Слайд 1МИФОЛОГИЯ
ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ
СРЕДНЕЙ АЗИИ
Слайд 3Бобо-Дехкон (Баба-дайхан)
Покровитель земледелия.
Образ доисламского происхождения.
Первоначально – местное божество.
Обычно представлялся
в виде крепкого старика.
Имеет черты культурного героя, изобрел первый плуг.
Одну
из деталей плуга Баба-дайхан хитростью узнал у шайтана.
Юго-западные туркмены посвящали Баба-дайхану специальный участок земли.
С конца XIX в. отождествлялся с Адамом.
Слайд 4Буркут-баба (Буркут-дивана)
Хозяин дождя.
Персонаж доисламского происхождения.
Буркут-дивана погоняет облака плетью.
От
этого случается молния и гром.
Чтобы сказать Буркут-дивана, что нужен дождь,
на горке привязывали козу, которая кричала от голода.
Буркут-дивана обладает вещим знанием будущего.
Он может вступить в спор с самим Аллахом.
Слайд 5В одном из мифов аллах пообещал выполнить любое желание того,
кто простоит 40 суток на одной ноге.
Это сделал Буркут-дивана.
Он попросил
аллаха уничтожить ад. Аллах не соглашался и они долго спорили.
У Буркут-дивана есть власть над смертью.
Он дарит потомство бездетной семье.
Однажды он попросил аллаха оживить умершего единственного сына одной старой женщины, но аллах отказался.
Буркут-дивана поднялся за ангелом смерти Израилом и разбил бутылку с душами умерших (7 или тысяча).
Слайд 6Сохранились представления о существе женского пола, которое производит гром и
молнию.
У туркмен - Гарры-мама.
У узбеков – Момо-Кульдурок, Момо-Гулдурак.
Слайд 7Образ Коркута близок образу Буркут-баба.
Наделяется бессмертием.
Наиболее древние представления содержатся
в преданиях огузов и эпосе 15 в. «Книга моего деда
Коркута».
Он прожил 300 лет.
Он советник и помощник ханов и богатырей, вещий старец.
Наиболее распространен у казахов.
Образ повлиял на образы покровителей пения и музыки – Баба-Гамбара (Камбар) и Ашыкайдына.
Слайд 8Ислам не вытеснил образы, связанные с иранской мифологией:
Аждарха
Дэв
Пари
Симург
Чильтан
Сешанби
Албасты.
Слайд 9Аждарха – злой демон.
Представлялся в образе многоголового дракона.
Восходит к иранскому
образу Ажи-Дахака (дракон).
В Аждарха превращается змей, проживший много лет
(100).
Он угрожает городу или стране.
Чтобы спасти город, ему отдают на съедение девушку (царскую дочь).
Герой спасает ее и женится на ней.
Слайд 10Часто аждарха поедает птенцов птицы симург или каракус.
В мифологии туркмен:
аждарха доживает до глубокой старости и превращается в демона ювха;
живёт
под землей, в пещере и сторожит сокровища.
Эти сюжет изображены на портале мечети в селении Анау около Ашхабада (люди спасли жену аждарха, и он одарил их сокровищами, на которые и была построена мечеть).
Слайд 11Дэвы
Образы иранской мифологии – великаны, покрытые шерстью, с длинными
и острыми когтями на руках и ногах, с ужасными лицами.
В
мифологии тюркских народов – злые духи, которые живут в пещерах, владеют сокровищами, похищают и едят людей.
Землетрясения объясняются тем, что дэвы бушуют или работают в своих мастерских.
Слайд 122
Пари (пери, пэри)
Образ иранской мифологии – злые женские духи.
В мифологии
тюркских народов Малой и Средней Азии – духи.
Представлялись в виде
мужчин и женщин, но имели некоторые черты животных – девушки с птичьими ногами.
Часто хорошо относятся к людям, похищают девушек, чтобы жениться на них.
Иногда считались женами Гёр-оглы (Ага-Юнус).
Помощники шаманов, их «войско».
Туркменско-узбекские название шамана порхан означает «отчитывающий пери».
Слайд 13Симург
Образ иранской мифологии – вещая птица, подобная орлу.
Симург имеет две
стороны – хорошую и плохую. Иногда это два Симурга.
Универсальный мотив
мирового фольклора – Симург нашел в пустыне младенца и вскормил его в своем гнезде.
Симург способен исцелять.
Перья Симурга использовались в гадании и магии.
Слайд 14Чильтан (кырк чильтан, кырк бир чильтан, кырык шилтен – букв.
– сорок людей) - категория духов, сорок могущественных святых, которые
управляют миром.
Мифология народов Средней Азии, образ таджикско-персидского происхождения.
Могут быть невидимыми. Могут жить среди людей и принимать облик человека, как правило, бедного и презираемого.
Обычный эпитет - гайиб эрен – невидимые святые.
У туркмен – также покровители юношей.
У таджиков - шаманские духи-помощники, близкие кырк кыз.
Слайд 15Кырк кыз – сорок девушек.
В мифологии тюркских народов Средней Азии
– праведницы, которых по их просьбе аллах превратил в камень,
чтобы спасти от преследователей (неверных).
В мифологии киргизов – родоначальники киргизов.
Слайд 16Албасты (ал, албассы)
Образ тюркской мифологии.
Злой дух, связанный с водной стихией.
Обычно
представляется уродливой женщиной с длинными светлыми волосами и длинными грудями,
которые она закидывает за спину.
Способна к превращениям, вредит роженицам (крадёт у них сердце, лёгкие, печень).
Атрибут- магическая книга и монета.
Это говорит о том, что она могла быть в древности доброй богиней, помогающей людям.
Слайд 17Существенно изменилось и распространенное среди народов Малой и Средней Азии
шаманство.
Термин кам был вытеснен терминами:
бакши (баксы)
порхан (парихон)
фолбин (палмин).
Наряду с образами
духов помощников шамана (пари, чилтанов, зловредных демонов албасты и дэва) шаманы призывали и мусульманских пророков.