Слайд 1Сущность процесса воспитания
Воспитание - целенаправленный, двусторонний, многофакторный, длительный, противоречивый процесс,
направленный на формирование и развитие личности и передачу социального опыта.
Подходы:
ОТНОШЕНЧЕСКИЙ
(Н.Е. Щуркова, В.А. Караковский)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (Н.И. Болдырев)
Слайд 2ЛИЧНОСТНЫЙ (Е.В. Бондаревская, Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухин)
КОММУНИКАТИВНЫЙ (Г.А. Ковалёв)
КОМПЛЕКСНЫЙ
Особенности процесса
воспитания.
Воспитание – общественное явление.
Внешняя сторона воспитания – процесс овладения жизненным
опытом.
Внутренняя – развитие духовных и физических сил.
Слайд 34. Главный механизм – жизнедеятельность ребёнка.
5. Двусторонность.
6. Диалектичность.
7. Многофакторность.
8. Трудность
измерения результатов во времени.
Слайд 5ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Уважения и гуманности.
Природосообразности.
Культуросообразности.
Включения в деятельность.
Воспитание – стимулирование активности.
Опоры на
положительное.
Создание ситуации успеха.
Воспитания в коллективе.
Связи с жизнью.
Слайд 6Методы воспитания
Метод – «путь», «способ».
Методы воспитания – способы
взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач.
Приём
воспитания – составная часть, элемент, конкретное действие, отдельная операция в структуре метода.
Средства воспитания – объекты материальной и духовной культуры, а также различные виды деятельности, преднамеренно включенные в процесс воспитания для достижения поставленных воспитательных целей.
Слайд 7Классификация методов воспитания
Слайд 8 Педагогическое требование – это предъявление воспитаннику культурной нормы
отношения к себе и окружающему миру.
Виды и формы предъявления требования:
а) прямое (указание, приказание, распоряжение, осуждение, угроза). Для него характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные для воспитанников формулировки, не допускающие двух различных толкований.
Б) косвенное (намек, совет, просьба, рекомендация, доверие, одобрение). В косвенном требовании стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы (переживание, интересы, стремления воспитанников).
Слайд 9Условия эффективного использования ПТ
Слайд 11Важно помнить:
говорить о «плохом» поведении, а не о плохом ученике,
не
сравнивать с другими,
не обвинять,
не стыдить и не позорить,
избегать чтения морали
и лекций о поведении.
Слайд 12Дидактика
Основная литература:
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.
Педагогика. Учебник для
вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.:
Питер, 2013.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2002.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2003.
Слайд 13Электронные ресурсы:
1. Буслаева Е.М., Елисеева Л.В., Зубкова А.С., Петунин С.А.,
Фролова М.В. Теория обучения. Учебное пособие. М., 2012 // http://www.iprbookshop.ru
2.
Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Смирнов В.И., Смирнова Л.В. Учить с верным успехом. М., 2011 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Слайд 14Сущность процесса обучения
Дидактика – теория образования и обучения.
С греч. –
«обучающий», «поучающий», термин введён В. Ратке
Аристотель: «Обучение – это колесница,
запряжённая двумя конями: волей и чувствами, а ими управляет разум».
Я.А. Коменский – «Великая дидактика», 1654 г.
И.Г. Песталоцци – теория элементарного образования (число, форма, слово); основы РО
И.Ф. Гербарт («воспитывающее обучение»),
А. Дистервег – «Руководство к образованию немецких учителей»
Слайд 15М.В. Ломоносов – создатель отечественной дидактики высшей школы
К.Д. Ушинский –
«Человек как предмет воспитания»
В.А. Сухомлинский
М.Н. Краевский
Ю. К. Бабанский
Л.С. Выготский
В.В. Давыдов
Д.Б. Эльконин
Л.В. Занков
Слайд 16ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Обучающая (усвоение школьниками опыта знаний, умений, навыков и способов
деятельности)
2. Развивающая (усвоение опыта мышления (синтез, анализ, обобщение, развитие познавательных
способностей), процессов восприятия, воображения, понимания)
3. Воспитывающая (усвоение опыта эмоционально-ценностного отношения к миру)
Слайд 20 Противоречие становится движущей силой обучения, если оно:
СОДЕРЖАТЕЛЬНО
ИМЕЕТ СМЫСЛ В ГЛАЗАХ УЧАЩИХСЯ
ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ – ЯВНО ОСОЗНАВАЕМАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ,
И ЕСЛИ ОНО СОРАЗМЕРНО С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ УЧАЩИХСЯ
Слайд 21 Закономерности процесса
обучения
социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
развивающий и воспитывающий характер
обучения;
обусловленность результатов обучения характером деятельности и общения учащихся;
закон целостности и единства педагогического процесса;
взаимосвязь и единство теории и практики в обучении;
взаимосвязь и взаимообусловленность индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности
Слайд 22Принципы обучения
принцип развивающего и воспитывающего обучения;
принцип фундаментальности образования и
его профессиональной направленности;
принцип социокультурного соответствия (культуросообразность; природосообразность);
п. научности, связи теории
с практикой;
систематичности и системности;
активности и сознательности;
Слайд 23наглядности («золотое правило дидактики»)
доступности;
прочности;
положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата;
сочетания индивидуальных
и коллективных форм обучения.
Слайд 25
«Школа должна обогащать человека знаниями и в то же время
приучать его пользоваться этим богатством»
К.Д. Ушинский
Слайд 26БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ (О.С. Газман) -
Уровень развития и реализации
сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: информационных,
мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и др.
Слайд 30Содержание образования
Опыт знания
Опыт деятельности
Опыт творческой деятельности
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру
Слайд 31КРИТЕРИИ ОТБОРА СО
ЦЕЛОСТНОСТЬ
НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
СООТВЕТСТВИЕ РЕАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ И ВРЕМЕНИ
УЧЁТ МЕЖДУНАРОДНОГО
УРОВНЯ СО
Слайд 32Документы, закрепляющие СО
ФГОС
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Слайд 33Технологии обучения
объяснительно-иллюстративное
программированное (Б.Ф. Скиннер)
теория поэтапного усвоения действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.
Талызина)
проблемное
обучение с помощью опор (В.Ф. Шаталов)
КСО (А. Ривин, В. Дьяченко)
РО
(Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон, Ш.А. Амонашвили)
ШДК (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, Г.А. Цуккерман)
концепция личностно-ориентированного процесса обучения ( И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова