Слайд 1Дисциплина «финансовый менеджмент»
Тема 3. модели, понятия и показатели используемые в
финансовом менеджменте
доцент Гужов В.Ю.
москва 2014
АТиСО
Кафедра финансового менеджмента
и внешнеэкономической
деятельности предприятий
Слайд 2Основные финансовые коэффициенты отчетности
Наиболее важные группы финансовых
коэффициентов в финансовом менеджменте :
Коэффициенты ликвидности.
Коэффициенты деловой активности.
Коэффициенты рентабельности.
Коэффициенты платежеспособности
или структуры капитала.
Коэффициенты рыночной активности.
Слайд 3
Коэффициенты ликвидности:
Показывают способность предприятия оплатить
свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода.
Наиболее важные коэффициенты ликвидности:
коэффициент общей (текущей) ликвидности;
коэффициент срочной ликвидности;
коэффициент абсолютной ликвидности;
чистый оборотный капитал.
Слайд 4Коэффициент общей(текущей) ликвидности(Ктл)
Ктл = оборотные средства / краткосрочные обязательства
Показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут
быть использованы для
погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода.
Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от 1 до 2
Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств
должно быть достаточно для погашения краткосрочных обязательств, (иначе есть угроза потери финансовой устойчивости и банкротства).
Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более, чем в два (три) раза считается также нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.
При анализе коэффициента особое
внимание обращается на его динамику.
Слайд 5 коэффициент срочной ликвидности (КСЛ)
коэффициент срочной ликвидности является частным
показателем коэффициента текущей ликвидности
Ктл = наиболее ликвидная часть оборотных
средств (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и дебиторская задолженность) / краткосрочные обязательства.
Для расчета Ктл может применяться также другая
формула расчета, согласно которой числитель равен разнице между оборотными средствами (без учета расходов будущих периодов) и материально-производственными запасами.
По международным
стандартам уровень коэффициента также должен быть выше 1. В
России его оптимальное значение определено как 0,7 — 0,8.
Слайд 6Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)
Так как в большинстве случаев наиболее
надежной является оценка ликвидности только по показателю денежных средств, то
расчитывается показатель называемый коэффициентом абсолютной ликвидности
Кал = денежные средства / краткосрочные обязательства
В западной практике коэффициент абсолютной лик-
видности рассчитывается редко.
В России его оптимальный уровень считается равным 0,2 — 0,
Слайд 7чистый оборотный капитал(ЧОК)
ЧОК= оборотные активы - краткосрочные обязательства
.
Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, т.к.
превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить
свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем.
Чистый оборотный капитал служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в компанию.
Слайд 8 Коэффициенты деловой активности
Коэффициент оборачиваемости активов = выручка
от реализации продукции / итог актива баланса
КОА характеризует эффективность
использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения,
Показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершаетсяполный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.
Слайд 9коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает:
, сколько
раз в среднем дебиторская задолженность (или
только счета покупателей) превращалась в
денежные средства в течение отчетного периода.
Коэффициент Одз= выручка от реализации продукции / среднегодовая стоимость чистой дебиторской адолженности.
Слайд 10Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности =
себестоимости реализованной продукции / среднегодовая стоимость кредиторской задолженности
Показывает, сколько компании
требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов.
Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности могут быть рассчитаны в днях.
Кдз(Ккз)дней= 360(365)дней / Кдз(Ккз)
Показывают , сколько в среднем дней требуется для оплаты соответственно дебиторской либо кредиторской задолженности.
Слайд 11
. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов (Компз)
отражает скорость
реализации этих запасов.
Компз = себестоимость реализованной продукции /
среднегодовая стоимость материально-производственных запасов.
Компз в днях = 360(365) / Компз
Показывает, сколько дней требуется для продажи (без оплаты) материально-производственных запасов.
Слайд 12длительность операционного цикла
длительность операционного цикла- показывает сколько
дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции
предприятия, т.е. в течение какого периода денежные средства связаны в материально-производственных запасах
Слайд 13Коэффициент оборачиваемости основных средств
( фондоотдача)
Коос( фондоотдача) = объем
реализованной продукции / среднегодовая стоимость основных средств
Повышение фондоотдачи достигается:
- за
счет увеличения объема реализованной продукции;
-за счет относительно невысокого удельного веса основных средств; -за счет более высокого технического уровня основных средств.
величина фондоотдачи зависит от особенностей отрасли и ее капиталоемкости. Однако общие законо-
мерности здесь таковы, что чем выше фондоотдача, тем
ниже издержки отчетного периода.
