
РАДАЕВ А.В.
Кафедра «
САЭЭС »
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Слайд 2ЭОС
1
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Общие понятия СЭЭС
Назначение СЭЭУ
Состав СЭЭУ
Классификация СЭЭУ
Слайд 3 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
Основные понятия и определения.
Основные понятия и определения.
• СЭЭС
– судовая электроэнергетическая система – представляет собой сложный технический комплекс,
состоящий из различных видов электрооборудования, обеспечивающего процессы генерирования и распределения электроэнергии между приемниками, преобразующими электроэнергию в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую, химическую и т.п.).
• СЭС – судовая электростанция – называют технический комплекс, состоящий из источников электроэнергии и главного распределительного щита (ГРЩ), основным назначением которой является производство электроэнергии необходимого количества и качества во всех режимах эксплуатации судна.
Слайд 4 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Тенденция развития СЭЭС характеризуется:
1. Постоянный рост мощностей СЭС
и установленного электрооборудования. Средняя мощность СЭС морских судов удваивается каждые
20 лет и в настоящее время достигает десятков тысяч киловатт.
По мере роста мощностей СЭС усложнялась их структура, а также
структура электрических сетей, совершенствовались системы автоматического регулирования, управления, защиты и контроля. В связи с
этим сформировалось понятие о СЭЭС, обеспечивающей производство и
распределение электрической энергии.
2. Использование новых материалов и образцов электрооборудования (новая электроизоляция, оптоволокно и др.)
3. Рост автоматизации на базе управляющей вычислительной техники.
Слайд 5 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Слайд 6 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Классификация СЭЭС по типу связи с ГлЭУ
Слайд 7 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Единые судовые электроэнергетические установки
Единая СЭЭУ с ГЭУ
переменного тока и понижающим трансформатором:
1 - щит электродвижения;
2 -
главные ДГ;
3 - ГЭД;
4 - гребной винт;
5 -полупроводниковый преобразователь;
6 - понижающий трансформатор;
7- ГРЩ
Слайд 8 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Автономные судовые электроэнергетические установки
СЭЭУ с ГЭУ постоянного
тока:
1- главный ДГ;
2 - вспомогательные ДГ;
3 - ГЭД;
4 -
гребной винт;
5 - ГРЩ
3
4
Слайд 9 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Единые судовые электроэнергетические установки
ЕЭЭУ с ГЭУ переменного
тока на базе ВРК и повышающими
трансформаторами:
1 - ГРЩ; 2- ДГ;
3 - ГЭД; 4 - ВРК; 5 - полупроводниковый преобразователь;
6- повышающий трансформатор
Слайд 10 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Слайд 11 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Слайд 12 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Назначение:
• прием электроэнергии от двух дизель-генераторов (ДГ)
по 80 кВт, 144 А, 400 В, 50 Гц каждый;
•
прием питания с берега;
• обеспечения одиночной и параллельной работы двух ДГ;
• прием электроэнергии от берегового источника (через щит питания с берега)
63 кВА, 91 А, 400 В, 50 Гц;
• подключение генераторов мощностью от 10 до 2500 кВт напряжением от 380 до 660 В, 50/60 Гц;
• распределения электроэнергии напряжением 400 В, 50 Гц и 230 В, 50 Гц по фидерам потребителей судовой электростанции;
• защита генераторных агрегатов в объеме, требуемом действующими правилами Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС);
• защита отходящих фидеров потребителей от токов короткого замыкания (ТКЗ) и перегрузки, или только ТКЗ для отдельных потребителей, в соответствии с правилами РМРС;
• местного, с панелей ГРЩ, управления генераторными выключателями;
Слайд 13 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Функции:
• дистанционное включение и отключение с ГРЩ
выключателей генераторов и выключателей "Питания с берега";
• ручное переключение фаз
"Питания с берега";
• ручное и автоматическое, дистанционное изменение частоты вращения дизель-генераторов;
• включение на параллельную работу генераторов методом ручной точной и автоматической синхронизации;
• включение-отключение обогрева генераторов (на генераторных секциях);
• автоматический пуск одного из ДГ (по выбору) в случае пропадания питания на шинах ГРЩ и подачи питания на шины 400 В ГРЩ автоматическим включением вводного автомата выбранного ДГ;
• контроль параметров двух ДГ;
• обеспечения аварийно-предупредительной сигнализации;
Порядок работы::
• длительная параллельная работа генераторов;
• длительная одиночная, а также раздельная работа генераторов на распределительные секции шин;
• кратковременная (на время перевода нагрузки) ручная, параллельная работа одного из генераторов с береговым источником;
Слайд 14 2
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Сравнительная характеристика судовых генераторных агрегатов
Слайд 153 - 3
Источниками электроэнергии на судах
ГЕНЕРАТОРНЫЕ АГРЕГАТЫ (ГА)
АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ
(АБ)
В качестве ГА применяют дизель-генераторы, турбогенераторы, валогенераторы (генераторы с приводом
от гребного вала), утилизационные турбогенераторы (генераторы с приводом от утилизационной турбины).
