Слайд 1СВОЙСТВА УПРАВЛЕНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием
и кадрового менеджмента
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ
им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 21.Неаддитивность систем управления.
Общие характеристики систем управления не образуются путем
простого суммирования их и их частей, им присущи так называемые
системные, интегративные качества, возникающие за счет определенного взаимодействия элементов системы.
Системы управления включаются в системы более высокого порядка (суперсистемы или метасистемы), выполняя по отношению к ним определенные функции, а также в свою очередь делятся на системы "низшего" уровня (субсистемы, подсистемы, элементы и т.п.).
Слайд 32.Искусственность-естественность систем управления, их органичность.
Системы управления создаются людьми и включают
в себя людей, это рукотворные, искусственные системы.
В то же
время их искусственность не означает, что все действия являются абсолютно точно запланированным следованием какому-то преднамеренному плану.
Напротив, очень многое из того, что делают управляющие системы, — это следование за ситуацией.
В этом смысле их действия можно рассматривать как естественные, причем эту естественность поведения систем управления невозможно и не нужно устранять, необходимо учитывать ее при обеспечении требуемого качества управления.
Хотя мы используем эвристические возможности сравнения системы управления с инструментом, умной машиной, мы вполне понимаем ограниченность этих аналогий; на самом деле системы управления по своей природе не механистичны, а органичны:
они способны к самообучению, саморазвитию;
не складываются из готового набора частей, а вырастают как живые организмы (и как эти последние, болеют, переживают, испытывают смену эмоциональных состояний, настроений и т.д.).
Слайд 43.Функциональность, инструментальность систем управления.
Системы управления являются функциональными в том смысле,
что они предназначены для выполнения функции управления, присущей организации.
Функциональность управления
может пониматься по меньшей мере в нескольких смыслах.
С одной стороны, существует формальная функциональность: в организации есть система, которая как-то занимается управленческой деятельностью.
С другой стороны (и это более важно), есть функциональность сущностная, содержательная. В этом плане система управления функциональна лишь тогда, когда она построена и действует успешно, с хорошим качеством выполняет возлагаемые на нее функции и задачи.
. В этом смысле функциональность системы управления величина непостоянная, она может возрастать и уменьшаться и даже становиться нулевой, а порой и приобретать отрицательное значение.
Управление как функциональная подсистема организации есть всегда, но по своему поведению она нередко оказывается мало функциональной и даже дисфункциональной. С этой точки зрения работа по обеспечению качества управления как раз и призвана вести к созданию истинно функциональных — то есть успешных систем управления.
Кроме того, системы управления могут быть в большей или меньшей мере функциональными в смысле удобств для их использования и пользователя.
Слайд 54.Полимодальность систем управления, наличие у них множества состояний
Системы управления имеют
бесчисленное множество изменяющихся свойств, параметров, характеристик. Совокупность значений всех этих
параметров (или самых важных из них) в конкретный момент времени можно охарактеризовать как состояние системы.
Если в последующий момент времени эти параметры приобретают другие значения, правомерно говорить об изменении состояния системы.
Системы управления стремятся, с одной стороны, к сохранению своей устойчивости, а с другой — вынужденно или инициативно осуществляют изменения.
Кроме текущих состояний системы управления, можно выделить наиболее крупные состояния — модусы систем управления: состояние покоя, функционирования, развития и саморазвития (качественных изменений).
Каждое из таких макросостояний имеет свои специфические характеристики, суммарное и целостное рассмотрение которых позволяет получить наиболее разносторонние и полные знания о системах управления, часто предопределяет выделение этих модусов при анализе и улучшении управляющих систем.
Слайд 65. «Вторичность» и «первичность» систем управления.
Имеется в виду, что система
управления всегда как бы надстраивается над другими подсистемами социальной организации
(производственной, ресур-сообеспечивающей), и ее конечные цели и критерии оценки связаны не с самим управлением, а с эффективностью деятельности управляемой системы.
Не случайно управление часто называют метадеятельностью или деятельностью над деятельностью.
Специфика системы управления в том, что конечные результаты деятельности достигаются не столько самими управляющими, сколько другими членами коллектива.
Системы управления производны от потребностей объектов управления и в этом смысле вторичны и должны стремиться быть адаптивными (к объекту, а также внутренним и внешним ситуациям).
В то же время эти системы отвечают за организацию в целом и поэтому получают возможности и право во многом определять и изменять ее жизнедеятельность, структуру, внутреннюю (а порой отчасти и внешнюю) среду, адаптировать организацию к общеорганизационным (но формулируемым все-таки прежде всего системой управления) ценностям и целям, и в этом смысле они первичны и выполняют активную, адаптирующую роль.
Слайд 76. Детерминирующий и детерминируемый характер систем управления.
Системы управления по своей
сути служат для того, чтобы определять, обусловливать, детерминировать желаемые состояния
управляемого объекта и его движение в нужном направлении.
