Слайд 1Театр в России 19 века
Презентацию подготовил
Борисов В.А.
Учитель: Кошкин А.В.
Презентация по МХК
Слайд 2
В начале XIX века, в 1803 году при Александре I
в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную
труппы, музыкальная в свою очередь разделилась на оперную и балетную. Идея такого разделения принадлежала Катерино Кавосу, который сам же возглавил оперу в Санкт-Петербурге. В Москве, хотя такое разделение официально произошло, музыкальная и драматическая части еще долго были объединены единой сценой — до самого открытия в 1824 году новой драматической сцены, со временем получившей название Малого театра.
Слайд 3Однако, несмотря на разделение трупп, обе сцены ещё долго были
фактически неразрывны из-за общего руководства, администрации, общей костюмерной и иных
необходимых театральных атрибутов.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
Малый и Большой московские театры получили свои названия не сразу, поначалу их так называли исключительно по сравнительным характеристикам, лишь со временем они обрели официальный статус.
МАЛЫЙ ТЕАТР
Слайд 4Постепенно количество театров, входящих в управление императорской театральной конторой, увеличивалось.
Это были петербургские и московские государственные театры, труппы которых размещались
в Большом и Малом театре (Москва), в Мариинском, Александринском, Эрмитажном театре, Большом Каменном в (Петербурге). Актеры и все остальные работники императорских театров принадлежали не к одной труппе, а ко всем театрам и распоряжались ими чиновники конторы по своему усмотрению, потому легко назначались и переназначались на разные сцены.
Слайд 5Нередко бывало, что актер Александринского театра срочно командировался в московский
Малый театр, а музыканты-питерцы переезжали в Большой театр Москвы. И
соответственно — наоборот. Чиновники императорской конторы не обеспокоивались ни семьями, ни иными вопросами подчиненных им артистов. Чиновники ведали и репертуарной частью, от них зависело принимать или нет к постановке пьесу или музыкальный спектакль. Это не давало ходу свободе творчества, и потому все большее место в истории русского театра занимали частные труппы.
Слайд 6Спектакль «Прекрасная Елена» в Александринском театре (1870-е).
Слайд 7Вся последующая история русского театра была историей господства западноевропейского, преимущественно
французского, драматического искусства. Такое положение вещей продолжалось почти сто лет.
Французская школа игры, акклиматизировавшись вполне на русской сцене и соответствуя внутреннему характеру репертуара, породила немалое количество сценических художников. Свойственная ей красота внешних приемов, отделка мельчайших подробностей игры, продуманность стиля и достоинства декламационной стороны исполнения вместе с глубоким уважением к искусству поставили лучших русских актёров наряду с крупными артистическими силами Запада.
Слайд 8Были эпохи в истории русского театра, беспримерные по числу замечательных
дарований, находившихся одновременно на сцене. Таково было время Щепкина, Шумского,
Мочалова, Садовского, Самарина, П. Степанова, С. Васильева и Е. Н. Васильевой, Никифорова, Медведевой, Мартынова, Сосницкого, сестер Веры и Надежды Самойловых и их брата Василия Самойлова, а также до того их родителей Василия Михайловича и Софьи Васильевны Самойловых и др. артистов, работавших на московской и петербургской сценах.
XIX век стал для России открытием своих талантов. Русский театр, оказавшийся прекрасным учеником и принявший в себя основы западно-европейской культуры, стал искать собственные пути развития, ни в коем случае при этом не отстраняясь от своих учителей — деятелей западно-европейской культуры. Истинный хороший ученик всегда будет благодарен учителям. Происходило зарождение русской интеллигенции.
Слайд 13Сосницкий
Сосницкий, Иван Иванович (18 февраля 1794, Санкт-Петербург, — 24 декабря
1871, там же) — русский актёр. Жена — актриса, ставшая
постоянной партнершей по сцене Елена Яковлевна Сосницкая.
Слайд 14Самойлова Вера Васильевна
Вера Васильевна Самойлова (по мужу Мичурина) (10 ноября
1824— 8 ноября 1880) — российская актриса из актёрской династии
Самойловых. Известна также как Самойлова 2-я. Дочь В. М. и С. В. Самойловых, сестра Василия Васильевича, Надежды Васильевны, Марии Васильевны Самойловых. Её племянники — известные артисты петербургского Александринского театра Николай Васильевич Самойлов 2-й и Павел Васильевич Самойлов.
Слайд 15Самойлов Василий Васильевич
Самойлов не был вполне трагическим актером; он тщательно
разрабатывал шекспировские роли, вносил в них немало интересного творчества и
имел успех, но не вполне удовлетворял более взыскательных ценителей. Видя безусловное преклонение публики, Самойлов любил порисоваться тем, что достигает успеха талантом, а не трудом; это привело к предположению, будто он был небрежен к изучению ролей и репетициям.
Слайд 16Большая роль в становлении реалистического русского театра отведена творчеству Александра
Николаевича Островского. Новаторские театральные идеи Островского находили свое воплощение в
первую очередь в императорских Малом (Москва) и Александринском (Петербург) театрах, а с императорских сцен переходили в частные антрепризы, работавшие в провинции.
Островский
Слайд 17С появлением Островского своеобразные его создания нашли себе превосходных исполнителей
и истолкователей в среде блестящей актёрской плеяды, способной понять, усвоить
и воспроизвести самые разнородные типы. Садовский и Шумский, прекрасные исполнители мольеровских типов, дали незабвенные образцы из галереи Островского. Высокие создания Шекспира, комизм театра Мольера и «русская душа» героев Островского — все было под силу этим крупным дарованиям, изощренным школой.
Слайд 18Однако все театральные новаторства после Островского в русском императорском театре
закончились. Чиновная контора, в подчинении которой находились императорские театры, боялась
любых катаклизмов, могущих помешать и покачнуть «чиновные кресла». Все новаторства в драматических императорских театрах были строжайше запрещены — роли переходили от одних актеров к следующим поколениям безо всяких изменений. А новые спектакли ставились в установленных разрешенных рамках.
Слайд 19Вскоре после Февральской революции Дирекция императорских театров была преобразована в
Дирекцию государственных театров (директор Фёдор Батюшков), которая существовала до ноября
1917 года.
Фёдор Батюшков