Слайд 1Сущность и значение бюджета и бюджетной системы Российской Федерации
Слайд 2
Вопрос 1.1.1.Понятие бюджета ,его сущность ,значение и роль.
Слайд 3Бюдже́т - от старонормандского bougette — кошель, сумка.
Слайд 4По экономической сущности бюджет представляет денежные отношения, складывающиеся у органов
государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами
по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан;
Слайд 5По материально-вещественному содержанию бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств,
формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и
функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправления;
Слайд 6По форме функционирования бюджет представляет собой плановый финансовый документ, составленный
в виде баланса доходов и расходов;
Слайд 7Бюджет (БК РФ ст. 6) - это форма образования и
расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
Слайд 8
Структура бюджета:
1. Доходы.
2. Расходы.
Слайд 9Экономическая сущность и содержание бюджета определяется:
1. Целью формирования - обеспечение
функций государства.
2. Формой проявления - план образования и использования фонда.
3.Механизмом
проявления :
Поступление доходов и платежей в общегосударственный фонд;
Расходование средств на государственные цели;
Соотношение доходов и расходов фонда денежных средств;
Длительность бюджетного периода.
Слайд 10Экономические и политическое значение бюджета.
Экономическое значение:
1. Определяется ролью бюджета
в распределении или перераспределении ВВП.
Слайд 11
Экономическое значение:
2. Определяется его центральным местом в финансовой системе
РФ.
Слайд 12ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ :
Утверждением бюджета ;
Значимостью бюджета в осуществлении задач и
функций государства ;
Слайд 13Бюджет ежегодно и сроком на 3 года утверждается органами законодательной
власти по уровням бюджетной системы :
Федеральный бюджет утверждается в форме
федерального закона - Федеральным собранием .
В субъектах РФ утверждаются бюджеты законодательными органами субъектов РФ в форме закона (в Омской области – Законодательное собрание Омской области);
Бюджета МО утверждаются в форме решений представительными ОМСУ ( в г Омске – Омский городской совет) .
Слайд 14Бюджет как основной закон государственных и местных органов самоуправления обеспечивает
выполнение задач и функций в области экономической и социальной политики
,проводимой государством и ОМСУ .
Бюджет действует с 1 января по 31 декабря
Слайд 15
текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета,
составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной
финансовый год и плановый период);
очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;
плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году;
Слайд 16
Начало финансового года различно в разных странах:
– 1 января –
Нидерланды, Бельгия, Россия, СССР, Франция;
– 1 апреля – Великобритания, Япония;
–
1 июля – Италия, Норвегия, Швеция;
– 1 октября – США.
Слайд 17Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества.
1. Бюджет является инструментом
воздействия на развитие экономики. Перераспределяя НД, государство может воздействовать на
структуру общественного производства.
Слайд 18Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества.
2. Государственный бюджет является
средством решения части социальных проблем . С помощью бюджета и
средств ГВБФ финансируются объекты социальной сферы ,проводятся социальные реформы.
Слайд 19Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества.
3. Государственный бюджет осуществляют
выравнивание экономического развития региона.
Слайд 20Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества.
4. Бюджет ежегодно мобилизует
и концентрирует денежные накопления организаций и населения в централизованном государственном
фонде.
Слайд 211.1.2. Функции бюджета
Распределительная (регулирующая);
Контрольная;
Фискальная.
(Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В.)
Распределительно-перераспределительная;
Общетеоретическая;
Аналитическая;
Контрольная;
Критическая.
(Парыгина В.А, Браун К., Тадеев А. А.)
Слайд 22Функции бюджета.
Распределительная функция бюджета;
Перераспределительная функция ВВП;
Регулирующая и стимулирующая функция;
Социальная функция;
Функция планирования;
Функция организации;
Контрольная функция.
(Александров
И. М.)
Государственное регулирование и стимулирование экономики
Перераспределение ВВП;
Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
(Поляк Г.Б.)
Слайд 23Функции бюджета
Макроэкономического регулирования (перераспределительная); Посредством распределения доходов между субъектами экономических
отношений.
Институционализации общественных предпочтений; - является следствием демократизации общества, когда принятию
закона о бюджете обязательно предшествуют общие парламентские слушания, в которых принимают участие депутаты, представляющие различные группы населения и соответственно различные интересы и взгляды избирателей, их общественные предпочтения.
Информационная; - являются информационными сигналами для принятия экономическими агентами различных финансовых решений, определяет деловую активность и социальное поведение граждан.
Контрольная. – осуществляется в контроле через бюджетные отношения:
- за поступлением доходов и их распределением;
- за расходованием бюджетных средств на нужды государства.
Слайд 24Функции бюджета
Распределительная (перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями
общественного производства, уровнями государственного управления, социальными слоями общества и т.д.);
Контрольная
(сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств и контроль результатов расходования бюджетных средств).
Слайд 251.1.3.ПРИЦИПЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ.
При составлении бюджета необходимо соблюдать принцип
его сбалансированности.
Рх = Дх + Иф
Слайд 261.1.3.ПРИЦИПЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ.
Но не всегда возможно выполнение данного
принципа по причине:
Неустойчивости национальной валюты;
Неравномерного и
непоступательного развития экономики;
Высокого уровня инфляции;
Стихийных бедствий, отрицательных тенденций, политических ситуаций, военных действий;
Осуществление крупных государственных вложений в экономику.
Слайд 27Все причины приводят:
к сокращению доходов;
к увеличению расходов;
Данные приводят
к дефициту бюджета.
Согласно статьи 33 БК РФ, бюджетный дефицит должен
иметь минимальный размер который утверждается ст. 92 БК РФ.
