Слайд 1Лектор: М.Г.Федотова, к.филос.н., доцент
Связи с общественностью в социальной сфере
Слайд 2Входной контроль
Что такое социальная сфера?
Дайте определение понятию «некоммерческая организация».
Какие технологии
PR применяются в социальной сфере?
Слайд 3Рейтинг
Посещение лекции – 2 балла
Тесты – 3 балла
Выступление на семинаре
- 3 балла
Зачетная работа – 5 баллов
Условие получения зачета –
ВСЕ ЗАЧТЕННЫЕ работы и выполненные ТЕСТЫ ПО ВСЕМ ТЕМАМ.
Слайд 4Литература
Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры.
— СПб, 2007.
Зельманов А.Б. Связи с общественностью в социальной сфере.
– М., 2008.
Слайд 5Роль связей с общественностью в социальной сфере
Слайд 7Социальная сфера
это деятельность, социальные институты и стандарты, нацеленные на
развитие человека, утверждение его социальной и духовной природы. Социальная сфера
обеспечивает удовлетворение потребностей людей, воспроизводит социальных субъектов
Слайд 8Функции социальной сферы
удовлетворение социальных потребностей человека
сохранение здоровья
гарантированная
защищенность людей, не занятых в общественном производстве
отдых
приобретение знаний
приобщение к достижениям культуры.
Слайд 9В состав социальной сферы входят
Учреждения систем здравоохранения, образования, культуры, жилищного
комплекса, бытовых услуг
учреждения социальной защиты и опеки (детские дома
и дома для престарелых), социальные работники и органы социального обеспечения, фонды, волонтёрские организации, грантодатели
учреждения социально-культурной сферы: Дома культуры и клубы, библиотеки, театры, музеи, выставочные залы, парки культуры и отдыха, цирки, концертно-зрелищные учреждения, кинотеатры, спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные, туристические учреждения и т.д.
Слайд 10Профессиональная деятельность в сфере культуры
1. Сохранение и использование культурно-исторического наследия:
музейное
дело, библиотечное дело, создание и поддержание охранных зон, памятников культуры,
монументов, памятных знаков, досок;
празднование памятных и знаменательных дат, юбилеев местного, регионального, общенационального и международного масштабов;
сохранение и развитие традиционных и этнографических искусств и ремесел.
2. Художественное образование, поддержка и продвижение начинающих талантов, включая:
начальное, среднее и высшее художественное образование;
проведение конкурсов детского художественного творчества, выпускников творческих вузов, молодых талантов.
3. Культурная жизнь, включая:
театральную жизнь, выставочную деятельность, «экранную культуру», индустрию отдыха и развлечений.
4. Организационно-экономическая инфраструктура:
органы государственного управления различного уровня;
информационная инфраструктура
общественные организации
Слайд 11Целевые аудитории
Базовые учреждения — образовательные, медицинские, жилищные, учреждения
культуры и бытовых услуг, а также социальные группы, нуждающиеся в
помощи государства, бизнеса и некоммерческих организаций. Это, прежде всего, одинокие пожилые люди, инвалиды, беспризорные дети, бездомные, жертвы стихийных бедствий и беженцы, то есть люди, лишенные крова и средств существования, а также некоторые деприватные группы (например, освободившиеся из мест заключения, наркоманы и алкоголики).
Слайд 12Социально-культурная сфера
включает в себя деятельность как некоммерческую (нон-профитную), так
и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том
числе — применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Слайд 13Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие
Начиная с 1984 г. в
Цюрихе (Швейцария) проводятся исследования, которые ставят целью «экономически обосновать субсидии
на содержание учреждений культуры».
От 70 до 76% выделенных средств ушло на содержание четырех крупных учреждений: оперного и драматического театров, филармонии и дома искусств (музея).
Какая часть субсидий, общий объем которых составил 35,6 миллионов евро, прямо или опосредованно возвращаются государству?
Какое воздействие эти субсидии оказывают на экономику и граждан?
