Слайд 1Сущность, цели и задачи кадрового планирования
Слайд 2Понятие и цели кадрового планирования
Кадровое планирование -
целенаправленная, научно обоснованная деятельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями.
Слайд 3 Кадровое планирование представляет комплексную задачу, включающую большое число
независимых переменных — новые изобретения, изменения населения, сопротивление изменениям, потребительский
спрос, вмешательства государства в бизнес, иностранная конкуренция и, прежде всего, конкуренция на национальном рынке.
Слайд 5Кадровое планирование должно включать возможность обратной связи, поскольку если план не
может быть выполнен, часто возникает необходимость в корректировке задач компании,
чтобы они стали выполнимыми с точки зрения человеческих ресурсов.
Слайд 6Цель кадрового планирования
Цели кадрового планирования должны формулироваться систематически. Сюда относятся цели организации
и цели ее персонала. При планировании целей необходимо учитывать правовые
нормы, а также исходные принципы политики организации. Цели и задачи кадрового планирования схематически представлены на рисунке 1.
Слайд 7Рис. 1 Цель и задачи кадрового планирования организации
Слайд 8Эффективное кадровое планирование должно отвечать на вопросы:
Сколько работников, какой квалификации, когда
и где потребуется?
Как лучше привлечь нужный и сократить или оптимизировать
использование излишнего персонала?
Как эффективно использовать персонал в соответствии с его способностями, изменениями и внутренней мотивацией?
Каким образом обеспечить условия для развития персонала?
Каких затрат потребуют запланированные мероприятия?
Слайд 9Этапы и виды кадрового планирования.
Этапами процесса планирования целей являются: поиск целей, анализ
целей и их ранжирование, оценка возможностей реализации, выбор и реализация
целей, контроль и их ревизия.
Рис. 2 Процесс планирования человеческих ресурсов.
Слайд 10По срокам кадровое планирование подразделяется на:
долгосрочное (прогноз от 3-х и
более лет)
краткосрочное (не более 1 года)
Слайд 13Оперативный план работы с персоналом - это детализированный по временному (год,
квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное подразделение,
цех, участок, рабочее место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение) признакам план с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями.
Слайд 14Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью
специально разработанных анкет получить данные:
о постоянном составе сотрудников (имя, отчество,
фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);
о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура, удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных работников и т.д);
о текучести кадров;
о потере времени из-за простоев, по болезни;
о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько смен или ночную смену, продолжительность отпусков);
о зарплате рабочих и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработанная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
об услугах социального характера, предоставляемых государством и организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).
Слайд 15Анкеты следует составлять таким образом, чтобы наряду с производительными целями
они могли служить кадровому планированию.
Слайд 16Планирование потребности в персонале
Рис. 3 Схема планирования потребности в
персонале.
Слайд 17При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется
участие руководителей соответствующих подразделений.
Существует четыре категории работников, по которым ведется планирование:
Действующий
персонал;
Новички;
Потенциальные сотрудники;
Персонал, покинувший организацию.
В отношении каждой из этих категорий менеджмент компании должен принимать разные действия (табл. 1).
Слайд 18Действия, принимаемые менеджерами в отношении персонала
Слайд 19К преимуществам кадрового планирования можно отнести следующие:
Организация лучше подготовлена для преодоления последствий
изменения внешней среды деятельности.
Тщательное определение возможных будущих потребностей в человеческих
ресурсах помогает организации найти новые и более эффективные способы управления человеческими ресурсами
Организация может избежать как избытка, так и дефицита сотрудников.
Планирование поможет организации создать и в дальнейшем развивать программы обучения персонала и обеспечения преемственности руководства.
Руководство вынуждено будет критически оценить сильные и слабые стороны человеческих ресурсов компании и политики в области персонала.
Позволит избежать дублирования усилий работников компании и улучшить их координацию и интеграцию при выполнении работы.