Слайд 1Сжатое изложение
(этапы работы с текстом)
Слайд 3Приёмы сжатия текста: исключение
вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
однотипных примеров;
риторических
вопросов и восклицаний; цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской
мысли;
пояснений; рассуждений; описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
Слайд 4Приёмы сжатия текста: обобщение
парцеллированных предложений;
ряда предложений;
связанных одной мыслью, частей предложений;
конкретных,
единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
Найти в тексте мелкие, единичные
факты.
Найти в них общее.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся предложение.
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Слайд 5Приёмы сжатия текста: замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения - простым;
части
предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи -
косвенной;
части текста - одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Слайд 6 Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели
не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними
были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
Слайд 7Выделим ключевые
(важные для понимания текста) слова
1 абзац
Война была для
детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами,
а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Слайд 8Выделим ключевые
(важные для понимания текста) слова
2 абзац
Война наполнила их
душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя,
а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Слайд 9Выделим ключевые
(важные для понимания текста) слова
2 абзац
Хотя война и
стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь
главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
Слайд 10Микротемы
1. Война была для детей жестокой и грубой школой. Они
не понимали истинной
ценности простых вещей, так как не обладали жизненным
опытом.
2. Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
3. Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – значит не забывать Время.
Слайд 11Образец сжатого изложения
Война была для детей жестокой школой. Они сидели
в мёрзлых окопах, и перед ними были бронебойные снаряды и
пулемётные ленты. Они ещё не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, по-детски радоваться журавлиному клину, как никогда не радовались, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто вернулся с войны, сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Память о войне должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это не забывать Людей, не забывать Людей - это не забывать Время.
Слайд 12Интернет-источники
http://900igr.net/up/datas/133398/013.jpg
http://shcoolparallel.umi.ru/
http://kirovskayasoch.ucoz.ru/_si/0/10787601.jpg