Слайд 14Коэффициент оборачиваемости собственного
капитала
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
Коск = объем
реализованной продукции /среднегодовая стоимость собственного капитала
Коск характеризует различные аспекты деятельности компании: -с коммерческой точки зрения отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; -с финансовой — скорость оборота вложенного капитала; -с экономической — активность денежных средств, которыми рискует вкладчик
Слайд 15
Коэффициенты рентабельности
Наиболее часто используемыми показателями в
финансовом менеджменте являются:
-коэффициенты рентабельности всех активов предприятия; -коэффициенты рентабельности реализации (продаж); -коэффициенты рентабельности собственного капитала.
Слайд 16Коэффициент рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов)
Кра = чистой прибыли
/ среднегодовую стоимость активов предприятия.
Кра показывает, сколько денежных
единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств.
Кра является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия.
Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым коэффициентом.
Слайд 17Коэффициент рентабельности реализации (рентабельность продаж)
Коэффициент рентабельности реализации (рентабельность
продаж)
Крп = прибыль / объем реализованной продукции.
рассчитывается два основных
показателя Крп:
-рентабельности реализации по валовой прибыли от еализации (1) -рентабельности реализации по чистой прибыли (2).
Первый показатель отражает способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т. д.
Слайд 18Коэффициент рентабельности собственного капитала
Крск= прибыль / собственный капитал
позволяет определить
эффективность использования собственного капитала, (инвестированного собственниками), и сравнить этот
показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании.
Слайд 19 приемы анализа коэффициентов оборачиваемости и рентабельности
Для оценки уровня коэффициентов
оборачиваемости и рента-
бельности полезно сопоставление этих показателей между собой.
Например,
сравнение рентабельности всех активов с рентабельностью собственного капитала, рассчитанных по чистой прибыли.
Разница между этими показателями обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования.
Положительный эффект достигается в случае, если компания посредством привлечения заемных средств получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов на этот заемный капитал.
Слайд 20формула Дюпона
Другой важный прием анализа- оценка взаимозависимости рентабельности активов, рентабельности
реализации и оборачиваемости активов.
Умножая числитель и знаменатель фор-
мулы расчета
коэффициента рентабельности активов на объем реализации, получяем следующее:
Слайд 21формула Дюпона
где ЧП — чистая прибыль (после уплаты налога);
А
— стоимость всех активов компании;
РП — объем реализованной продукции.
Слайд 22формула Дюпона
Полученное уравнение называется формулой Дюпона, т.к. именно компания Дюпона
первой стала использовать ее в системе финансового менеджмента .
Формула Дюпона
отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации, но и от оборачиваемости активов,
Формула Дюпона также показывает: -значение коэффициента оборачиваемости активов для обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов; -значение коэффициента рентабельности реализованной продукции;
-возможность альтернативного выбора между рентабельностью реализованной продукции и скоростью оборота активов компании в процессе поиска пути сохранения или увеличения соответствующего уровня рентабельности активов.
Слайд 23
Увеличение рентабельности реализации можно достичь:
-
уменьшением расходов, -повышением цен на реализуемую продукцию; -превышением темпов роста объема реализованной продукции над темпами роста расходов.
Снижение расходов можно достичь за счет:
-использования более дешевых сырья и материалов; -автоматизации производства в целях увеличения производительности труда (что, правда, может привести к увеличению активов и, следовательно, при прочих равных условиях снизить скорость их оборота); -сокращения условно-постоянных расходов, таких, как расходы на рекламу, расходы на научно-исследовательские разработки, расходы на совершенствование системы управления.
скорости оборота активов достигается:
-посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне, -при уменьшении активов:
снижением материально-производственных запасов (при условии четкого контроля за уровнем этих запасов);
ускорением темпов оплаты дебиторской задолженности;
выявлением и ликвидацией неиспользуемых основных средств;
использованием денежных средств, полученных в результате
вышеперечисленных действий для погашения долга, выкупа
своих акций, или для вложения в другие более доходные ви-
ды деятельности.
Слайд 25Показатели структуры капитала
(коэффициенты платежеспособности)
Показатели структуры капитала характеризуют:
-степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию; -отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность.
Слайд 26коэффициенты платежеспособности
коэффициент собственности,
коэффициент финансовой зависимости
коэффициент защищенности кредиторов.
Слайд 27
Коэффициент собственности характеризует долю собственного капитала в структуре
капитала компании,
Ксобств = собственный капитал / (собственный капитал + заемный
капитал)
Слайд 28
Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость фирмы от внешних
займов.
Кфз = собственный капитал / заемный капитал
Влияние Кфз на
финансовую устойчивость зависит от многих факторов, в частности, таких, как:
-средний уровень этого коэффициента в других отраслях;
-доступ компании к дополнительным долговым источникам
финансирования;
-стабильность хозяйственной деятельности компании.
