Слайд 1Сущность
науки
Старостина Елена Николаевна,
доцент кафедры педагогики и психологии детства,
к.пед.н.
Слайд 2Перемены происходят лишь тогда, когда мы идем против того, к
чему привыкли.
Слайд 3Наука
Наука (греч. — episteme , лат. — scientia )
сфера человеческой
деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний
о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие "Н." включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. БСЭ
Слайд 4Наука
особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных
и обоснованных знаний о мире.
Взаимодействует с другими видами познавательной
деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.
Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования.
Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
Слайд 5Наука
систематическое объединение и изложение объективно достоверных сведений, принадлежащих к какой-либо
области знания, в более общем смысле — объективно достоверное и
систематическое знание о явлениях природы и жизни человека со стороны их закономерности и неизменного порядка. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Слайд 6Исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях развития
природы, общества и мышления и о способах их планомерного воздействия
на окружающий мир.
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой
Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир.
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова
Наука
Слайд 7НАУКА
Наука есть преимущественно знание об общем, в отличие от опыта,
в котором даётся лишь знание о единичном.
Аристотель
Слайд 8ФУНКЦИИ НАУКИ
Описание заключается в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения)
с помощью систем обозначения, принятых в науке.
В процессе объяснения
происходит раскрытие сути изучаемого объекта через постижение закона, которому он подчиняется.
Научное предвидение – это определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем.
Слайд 10Научный факт
Научный факт — вид базисного научного знания, достоверно отражающего
фрагмент реальности и выраженного в знаковой форме конкретного языка науки.
Анри
Пуанкаре писал: «Учёный должен уметь организовывать факты. Наука слагается из фактов как дом из кирпичей. И одно голое накопление фактов не составляет ещё науки, точно так же как куча кирпичей не составляет дома».
Слайд 11Научная проблема
Научная проблема - это осознанные вопросы, для ответа
на которые имеющихся знаний недостаточно. Ее можно определить и как
«знание о незнании».
Обязательным условием является разрешение противоречия между необходимостью в новых знаниях и невозможностью их получения на базе существующих теоретических представлений, средств и методов научного исследования.
Слайд 12Научный постулат
определенное, принимаемое априори утверждение, не доказанное или недоказуемое,
но принимаемое в качестве исходного основания для построения той или
иной теории
предпосылка, допущение, утверждение, принимаемое без доказательств, в качестве исходных посылок для дальнейших логически строгих рассуждений. Основные философские постулаты: Вселенная существует, едина и неделима; Вселенная обладает размерами и движением; Бог и чудеса существуют; чудес и Бога не существует ; Человек-животное общественное; Человек-венец природы.
Слайд 13Научная теория
системная форма организации знания, достоверно и адекватно описывающего
и объясняющего свой объект (предмет) средствами данного научного языка.
систематизированные знания
в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов.
Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.
Слайд 14Научная доктрина
лат. doctrina — «учение, наука, обучение, образованность»
научная или философская теория, совокупность
основных взглядов и принципов. При схожести лексического значения с понятиями
«концепция», «теория», доктрина может использоваться для определения взглядов с коннотацией их схоластичности и догматичности
Слайд 15Парадигма
от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец»
ПАРАДИГМА –совокупность ценностей, методов, технических
навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся
научной традиции в определенный период времени. Находит свое выражение в научных трудах, научных школах и кружках, учебниках и т.п. определенной группы исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей науки и объединенных определенными нормативно-ценностными установками.
Слайд 16Смена парадигм (англ. paradigm shift) — термин, впервые введённый историком науки
Томасом Куном в книге «Структура научных революций» (1962) для описания
изменения базовых посылок в рамках ведущей теории науки (парадигмы).
Слайд 19 Парадигма
(греч.paradeigma) пример, образец – совокупность предпосылок, определяющих конкретное
научное исследование (знание) и признанных на данном этапе.
Слайд 24Парадигмы педагогической науки
Теоцентрическая
Рациоцентрическая
Антропоцентрическая
Слайд 25Теоцентрическая парадигма педагогики
Идея предопределенности жизни человека высшим духовным началом
Слайд 26Теоцентрическая парадигма педагогики
Человек – образ Бога
Человек призван выполнять Божие призвание
Образование
человека – приближение к Божьей истине
Слайд 27Рациоцентрическая парадигма педагогики
Истина постигается путем логических доказательств и проверяется опытом
Слайд 28Рациоцентрическая парадигма педагогики
Рационализм
Утилитарность
Субъект – педагог
Классно-урочная система
Авторитарность
Модели обучения: формальное (школа учебы),
материальное (школа труда)
Слайд 29Антропоцентрическая парадигма педагогики
Утверждает право человека на собственную мысль и творчество
Слайд 30Антропоцентрическая парадигма педагогики
Воспитание важнее обучения
Новые формы образования (вне школы)
Ученик –
субъект
Свобода выбора
Малые группы
Рефлексия и самовоспитание
Слайд 31Современные образовательные парадигмы
Когнитивно-информационная
Личностная
Культурологическая
Компетентностная
Слайд 32Когнитивно-информационная парадигма
Передача максимального количества знаний
Предметные программы
Оценивание результата образования
Слайд 34Личностная парадигма
Социальное развитие важнее интеллектуального
Опора на интересы и потребности ученика
Индивидуализация
образования
Проективные методики
Оценивание через личные достижения
Слайд 36Культурологическая парадигма
Передача ценностей культуры
Воспитание человека духовного
Ценностный подход к качеству образования
Сочетание
свободы и принуждения
Слайд 38Компетентностная парадигма
Практическая ориентация
Инструментальная направленность
Подготовка человека «умелого»
Акцент на способы получения знаний
Технологии
развивающего обучения
Слайд 42Парадигмы в педагогической науке
Старостина Елена Николаевна,
доцент кафедры педагогики и психологии
детства,
к.пед.н.