Слайд 28
По федеральному бюджету Дефицит федерального бюджета утверждается ФЗ о ФБ
и определяется как разница между общим объемом расходов и общим
объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
По бюджету субъектов дефицит не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
По местному бюджету дефицит не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Слайд 29
Для покрытия дефицита бюджета, органы исполнительной власти должны использовать привлеченные
средства:
выраженные в национальной валюте;
выраженные в иностранной валюте;
Слайд 30
ВНУТРЕННИЕ
Кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в
валюте ;
госзаймы ,осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени
РФ ;
бюджетные кредиты ,полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ ;
Поступление от продаж имущества ,находящегося в госсобственности;
Сумма превышения доходов над расходами по гос. Запасам и резервам;
Эмиссия денег.
Слайд 31ВНЕШНИЕ
Госзаймы, осуществляемые в иностранной валюте, путем выпуска ц /бумаг
от имени РФ;
Кредиты Правительства иностранных государств, банков и фирм,
международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте, привлеченные РФ.
Слайд 32
Дефициты бюджета субъектов РФ и местных муниципальных образований (МО) финансируются
за счет внутренних привлеченных источников по законодательствам субъектов РФ и
МО.
Слайд 33Виды дефицитов бюджета:
Чрезвычайный (обусловлен ЧС возникшей в результате увеличения Рх
на ликвидацию ЧС);
Межбюджетный (отрицательное сальдо Дх и Рх региональных и
местных бюджетов, сложившиеся в связи с неправильным распределением Дх источников и Рх полномочий);
Случайный (отрицательное сальдо Дх и Рх, вызванное временными разрывами в поступлении и расходовании средств);
Структурный (отрицательное сальдо Дх и Рх при постоянном уровне занятости населения).
Слайд 34
Профицит бюджета планируется и утверждается в бюджете в виде
превышения доходов. Формирование профицита осуществляется с целью:
для погашения долговых
обязательств;
для пополнения и образования резервных фондов;
на оказание государственных (муниципальных) заимствований
Слайд 35
1.1.4. Бюджетное устройство РФ. Организация бюджетной системы РФ и принципы
ее построения
Бюджетное устройство – следует понимать организацию бюджетной системы РФ
и принципы ее построения.
Выделяют три вида устройства:
1. Унитарное бюджетное устройство;
2. Федеративное бюджетное устройство;
3. Конфедеративное бюджетное устройство
Слайд 36 На основании ст.6 БК дает понятие бюджетной системы
Бюджетная система РФ
- основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая
законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
Слайд 37
Виды бюджетных систем:
симметричные;
ассиметричные.
Слайд 38
Типы бюджетных систем:
Американского типа;
Западноевропейского типа.
Слайд 39
Согласно ст.10 БК бюджетная система имеет следующие структуру:
Федеральный бюджет и
бюджеты ГВБФ РФ;
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных ГВБФ;
Местные бюджеты,
в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
Слайд 40
По видам бюджеты подразделяются:
Федеральный бюджет;
Бюджеты субъектов РФ (85) (республиканские (22),
краевые (9), областные (46), окружные (автономные округа)(4), городские (городов федерального
значения)(3), автономная область (1));
Местные бюджеты (районные, городские, окружные в городах, сельские (поселковые)).
Слайд 41В соответствии со статьей 65 Конституции РФ.
Республики (22):
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия; Крым.
Край (9):
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Область (46):
Амурская область,
Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Слайд 43 Автономные округа (4):
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский
автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Автономная область (1):
Еврейская автономная область;
Города федерального значения (2):
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;
ИТОГО 85 субъекта РФ.
Слайд 44Схема консолидированных бюджетов.
В бюджетной системе выделяется понятие консолидированный бюджет по
уровням бюджетной системы.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней
на определенной территории.
Консолидированный бюджет не утверждается в форме закона, а носит только информативную функцию.
Консолидированный бюджет РФ
Федеральный бюджет
Консолидированный бюджет субъекта РФ
Слайд 45Федеральный бюджет является главным видом бюджета выполняет роль по распределению
ВВП, находится в ведении ОГВ и обеспечивает выполнение их функций.
Консолидированный
бюджет субъекта РФ
Областной бюджет
Конс. Б-ты городов обл. значения
К. б-ты муниц. Районов
Слайд 46Консолидированный бюджет муниципального района.
Районный бюджет
бюджеты поселений
Бюджеты городов
Районного значения
Консолидированный бюджет г. Омска
Городской бюджет
Бюджеты округов города
Слайд 474. Принципы бюджетной системы РФ.
В основе организации бюджетного устройства положены
следующие принципы:
Слайд 48
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных
прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
Слайд 49
Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации
Принцип единства бюджетной
системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и
функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Слайд 50
Статья 30. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов
бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
Принцип разграничения доходов, расходов
и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Слайд 51Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность
органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность
соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
право ОГВ и ОМСУ устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);
недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Слайд 52
Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
Принцип
равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных
полномочий органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.
Слайд 53Статья 32. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов
бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Слайд 54Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем
предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и
поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Слайд 55Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств
Принцип эффективности использования бюджетных
средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного
процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Слайд 56Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть
увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;
средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами с участием РФ;
расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.
Слайд 57Статья 36. Принцип прозрачности (открытости)
Принцип прозрачности (открытости) означает:
обязательное опубликование в
средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении,
полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные органы государственной власти, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным органом государственной власти и исполнительным органом государственной власти;
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.
обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Слайд 58Статья 37. Принцип достоверности бюджета
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей
прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и
расходов бюджета.
Слайд 59Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
Принцип адресности
и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и
лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Слайд 60Статья 38.1. Принцип подведомственности расходов бюджетов
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает,
что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.
Слайд 61Статья 38.2. Принцип единства кассы
Принцип единства кассы означает зачисление всех
кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета
бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.