Считается, что коэффициент финансовой зависимости в условиях рыночной экономики не должен превышать единицу
Слайд 29
Коэффициент защищенности кредиторов (или покрытия процента) характеризует
степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит. По
этому показателю судят, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам. Этот показатель отражает также допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов.
Слайд 30Коэффициент защищенности кредиторов
Коэффициент защищенности кредиторов= (Чистая прибыль + + Расходы
по выплате процентов + + Налоги на прибыль / Расходы
по выплате процентов
Слайд 31 Коэффициенты рыночной активности предприятия
Коэффициенты рыночной активности включают в себя
раз-
личные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании. Основными показателями
в этой группе являются:
прибыль на одну акцию;
соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну ак-
цию;
балансовая стоимость одной акции;
соотношение рыночной стоимости одной акции и ее балан-
совой стоимости;
доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов.
Слайд 32Коэффициент рыночной оценки акции
Коэффициент рыночной оценки акции (Market-to-Book Ratio, Pnce-to-Book
Ratio,
P/B Ratio) — это показатель, отражающий рыночную привлекательность
акции и исчисляемый
как отношение рыночной цены акции к ее книжной (учетной) стоимости:
где Pn — текущая рыночная цена акции (обыкновенной),
E1 — величина обыкновенного акционерного капитал по балансу (в исторических ценах)
(для российского баланса это итог раздела ≪Капитал и резервы≫, за вычетом
привилегированных акций);
Q1- — число обыкновенных акций в обращении.
Слайд 33Прибыль на одну акцию
Прибыль на одну акцию(Кп1а)- доля чистой прибыли
приходящаяся на одну обыкновенную акцию в обращении.
Коэффициент Кп1а= (Сумма чистой
прибыли) / (Общее число обыкновенных акций в обращении)
Количество обыкновенных акций в обращении= (Общее число выпущенных обыкновенных акций) – (Количество собственных обыкновенных акциями в портфеле предприятия).
Слайд 34
При наличии в структуре капитала компании привилегированных акций,
из чистой
прибыли предварительно должна быть вычтена сумма дивидендов, выплаченных по привилегированным
акциям.
Итоговая формула выглядит так:
Кп1а= ((чистая прибыль)- (дивиденды по привилегированным акциям)) / (общее число обыкновенных акций в обращении)
Слайд 35Соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию
Соотношение рыночной
цены акции и прибыли на одну акцию (Ц/П) показывает, сколько
денежных единиц согласны заплатить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании, и рассчитывается по следующей формуле:
Ц/П= рыночная цена акции / прибыль на одну акцию
Далее приведено представление Ц/П в зарубежных источниках:
Слайд 36Коэффициент котируемости акции
Коэффициент котируемости акции (Price/Earnings Ratio, Р/Е) представляет собой
один из наиболее известных рыночных индикаторов и рассчитывается по формуле
где
Pn, — текущая рыночная цена акции (обыкновенной);
EPS — прибыль на акцию.
Коэффициент Р/Е служит индикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент за один рубль прибыли на акцию. Относительно высокий рост этого показателя указывает
на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими.
Слайд 37Балансовая стоимость одной акции
Балансовая стоимость одной акции(БС1а) показывает стоимость чистых
активов предприятия (собственного капитала), которая приходится на одну обыкновенную акцию
в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности.
БС1а= ((Стоимость акционерного капитала)- ( стоимость привилегированных акций)) / (общее число обыкновенных акций в обращении)
Слайд 38Соотношение рыночной и балансовой стоимости одной акции
показывает рыночную стоимость одной
акции в сравнении с ее балансовой стоимостью
Слайд 39Доля выплачиваемых дивидендов (коэффициент выплаты дивидендов) указывает, какая часть чистой
прибыли была израсходована на выплату дивидендов. Этот коэффициент рассчитывается
как в
процентах, так и в относительном выражении (в единицах и долях единицы):
Слайд 40Доходность акции
может быть рассчитана также с учетом курсовой разницы, которую
владелец акции может получить при продаже акции. В этом случае
доходность акции определяется как частное от деления суммы дивиденда (Д), полученного в течение периода владения акцией, и разницы (прибыли или убытка) между ценой покупки акции (P) и ценой ее продажи (P*) на цену покупки акции
Слайд 41
Доля выплачиваемых дивидендов (коэффициент выплаты дивидендов) указывает, какая часть
чистой прибыли была израсходована на выплату дивидендов. Этот коэффициент рассчитываетсяак
в процентах, так и в относительном выражении (в единицах и долях единицы):