Слайд 1С.Я. Маршак
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим
растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства!
?
Слайд 24,5 млрд. видов
растений и животных
Слайд 31
2
3
4
хламидомонада
ламинария
кукушкин лён
сосна
Слайд 4Кукушкин лен.
Хлорелла.
Подсолнечник.
Ель.
Запасают влаги намного больше своего веса.
Сфагнум.
Поглощают углекислый газ и
выделяют кислород.
Сформировали на Земле месторождения каменного угля.
Орган размножения – семена
в шишке.
Имеют орган размножения – заросток.
Имеют плод.
Улотрикс.
Размножаются независимо от воды.
Органы размножения: пестик и тычинка.
Земноводные в мире растений. Имеют коробочку со спорами.
Орляк.
Орёл!
Слайд 6
Основные группы
растений
Эволюция растительного мира
Слайд 10Строение одноклеточных водорослей
Слайд 12Зеленые водоросли (Chlorophyta)
Верхний ряд, слева направо: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, сценедесмус
двуформенный, вольвокс.
Нижний ряд, слева направо: спирогира, улотрикс, ульва, каулерпа,
кладофора.
Слайд 13Бурые водоросли (Phaeophyta)
Верхний ряд, слева направо: фукус, постелсия пальмовидная, макроцистис,
саргассум.
Нижний ряд, слева направо: ламинария, аналипус японский, пельвеция
пучковатая,
цистозейра.
Слайд 14Красные водоросли (багрянки) (Rhodophyta)
Верхний ряд, слева направо: ирландский мох,
эндокладия колючая, порфира
ланцетолистная, гелидиум.
Нижний ряд, слева направо: пальмария
обманчивая, гигартина, филлофора,
полиневра.
Слайд 15Значение водорослей
Образуют и накапливают органическое вещество, являются кормом для животных
и пищей для человека.
Поглощают углекислый газ и обогащают водоёмы кислородом.
Участвуют
в почвообразовании, влияют на структуру почвы.
Образуют убежища для животных, обитающих в воде.
Являются сырьём для промышленности (получение йода, агар-агара и др.)
Используются в качестве удобрений.
Используются при очистке сточных вод.
Используются в качестве биоиндикаторов загрязнения водоёмов.
Вызывают “цветение” воды.
Вызывают зарастание каналов и других гидротехнических сооружений.
Слайд 16На рисунке изображён жизненный цикл зеленой водоросли хламидомонады. Дайте ответы
на вопросы
Слайд 17На рисунках изображены представители низших растений. Определите их и дайте
ответы на вопросы.
1
2
Слайд 18На рисунке показан жизненный цикл низшего растения. Дайте ответы на
вопросы.
Слайд 24Значение моховидных
Заселяют бедные почвы и предохраняют земли от эрозии.
Являются накопителями
влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.
Сфагнум участвует в процессе
торфообразования. Торф – топливо, удобрение и ценное сырьё для промышленности, подстилка для скота.
Применяются в медицинской практике благодаря антимикробным свойствам.
Применяются в строительстве как утеплительный и изоляционный материал.
Ухудшают продуктивность сельскохозяйственных земель, вызывая их заболачивание.
Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.
Слайд 28Значение плауновидных
Сырье для медицинской промышленности (детская присыпка, для получения высокоактивных
соединений).
В металлургической промышленности для обсыпания форм при выплавлении чугуна.
Аквариумные
растения (полушники).
Декоративные растения (селагинеллы)
Слайд 32Значение хвощевидных
Молодые спороносные побеги и клубеньки некоторых видов хвоща
в ряде стран употребляют в пищу.
Летние побеги хвоща полевого
используются в медицине.
Хвощи могут применяться для полировки, для чистки посуды (благодаря жесткости стеблей).
Хвощ полевой является индикатором кислых почв.
Хвощ полевой является злостным корневищным сорняком.
Некоторые хвощи, например, хвощ болотный, ядовиты для животных.
Слайд 33Отдел Папоротниковидные (Pterophyta)
орляк обыкновенный
Слайд 36Значение папоротниковидных
Папоротники являются важнейшими компонентами многих лесных биогеоценозов.
Вымершие древовидные
папоротники создали залежи каменного угля, являющегося топливом и сырьем для
химической промышленности.
Плавающий папоротник азоллу культивируют на рисовых полях как источник соединений азота.
Молодые листья некоторых папоротников употребляют в пищу.
Лекарственные растения (противовоспалительные, глистогонные и др.).
Декоративные растения.
Слайд 37На рисунке изображён представитель высших споровых растений. Определите его и
дайте ответы на вопросы.
Слайд 38На рисунке показан представитель высших споровых растений. Определите его и
дайте ответы на вопросы. .
Слайд 39Рассмотрите внимательно рисунок, определите изображённое растение. Дайте ответы на вопросы.