По назначению источники электроэнергии подразделяют на основные, резервные и аварийные:
Основные - предназначены для работы в любом режиме СЭЭС.
Резервные - для обеспечения резерва мощности системы.
Аварийные - для работы в аварийном режиме СЭЭС.
Аварийные источники используют при выходе из
строя основных. Они обеспечивают электроэнергией наиболее ответственные приемники (средства навигации и связи, освещение, рулевое устройство и др.) и поэтому имеют ограниченную мощность.
В качестве аварийных источников применяют ДГ и АБ.
Слайд 163 - 3
Источниками электроэнергии на судах
Судовые Электрические кабели
Обозначение кабелей и
проводов состоит из марки, числа жил и
площади их поперечного сечения,
значения допустимого напряжения
(например, кабель КНРЭ 3x25-500).
Буквы в марке обозначают:
Для кабелей силовых приемников и осветительных приборов:
К - кабель, Н - негорючий, Р - резиновая изоляция жил и наружная оболочка,
П - оплетка из стальных оцинкованных проволок, Э - экранированный,
М - морской, Б - изоляция на основе бутилкаучука, В - поливинилхлоридная оболочка, О - облегченный, к – устойчивый к воздействию коррозии.
На судах для таких приемников применяют
кабели типов КНРк, КНРП, КНРЭ, КБН, КБНЭ, КОВЭ (при неподвижной
прокладке) и РШМ, НРШМ (при подвижной).
Слайд 173 - 3
Источниками электроэнергии на судах
Судовые Электрические кабели
Для кабелей управления,
связи, телефонии :
С - судовой, М - малогабаритный, Т
- телефонный.
К таким кабелям относятся кабели типов КНРТ,
КНРТП, КНРТЭ, КНРЭТЭ и др. Если буква Э находится внутри марки
кабеля, то это означает, что экранируется одна или несколько жил,
если в конце марки, то экранируется весь кабель.
Судовые кабели и провода имеют, как правило, многопроволочные
жилы, что увеличивает их гибкость и исключает переломы жил вследствие
вибрации и других механических воздействий.
В сетях постоянного и 1-фазного переменного тока используют 1- и 2-жильные кабели, причем применение 2-жильных кабелей с площадью поперечного сечения более 6 мм2 считается нерациональным.
В сетях 3-фазного переменного тока применяют, как правило, 3-жильные кабели с площадью поперечного сечения не свыше 240 мм2 (с целью облегчения монтажа), а для сетей внутренней связи, цепей управления и контрольных цепей используют многожильные кабели.
Слайд 183 - 3
Источниками электроэнергии на судах
Судовые Электрические кабели
Слайд 193 - 3
Источниками электроэнергии на судах
Судовые Электрические кабели
На судах кабели
и провода прокладывают в виде кабельных трасс,
состоящих из отдельных кабелей
или групп кабелей. Последние образуют
ряды и пучки.