Однако и сами эти системы, их миссия, функционирование и изменение обусловлены (детерминированы) сложным комплексом внешних и внутренних, субъективных и объективных, осознанных и неосознаваемых факторов и обстоятельств (которые очень важно знать, приступая к анализу и проектированию управляющих систем).
Сила управления не в самоуверенном, доходящем до произвола игнорировании внешних реалий, влияний и ограничений, а в понимании их и свободном самоопределении в ситуации далеко не безграничной свободы.
Системы управления относятся к классу устремленных — ценностно-ориентированных и целенаправленных систем, то есть они всегда действуют на основе определенных образов потребного будущего и ориентиров.
Слайд 87.Активность, избирательность систем управления, способность к самообучению, самодостройке, саморазвитию.
Даже самая
пассивная и инертная по своему поведению система управления все равно
принадлежит к классу активных систем в том смысле, что она способна к планированию своих действий и этим резко отличается от систем, чьи параметры могут быть полностью спроектированы и заданы извне.
Активными называют системы, способные к выбору своих состояний и принятию решений.
Системы управления организациями способны к обучению и накоплению опыта, что делает их способными и к самоизменению, к достраиванию своего состава и структуры до образа некоторой более органичной целостности, к осуществлению саморазвития.
Слайд 98.Открытость систем управления.
Это свойство также присуще любой системе управления, которая
просто не может существовать, не имея связи и не обмениваясь
информацией со средой.
Но если с точки зрения необходимости связей со средой любые системы управления являются открытыми, то с точки зрения степени активности и развитости связей со средой эти системы ведут себя абсолютно по-разному.
Здесь возможны две равно нежелательные крайности: или полная сверхизбыточная открытость, зависимость в управления от поступающих ведомственных инструкций, при которой управление превращается в фикцию и сводится к контролю исполнения этих инструкций, или полная закрытость, неспособность идти на полезные связи и контакты.
Объективно открытый характер систем управления сопровождается традиционным для них в истории стремлением к некоторой информационной закрытости (порой — чрезмерной), таинственности, секретности, конфиденциальности действий, маскировке истинных намерений и мотивов, что, с одной стороны, объяснимо, а с другой — отнюдь не способствует простоте познания и понимания этих систем, которые столь важны в ситуации анализа и оценки.
Слайд 109. Наличие в системах официальных и теневых, формальных и неформальных
составляющих
Это свойство систем управления (особенно заметное и значимое в организациях
с небольшим численным составом работающих) требует при анализе и оценке управления не забывать о наличии в них неформальных начал, которые хуже осознаются, поддаются наблюдению и оценке.
Слайд 1110. «Поликлиентность», полифункциональность и полиструктурность систем управления.
Для систем управления в
социальных организациях характерны такие свойства, как наличие множества внешних и
внутриорганизационных потребителей управленческих услуг (отсюда вытекает наличие соответствующих результатов управления; наличие множества конкретных функций по отношению к этим клиентам).
Слайд 1211.Ненормированность труда в системах управления.
Даже по сравнению с такими слабо
поддающимися нормированию видами профессиональной деятельности, как медицина и педагогика, работа
управляющих выглядит еще более ненормируемой, так как требования к управлению не могут быть полностью регламентированы любыми предписаниями и инструкциями, они диктуются изменчивой внешней средой организации и ее внутренней ситуацией.
Слайд 1312.Духовно-материальный характер систем управления, неосязаемость.
В системах управления организациями, наряду с
материальными, вещественными, большую и даже определяющую роль играют человеческие, духовные,
идеальные, информационные факторы. Будучи прежде всего системами (для) деятельности людей, они оказываются достаточно трудноуловимыми, не поддающимися прямому наблюдению.
Системы управления при всей их реальности и даже активности сами по себе ненаблюдаемы, носят (в отличие от материальных систем, с которыми мы их сопоставляем в функциональном отношении) как бы виртуальный характер, что делает их анализ и оценку весьма сложной задачей, решение которой требует специальных усилий по материализации, объективизации строения и действий системы.
При этом для крупных организаций с мощным документооборотом и специальным штатом клерков, учетчиков, программистов и других создателей и обработчиков документальных следов управленческой активности решение этой задачи оказывается значительно более реальным, чем в условиях малых организаций, которая оправданно стремится к минимизации бумаготворчества.
Слайд 1413. Ресурсопотребляющий, самообеспечиваемый и самоуправляемый характер системы управления.
Для осуществления управленческой
деятельности нужны определенные ресурсы и условия: кадровые, информационные, концептуальные, технологические,
материально-технические, нормативно-правовые.
При этом добычей ресурсов, необходимых для работы системы управления, занимаются, как правило, сами управляющие, что позволяет включить самообеспечение ресурсами в состав функций системы управления.
Управленческая деятельность связана с использованием различных инструментов, причем в этой роли может выступать все то, что может быть использовано в качестве средства решения управленческих задач.
Однако управление может не только использовать свой инструментарий, но и сознательно создавать и изменять его, что может рассматриваться также как относительно самостоятельная составляющая управленческой деятельности, имеющая прямое отношение к обеспечению качества управления.