Слайд 40Определите растение на рисунке. Дайте ответы на вопросы. .
Слайд 41На рисунке показан представитель высших споровых растений. Определите его и
дайте ответы на вопросы. .
Слайд 44Отдел Голосеменные (Gymnospermae)
Слайд 49Многообразие голосеменных (сосновые)
Верхний ряд, слева направо: сосна обыкновенная, сосна чёрная,
тсуга канадская, кедр ливанский.
Нижний ряд, слева направо: лиственница, пихта
одноцветная, ель
обыкновенная, ель колючая голубая.
Слайд 50Многообразие голосеменных
(кипарисовые)
Слева направо: кипарис вечнозелёный, туя западная, биота, можжевельник казацкий.
Слайд 51Многообразие голосеменных
Слева направо: тиссовые (тисс ягодный), араукариевые (араукария
узколистная, агатис),
головчатотиссовые (тиссовник Форчуна).
Слева направо: таксодиевые (болотный кипарис, секвойядендрон
(мамонтово
дерево), метасеквойя глиптостробусовая),
ногоплодниковые (подокарпус крупнолистный).
Слайд 52Значение голосеменных
Звенья в цепях питания (образуют органические вещества и являются
кормом для животных).
Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Лесообразующие породы.
Пища для
человека.
Сырье для промышленности (строительный и поделочный материал, используются для производства бумаги и др.).
Выделяют фитонциды.
Декоративные растения.
Слайд 53Рассмотрите внимательно рисунок, определите изображённые растения. Дайте ответы на вопросы.
.
Слайд 56Характерные признаки покрытосеменных
Наличие цветка.
Расположение семяпочек в завязи пестика, развитие плода
из завязи, а семян – внутри плода.
Редукция гаметофита (мужской
гаметофит – пыльцевое зерно, женский - зародышевый мешок).
Двойное оплодотворение, в результате которого образуется не только диплоидный зародыш, но и триплоидный эндосперм.
Усложнение и высокая степень дифференциации вегетативных органов и тканей.
Симподиальное ветвление, обеспечивающее большую поверхность для ассимиляции и испарения.
Слайд 58Значение покрытосеменных
Звенья в цепях питания (образуют органические вещества и являются
кормом для животных).
Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Убежища и жилища
для животных .
Пища для человека (как культурные (овощные, зерновые, плодово-ягодные, масличные), так и дикорастущие).
Сырье для промышленности.
Лекарственные растения.
Декоративные растения.
Сорняки
Ядовитые растения.
Вызывают аллергическую реакцию .
Содержат наркотические вещества.
Слайд 61Современная классификация органического мира
Слайд 62
Основные группы
организмов
Грибы
и лишайники
Слайд 681. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались
1) ткани 2) споры 3) семена
4) половые клетки
2. Мхи — более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они
1) имеют органы и ткани
2) размножаются спорами
3) многоклеточные организмы
4) способны поглощать газы и воду из атмосферы
3. Какова главная причина процветания древних папоротников в каменноугольном периоде?
1) отсутствие консументов
2) чередование поколений при размножении
3) господство тёплого и сухого климата
4) повышенное содержание углекислого газа и влаги
Слайд 694. Широкому распространению цветковых на Земле способствовало:
1) образование плодов с семенами
2)
увеличение продолжительности жизни этих растений
3) появление вегетативных органов
4) появление хлоропластов
5. Появление
у покрытосеменных растений цветка и плода, разнообразных тканей свидетельствует:
1) о значении этого отдела растений в жизни человека
2) об усложнении растений в процессе эволюции
3) о разнообразии видов этого отдела
4) о широком их распространении на земном шаре
Слайд 706. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:
1) существование травянистых
и древесных форм
2) наличие их отпечатков и окаменелостей
3) их способ
размножения
4) их современное многообразие
7. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?
1) корень 2) лист 3) стебель 4) цветок
8. Плоды и цветки в процессе эволюции появились у:
1) покрытосеменных
2) голосеменных
3) папоротников
4) водорослей
Слайд 719. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?
1) сожительство
корней растений с грибами (микориза)
2) защита семян плодовыми оболочками
3) наличие
в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен
4) наличие в клетках листьев хлоропластов
10. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них:
1) стеблей 2) листьев 3) корней 4) ризоидов
11. В процессе эволюции в жизненных циклах растений стали доминировать:
1) полиплоидные формы
2) гаметофиты
3) спорофиты
4) бессемянные формы
Слайд 7212. Выберите пример ароморфоза:
1) образование нектарников в цветках
2) формирование различий в
строении цветков у растений
3) появление корневой системы у древних папоротников
4)
формирование разнообразных листьев у растений
Слайд 73Пройти тест по биологии на тему: "Эволюция органического мира» -
https://moeobrazovanie.ru/viktoriny/test_po_biologii_9_klass_3.html