Слайд 1Тайны газетного заголовка
Выполнила: Митрякова Светлана, ученица 9 «А» класса
Руководитель: Голактионова
Лариса Викторовна
Слайд 2Актуальность проекта
Значимость заголовков в статье любого печатного издания неразрывно связана
со спросом на предложенную печатным изданием информацию. Сейчас у людей
все меньше времени искать нужный материал, что уж говорить о прочтении всей газеты ради его поиска. Значит, роль заголовка в печатных СМИ многократно возрастает, ведь только от него и зависит, будет ли прочитана и изучена статья.
Слайд 3Цель проекта:
Выявить языковые особенности заголовков в районной газете «Правда Севера».
Задачи
проекта:
Изучить теоретические материалы;
выбрать заголовки и систематизировать их;
рассмотреть их языковые особенности
и структуры;
провести анкетирование.
Слайд 4Гипотеза проекта
В заголовках «Правды Севера» используется богатый спектр изобразительных средств
русского языка, который привлекает внимание читателя.
Слайд 5Объект исследования
Заголовки, встречающиеся в статьях газеты «Правды Севера».
Слайд 6Методы и приемы исследования
Систематизация заголовков газеты «Правда Севера»;
Сравнение заголовков;
Классификация
заголовков;
Анкетирование.
Слайд 7Этапы работы над проектом
Подготовительный
Поисковый
Аналитический
Практический
Презентационный
Слайд 8История газеты «Правда Севера»
Газета Кыштовского района «Правда Севера» была основана
1 мая 1935 года под названием «Колхозный путь». 19 февраля
1963 года газета была переименована в «Правду Севера».
Первым редактором газеты «Колхозный путь» был Н. Плаксюк, впоследствии погибший на фронте.
В настоящее время редактором газеты является Р.В. Алиев.
Слайд 9Что такое заголовок?
Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент издания.
Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему
быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналистов газеты использовать заголовки, часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону. Он играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим «уловом» – всей публикацией.
Слайд 10Исследования заголовков
Проблема односоставных (одночленных) предложений - в трудах А.С. Попова.
Вопрос об отношении словосочетания к предложению - В.В. Виноградов.
Проблема синтаксического
статуса самого заголовка - А.М. Пешковский.
Заголовок изучался как элемент текста - И.Р. Гальпериным как дистанцированный элемент текста - В.А. Кухаренко, и в связи с проблемой взаимодействия с текстом - Э.А. Лазаревой.
Слайд 11Функции заголовков:
1. графически-выделительная
2. номинативная;
3. информативная;
4. рекламная.
Слайд 12Односоставные предложения в заголовках
Определенно-личные: «Славимся пельменями» (№19 10 мая 2017)
Неопределенно-личные:
«Ждут ремонта...» (№24 15 июня 2013)
Обобщенно-личные: «Век живи – век
учись» (№26 30 июня 2012)
Безличные: «Вручены паспорта» (№25 21 июня 2017)
Назывные: «Кыштовские учителя» (13 июля 2018)
Слайд 13Осложненные предложения
Однородные члены предложения: «Валенки, варежки, мёд, мясо и клюква»(№43
24 октября 2018)
Обособленные члены предложения: «Жизнь, отданная небу» (№6 9
февраля 2013)
Слова-обращения: «Кыштовчане, на ярмарку!» (№3 19 января 2013)
Слайд 14Заголовки-отрывки из художественных произведений
«Ох, досточка кончается, сейчас я упаду»(№20 14
мая 2014) – отрывок из стихотворения А.Барто
«Под лежачий камень вода
не потечет» (№22 28 мая 2014) – пословица
«Такси, такси, вези, вези» (№23 4 июня 2014) – отрывок из песни
«Есть улицы центральные» (№5 2 февраля 2013) – отрывок из песни
«Рожденный летать» (№5 2 февраля 2013) – отрывок из «Песни о соколе» М.Горького
«Татьяна, милая Татьяна» (№3 19 января 2013) – отрывок из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина
«Вместе весело шагать» (№33 19 августа 2016) – отрывок из песни
Слайд 15Ирина Васильевна Вишняк, корреспондент районной газеты «Правда Севера»:
«Средства художественной изобразительности
в газетном заголовке, безусловно, влияют на то, будет ли прочитана
статья или нет, поэтому очень важно подобрать заголовок, который раскроет тему статьи и заинтересует читателя».
Слайд 16Средства художественной изобразительности в заголовках
Эпитет: «Райский уголок» (№31 4 августа
2012); «Музыкальная палитра» (№23 4 июня 2014).
Метафора: «Чтение без границ»
(№30 28 июля 2016), «Феи книжной вселенной» (№27 2 июля 2014).
Олицетворение: «Слова, которые убивают» (№30 28 июля 2016); «И слово лечит» (№17 27 апреля 2017)
Сравнение: «Как бриллиант на листьях» (№14 7 апреля 2012)
Оксюморон: «Старый новый мост»(№24 15 июня 2013); «Вошло больше, чем выйдет» (№36 3 сентября 2014)
Литота: «Маленькая сказочка для маленькой девочки» (№31 30 июля 2014)
Слайд 19Вывод:
Заголовок – это неотъемлемая часть любой статьи, которую по праву
можно считать некой опорой текста. Эффективность и популярность газетного текста
зависит от того названия, который подобрал автор, ведь возможность прочтения того или иного материала определяется тем, понравится ли он читателю. Заголовок – это та же статья, но одновременно краткая и вмещающая в себя суть всего материала.
Заголовок как элемент текста воспринимается, с одной стороны, как самостоятельная языковая единица, с другой стороны, полноценный компонент материала, без которого они оба состояться не могут в полной мере. В заголовках районной газеты «Правда Севера» используется широкий диапазон языковых средств русского языка.