Слайд 14Возврат субсидий государству
Непосредственно государство получило 10% выручки от продажи входных
билетов и так называемый «налог на источник» для иностранных работников,
составляющий примерно 0,4% всех расходов оперного театра, и, наконец, налоги, которые работники оперы должны платить, как и все другие граждане, т. е. 14% от их доходов.
Опосредованно государство получило плату за проезд в автобусах и трамваях, которые являются государственными, кроме того, плату за парковку автомобилей и налоги от предприятий, клиентами которых являются работники и посетители театра, а также сам театр.
После проведенных подсчетов оказалось, что 26,2% субсидий прямо или косвенно возвращаются государству, т. е. 9 335 443 франка из 35,6 млн франков субсидий снова поступают в бюджет.
Непосредственные расходы в пользу предприятий: закупались пиломатериалы для изготовления декораций, материалы для костюмов, техническое оборудование и многое другое.
К косвенным расходам в пользу предприятий относились транспортные расходы, т. е. затраты на приобретение автомобилей и бензина, расходы на рестораны, особые покупки, посещение парикмахера и т. д. Следовало Учесть также и ежедневные расходы персонала оперного театра.
оперный театр потратил в пользу различных предприятий около 64 млн франков, что составило 179% от государственных субсидий.
Слайд 15Роль культуры в развитии современного общества
Прямой вклад сферы культуры в
экономику:
Создание рабочих мест
Сфера культуры и искусства выступает
базой и инфраструктурой развития ряда других отраслей, прежде всего — образования, СМИ, издательской деятельности, туризма, индустрии развлечений.
Социализация. Люди хотят иметь полноценный досуг и возможность полноценного развития своих детей.
Слайд 16Прямое социальное влияние
Культурные символы и традиции, язык, памятные даты и
места, песни и т. д. составляют содержание культурной идентичности, самосознания,
объединяющего людей и консолидирующего общество.
Культура и искусство социально значимы и даже — выгодны, так как являются социальными инвестициями. Они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.
Культура и искусство обеспечивают социально значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияющие на сознание людей, отношения между ними, способствующие духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.
В элитарной, массовой культурах, андерграунде вырабатывается и предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.
Культура и искусство обогащают и разнообразят социальную среду, образ жизни привлекательными событиями.
Слайд 17Косвенное экономическое влияние
Реклама, public relations, продвижение товаров — включая акции
по стимулированию и организации продаж, работа с персоналом, формирование корпоративной
культуры и фирменного стиля — невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры и искусств.
Сфера культуры и искусств создает инфраструктуру деловых контактов, мест, условий и поводов их реализации.
Учреждения культуры оказывают корпоративные услуги: подготовка и проведение праздников, информационное и библиотечное обслуживание и т. д.
Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.
Содержательная и интенсивная культурная жизнь влияет на формирование и продвижение привлекательного имиджа региона в глазах потенцииальных инвесторов.
Слайд 18Косвенное социальное влияние
Формирование репутации, привлекательного имиджа политиков, политических партий
и движений, просто достижение ими известности и узнаваемости — предполагают
их какую-то социально значимую деятельность, участие в значимых событиях.
Взаимовыгодное сотрудничество делового мира и сферы культуры, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования и развития гражданского общества.
Культура и искусство выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению стереотипов сознания и поведения.
Культура и искусство — коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений
Культура и искусство улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения.
Слайд 19Состояние социальной сферы в России
Низкий уровень жизни
Низкая продолжительность жизни
Демографический кризис
главная
проблема функционирования и развития социальной сферы современной России заключена в
её бедности, недостаточности финансовой поддержки со стороны государства
С прогрессом общества социальная сфера обогащается новыми элементами. Так, в условиях информационной революции в социальной сфере увеличиваются расходы на путешествия
специфическими аудиториями паблик рилейшнз в социальной сфере выступают группы обездоленных и бедных людей
Слайд 20«социальное государство»
Социальное государство — особый вид современного высокоразвитого государства, в
котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной
деятельности по регулированию экономической, социальной и других сфер жизнедеятельности общества, установлению справедливости и солидарности.
