Слайд 1Сущность учебной деятельности
Существенная характеристика учебной деятельности связана с ее продуктом.
Результат — изменения самого субъекта — это есть деятельность по
самоизменению.
Развитие учебной деятельности в этом значении является предпосылкой к переходу к саморазвитию и самовоспитанию, которые будут реализованы личностью на последующих возрастных стадиях…
Слайд 2УД. Младшего школьника:
Принципиальная особенность учебной деятельности как ведущей деятельности младшего
школьного возраста состоит в том, что она направлена на усвоение
системы научных понятий, коренным образом трансформирующих сознание ребенка и все его психические функции…(Выготский)
Первоначально ведущая деятельность является совместноразделенной и осуществляется в сотрудничестве с учителем, затем большинство структурных компонентов учебной деятельности ребенок начинает реализовывать самостоятельно…
Слайд 3Структура учебной деятельности
Мотивы
Учебная задача
Учебные действия и операции
Контроль и
оценка
Слайд 4Мотивация учебной деятельности
Центральную роль играют учебно-познавательные мотивы как мотивы усвоения
обобщенных способов действий в конкретно-предметной области, различающиеся по интенсивности и
занимающие определенное место в структуре мотивации (смысловые, мотивы-побудители) и характеризующиеся разной степенью осознанности
Социальные мотивы представлены мотивом, реализующим потребность стать участником общественно значимой и общественно полезной деятельности, занять позицию школьника. Социальные мотивы сообщают стремлению к личным успехам глубокий общественный смысл и выполняют важную воспитывающую роль…
(Д.Б. Эльконин)
Слайд 5Учебная задача
Усвоение общего способа действий применительно к определенной предметной
области научных понятий. Учебная задача воплощается в системе заданий, предлагаемых
учителем, решение которых должно обеспечить усвоение обобщенного способа действия.
В процессе усвоения учебной деятельности формируется целеполагание как самостоятельная постановка, выделение, определение и осознание младшим школьником учебных целей (задач). Можно говорить о двух типах целеполагания:
Первый тип — постановка частных задач на усвоение «готовых знаний» и действий. В этом случае главные задачи — понять, запомнить, воспроизвести...
Второй тип — принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач (определение учебной цели, анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения). В рамках каждого типа выделяются разные уровни сформированности в зависимости от того, по какому типу осуществляется целеполагание…
Слайд 6Учебные действия и операции
конкретные способы преобразования учебного материала в
процессе выполнения учебных заданий…
По мнению В. В. Давыдова, можно выделить
следующие виды учебных действий моделирующе преобразующего характера, направленных на построение содержательного обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте:
• преобразование ситуации или изменение объектов для обнаружения всеобщего генетического фундаментального исходного отношения между объектами;
• моделирование всеобщего отношения в пространственно-графической или знаково-символической форме (создание моделей);
• преобразование модели отношения для выделения отношений «в чистом виде»;
• выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом…
Слайд 7Учебные действия
Осуществление указанной системы учебных действий необходимо для построения и
осознания обобщенного способа действий. В наиболее полном виде такая система
учебных действий была разработана для обучения математике и русскому языку в школе под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова…
Слайд 8Контроль
Функция контроля в учебной деятельности — обеспечение эффективности учебных
действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих
корректив.
Контроль осуществляется над правильностью и полнотой операций, входящих в состав способов действий с научными понятиями.
Различают контроль по результату и по способу действия. Понятно, что контроль по результату не отвечает содержанию учебной деятельности и не обеспечивает ее эффективности. Контроль по способу действия первоначально выступает как развернутый пооперационный контроль, который в дальнейшем сокращается и интериоризируется, переходя в конечных формах во внимание к процессу учебной деятельности…
Слайд 9Оценка
Действие оценки направлено на определение правильности способа действия и соответствующей
системы учебных действий.
Основная функция оценки — заключение об усвоении
обобщенного способа действия (реализации учебной задачи) и санкционирование перехода к выполнению новой учебной задачи. Поэтому оценку надо отличать от отметки в баллах, которая в условно-обобщенной форме сигнализирует об эффективности решения задачи.
Оценка, в отличие от отметки, предполагает развернутое описание того, что усвоено и с какими показателями, что не усвоено и какие шаги следует предпринять далее (вернуться к учебной задаче, внеся соответствующие коррективы в ее решение или переходить к следующей задаче).
Оценка обеспечивает обратную связь, поэтому она необходима для организации учебной деятельности…
Слайд 10Уровни сформированности учебных действий:
отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности
(ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя,
не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);
выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, ученик может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму);
неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачи и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);
обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи…