Слайд 1Тактика «Защиты»
Работу выполнили:
Майорова Марина,
Азметдинова Ульяна,
Жукова Олеся,
Тяктева Елизавета,
Тохтуева Елизавета,
Романова Евгения.
Слайд 2Кредо тактики «защиты»
ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств!
Слайд 3Педагог:
а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств,
блокирующих его активность и развитие;
б) через позицию «буфера» смягчает негативные
обстоятельства;
в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.
Слайд 4Обстоятельства:
-Запреты и угрозы со стороны тех, кто объективно более силен;
-Требования
со стороны сильных, направленные на саморазрушение, слом воли ребёнка, тотальный
запрет быть самим собой;
-Угроза жизни и здоровью ребёнка;
-Препятствия непреодолимые для ребёнка и находящиеся за пределами зоны его ближайшего развития.
Слайд 5Когда необходима защита?
Ситуация содержит в себе реальную угрозу;
Ребёнок блокирован «мнимой
угрозой», но её мнимость не осознаёт.
Слайд 6Что такое «страх»?
Страх - это вреднейшее состояние для развития ребёнка!
«Это
наука, - говорят на все эти предупреждения скептики, - меня
(нас) и пугали, и наказывали, а ничего - выросли хорошими людьми!».
Слайд 7Следствие «воспитательных» воздействий с помощью страха
Повышается тревожность детей, неуверенность
в своих силах.
Они боятся негативной оценки, боятся себя, поскольку, сравнивая
себя с другими, считают себя «хуже всех» и обижаются на всех за это.
Слайд 8 Страх - антиобразовательное явление!
Слайд 9
Любить в Гадком Утёнке Лебедя - это педагогический риск.
Слайд 10Позиция «педагогической адвокатуры»
«Адвокат» согласен с ребёнком, который в ситуации
явной неуспешности заявляет:
«Я невиновен. Я хочу быть в жизни
успешным, и в этом я такой же Человек, как все!»
Слайд 11Защита:
Прав ребёнка быть успешным.
Прав ребёнка быть не таким как все,
не уметь делать то, что умеют делать все.
Прав ребёнка на
поиск, пробу и ошибку.
Прав ребёнка отстаивать своё достоинство, протестовать против несправедливого обращения и критики.
Слайд 12Защита:
Прав ребёнка отказаться от того, что ему не приемлемо.
Прав ребёнка
иметь собственные какие угодно чувства, независимо от того, понимают ли
их окружающие.
Прав ребёнка менять свои решения или добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.
Прав ребёнка на защиту своих прав.
Слайд 13Ответственность на ребенке
Важно:
помогать ребёнку осознавать, что зачастую неумение ребёнка
защищать и утверждать свои права не ущемляя достоинство и право
другого порождает у того намеренное противоборство и желание выйти в конфронтацию;
показывать ребёнку, что у него всегда есть возможность и выбор выйти из взаимодействия с тем, кто попирает его права без потери собственного достоинства и без утраты веры в себя.
Слайд 14«Педагогическая адвокатура» преимущественно действует:
Направлена на изменение негативных обстоятельств в случаях,
когда от действий самого ребёнка эти обстоятельства не могут измениться
к лучшему;
Когда активность ребёнка в принципе блокируется негативным отношением к нему.
Слайд 15Ограничения «педагогической адвокатуры»
Внимание на следующее:
«Адвокат», защищая права ребёнка, активен сам.
Ребёнок,
являясь «жертвой обстоятельств», не всегда пассивен.
«Адвокат» не может поручиться за
ребёнка без уверенности в том, что ребёнок даст согласие вести себя так, как обещал за него «адвокат».
«Адвокат» не может поручиться за то, что удержит другую сторону, которая в ответ на провокации ребёнка может усилить репрессивные меры.
Слайд 16Кто может занять тактику «Защиты»?
Любой человек, кто заинтересован в том,
чтобы в школе реализовывались права ребёнка на достойное образование.
Слайд 17К чему приводит «педагогическая адвокатура»?
К возникновению конфликтов функциональных, которые имеют
тенденцию перерастать в межличностные.
Слайд 18Почему так происходит?
«Адвокат» ребёнка открыто выступает против реально существующих формальных
отношений;
Он срывает маску «благородных целей», которыми прикрыты очевидные и конкретные
факты того, как происходит потеря конкретного ребёнка для образования.
Слайд 19Ошибка - это следствие нерадивости, лености ребёнка?
«Что же мне теперь,
ставить сплошные пятёрки за диктант с ошибками?» или «Что же
мне, сидеть сложа руки и бездействовать, видя, как ребёнок тратит время на ерунду?»
«Ну-ка, иди к доске и докажи, что ты все знаешь, а то твой «защитник» утверждает, что ты заслуживаешь лучшей оценки»; «Лучше всем докажи, что ты порядочный человек, чем жаловаться на меня классному воспитателю»;
Слайд 20Как увеличить шансы на успех?
Оппонируя системе, продолжать определять себя в
качестве её добросовестного функционера.
Уметь, занимая разные позиции по отношению к
функциональным конфликтам, не втягиваться в конфликты межличностные.
Занимать позиции, позволяющие реально влиять на развитие системы.
Имееть достаточные знания и умения, чтобы занять управляющую позицию, для способствования реализации прав ребёнка.
Выходить за пределы конкретной школы и использовать ресурсы, лежащие вне её.
Слайд 21Позиция «буфера»
Больше рассчитана на компромиссные решения, чем позиция «педагогической адвокатуры».
А
что происходит!?
Слайд 22Когда работает позиция «Буфера»?
Если активность ребёнка жёстко блокируется извне;
Когда
по отношению к нему наклеивают «ярлык»;
Когда его попытки к
действию кем-то заранее оцениваются как неуспешные;
Если он сам вольно или невольно провоцирует такие ситуации.
Слайд 23Риски позиции «Буфера»
Возможно, каждая из сторон попытается открыто привлечь педагога
на свою;
Если у «буфера», нет достаточного авторитета у обеих конфликтующих
сторон;
Как только «буфер» перестанет существовать в качестве сдерживающего барьера, конфликт может разгореться с новой силой.
Слайд 24«ЗАЩИЩАЯ - НЕ НАПАДАТЬ»
Если понимать, какие чувства испытывает человек по
поводу того, что вы говорите, можно адекватно откликнуться на эти
чувства.
Слайд 25Причины трагедии непонимания
Если вы собираетесь защищать ребёнка от оскорбления и
унижения его достоинства, то следите за тем, чтобы самому ненароком
не оскорбить достоинство оппонента.
Слайд 26Краткие выводы:
Применение тактики «защиты» обеспечивает такое пространство для взаимодействия с
ребёнком, где отсутствует угроза его достоинству, где сглажены внешние обстоятельства,
блокирующие свободное проявление его активности;
В ней педагог может занимать позицию «педагогической адвокатуры» или позицию «буфера»;
Защита необходима тогда, когда в результате чьих-то действий ребёнок становится «жертвой обстоятельств» и тогда, когда ребёнок блокирован «мнимой угрозой», но её мнимость не осознаёт;
«Защита» используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам ребёнок становится «белой вороной», «гадким утёнком», «не таким, как все», вызывающим раздражение окружающих.