Слайд 21Социальная политика
Политика государства в социальной сфере называется социальной политикой.
Социальная
политика — законодательное установление и обеспечение исполнения социальных обязательств государства,
совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.
Задачи социальной политики:
повышение уровня жизни, социальная поддержка населения;
обеспечить минимальный набор бесплатных услуг в области здравоохранения и образования;
создавать условия для появления дополнительных рабочих мест и сокращения безработицы;
формировать механизмы социальной защиты социально уязвимых групп населения;
расширять возможности получения всего спектра услуг населению
в социально-бытовой и социально-культурной сферах, повышения
качества обслуживания, обеспечивать гарантию бесплатных услуг в
области образования и здравоохранения.
Слайд 22Особенности социальной сферы
В социальной сфере действуют коммерческие и некоммерческие
организации.
Деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой
коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
Сфера услуговой деятельности
Слайд 23Услуга
В отличие товаров, производится и потребляется одновременно. Книга, которую не
читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются
художественными ценностями. Услуги невозможно складировать.
Сфера «духовного производства»: Это услуги, оказываемые сознанию, которые не поддаются непосредственному прямому счету. В отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления, культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность: чем больше людей прочитало книгу, видело картину, слышало концерт- тем выше их социальная значимость.
Сфера свободного времени.
Социально-культурные процессы зависят от социальных учреждений и работников культуры, но не решающим образом. Поэтому сущностью менеджмента в социальной сфере является создание организационных и экономических условий саморазвития социо-культурной жизни.
в социо-культурной сфере потребитель и платежеспособный спрос часто разведены.
основой финансирования в сфере культуры является фандрейзинг - привлечение средств из различных источников.
Слайд 24Методы PR в социальной сфере
Социальный маркетинг - маркетинг, направленный на
формирование общественных ценностей.
Фандрейзинг - направление менеджмента по привлечению и
аккумулированию внешних источников финансирования, таких как благотворительные и спонсорские взносы, гранты, государственные субсидии и т. д.
Добровольчество (волонтерство)
Попечительство
Слайд 25Фонды
Существуют три основных вида фондов: фонды корпораций; фонды сообществ, действующих
в рамках определенного региона; независимые фонды, получающие помощь, средства от
одного или нескольких юридических и физических лиц.
Фонды - социальные посредники, которые разрабатывают политику участия фирм в социальном сотрудничестве, определяют возможные приоритеты такого сотрудничества и благотворительности, организуют лоббирование соответствующих проектов и программ, обеспечивают профессионализм и высокий стандарт организации этой деятельности.
Создание и деятельность фонда имеет ряд выгод:
оказывает существенное влияние на снижение налогообложения компаний или лиц, образовавших фонд;
возникает возможность аккумулирования средств, получаемых из различных источников, и переходу их в управление лицам, профессионально компетентным в соответствующей области;
компетентность и профессионализм в финансовых и правовых вопросах: чаще всего фонды не просто дают деньги, а работают совместно с объектом помощи над выработкой совместного плана дальнейших действий.
Слайд 26Социальный PR в современной России
В социальной сфере современной России используются
технологии и методы социального РR, но, как правило, без профессиональных
специалистов паблик рилейшнз.
Неразвитость и недооценка социального РR объясняется не только объективной основой — неблагополучием социальной сферы, состоянием общества, переживающего сложную трансформацию, — но и субъективными факторами. Даже в бизнесе далеко не все предприниматели осознали, что достижение основной цели — получение устойчивой прибыли неразрывно связано с наращиванием паблицитного капитала, стратегическим планированием, выстраиванием гармоничных отношений со стратегическими партнёрами.
Отсутствует обобщение реального опыта социального РR в российских условиях.