Слайд 1СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Лекция 3
Слайд 2План лекции
1. Понятие социализации.
2. Стадии социализации.
3. Человек в процессе
социализации.
4.Средства и агенты социализации.
5. Механизмы социализации.
6. Социализированность личности.
Слайд 3Понятие социализации.
Социализация представляет собой процесс постепенного раскрытия потенциальных возможностей человека
и результат внешнего воздействия среды, целенаправленного и ненаправленного воспитания.
Слайд 4Структура процесса социализации (по А.В.
Мудрику)
Слайд 6Человек в процессе социализации
Человек как объект социализации усваивает социальный
опыт, необходимый для его развития и саморазвития. Под воздействием различных
факторов он включается в деятельность, которая обусловливает его социальное развитие.
В позиции объекта, человек проявляет определенную активность, которая выражается:
в избирательности по отношению к социальным
нормам и ценностям, транслируемым различными
социальными институтами и группами;
2) в самоизменении человека для того, чтобы
больше соответствовать ожиданиям и
требованиям социума.
Слайд 7Человек в процессе социализации
В качестве субъекта социализации человек
не только
усваивает социальные нормы, но и
проявляет себя как индивидуальность:
осознанно
и самостоятельно принимает
решения;
прикладывает усилия, чтобы полностью или
частично стать иным;
воспроизводит усвоенный социальный опыт;
проявляет активность, чтобы изменить что-
либо не только в себе, но и в окружающих его
условиях, способствуя развитию общества, к
которому он принадлежит.
Слайд 8Человек в процессе социализации
Субъектом социализации человек становится
объективно, так как
на протяжении всей жизни
на каждом возрастном этапе решает задачи:
естественно-культурные
(достижение определенного уровня физического и сексуального развития),
социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые),
социально-психологические (становление самосознания личности, ее самоопределение и самоутверждение).
Слайд 9Человек в процессе социализации
При наличии неблагоприятных условий социализации человек может
стать жертвой (А.В. Мудрик).
Слайд 10Человек в процессе социализации
Без общества индивид остается индивидом, он не
обучается быть личностью.
Феральные люди - те, кто по каким-либо
причинам не прошел процесс социализации, не усвоил и не воспроизводил социального опыта; те, кто вырос в изоляции от людей и воспитывались
в сообществе
животных
(люди - Маугли).
Слайд 11Агенты и средства социализации
Агент = (от лат. «действующий») лицо,
действующее по поручению кого-либо, представитель учреждения, организации, выполняющий поручения.
Агент
социализации (с точки зрения социологии)= представитель определенного института социализации, под которым понимается конкретная группа, в которой личность приобщается к системе норм и ценностей .
Агенты социализации (по А.В. Мудрику) = лица, во взаимодействии с которыми осуществляется процесс социализации (протекает жизнь человека).
Слайд 12Агенты и средства социализации
Средства социализации = элементы окружающей среды, которые
оказывают социализирующее воздействие на человека.
Слайд 13Функции средств социализации
информационно-образовательная: распространение и усвоение определенной социальной информации;
организационно-регулирующая:
создание организационных условий для формирования у ребенка собственного социального опыта;
регулятивно-контролирующая
обеспечивает систему социальных эталонов, которые определяют меру допустимых вариантов поведения;
стимулирующая направлена на стимулирование социальной активности личности на политическом, гражданском, этическом и житейском уровнях.
Слайд 14Механизмы социализации
= способы сознательного или бессознательного
усвоения и воспроизводства социального опыта.
Слайд 15Неосознаваемые механизмы социализации
внушение - особый вид вербального эмоционально-волевого целенаправленного
неагрументированного воздействия одного человека на другого или группу людей;
заражение =
бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям; проявляется принятием какой-либо информации или образцов поведения путем передачи определенного эмоционального состояния;
подражание = способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводство индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения;
идентификация = отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица.
Слайд 16Осознаваемые механизмы социализации
референтная группа = группа людей, чье мнение
или отношения к чему-либо является значимым или авторитетным для данного
индивида;
престиж = мера признания обществом заслуг индивида на основе ценностей, сложившихся в этой общности;
авторитет = влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте;
популярность = групповое оценочное явление, которое проявляется в области формирования общественных вкусов, ценностей;
групповые ожидания (экспектации) направлены на индивида со стороны его окружения и особенно важны при освоении межличностных социальных ролей.
Слайд 17Универсальные социально-педагогические механизмы
традиционный проявляется через семью и ближайшее окружение;
институциональный
проявляется через институты общества;
стилизованный проявляется через субкультуру;
межличностный проявляется в процессе
общения человека с субъективно значимыми для него лицами;
рефлексивный проявляется через внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности.
Слайд 18Социализированность личности
Структурные компоненты социализированности (Пак Л.Г). :
информационно-когнитивный (совокупность социальных знаний);
мотивационно-эмотивный (интерес к познанию социальных норм,
своих прав и обязанностей в социуме);
конативно-деятельностный (интенсивность участия в деятельности; социально адекватная нормативность поведения).
Слайд 19Социализированность личности
Субъект-объектный подход понимает социализированность личности как результат социализации,
то есть как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых
данным обществом».
Слайд 20Социализированность личности
При субъект-субъектном подходе социализированность личности понимается не только как
адаптация в общество, но и как реализация субъектной позиции в
процессе своего развития и развития общества в целом.
Слайд 21Социализированность личности
Для социализированного человека характерно:
1) овладение ролевыми ожиданиями и
представлениями в различных сферах
жизнедеятельности;
наличие сформированных реалистических
жизненных целей и представлений о приемлемых путях
их достижения;
необходимый на данном возрастном этапе уровень образования;
2) наличие собственных взглядов и способности
изменять их;
наличие и характер Я-концепции, уровень
самоуважения и чувства собственного достоинства;
избирательность эмоциональных привязанностей;
готовность и способность самостоятельно решать собственные проблемы;
гибкость и устойчивость в меняющихся ситуациях.