Слайд 1
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Слайд 2Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности,
ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и
в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
В человеке все должно быть прекрасно: и речь, и движение, и поведение. В каком же виде деятельности можно развивать сразу все эти качества?
Слайд 3Театрализованная деятельность –кладовая для решения многих педагогических задач.
Главное преимущество театрализованной
деятельности –возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной
сфер.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности.
Слайд 4Развитие эмпатии (мимика, жесты, пантомима, интонация
Развитие психических функций (внимание, память,
речь, восприятие, творческое воображение)
Театрализованная деятельность – средство гармоничного развития дошкольников
Слайд 5Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она
близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и
находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Слайд 6Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности
в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У
ребенка развивается умение комбинировать образы; развивается интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации.
Слайд 7Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями
способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и
повышению самооценки.
Слайд 8Для организации детской театрализованной деятельности нужны пособия, атрибуты, куклы различных
систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское
творчество(песенное, танцевальное, игровое), побуждающее к импровизации
Слайд 9В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая
среда должна обеспечивать право и свободу каждого ребенка на любимое
занятие или театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды театра.
Слайд 11В старших группах должны более широко представлены разные виды театра,
разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям
Слайд 12В каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона, где
ребенок может побыть один и репетировать какую-либо роль перед зеркалом
или посмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.
Слайд 13Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный
зал, комната сказок),где могут проводиться театрализованные занятия, студийная работа и
разнообразные праздники.
Слайд 14Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в
различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего
детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть
Слайд 15Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние
и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные
другие занятия (музыкальные, физкультурные, по изобразительной деятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Желательно заниматься по подгруппам, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку.
Слайд 16ЭТАПЫ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:
1 этап: Знакомство с
произведением. Выразительное чтение произведения, создание эмоционального настроения
Слайд 172 этап: Беседа, поясняющая и выясняющая понимание не только содержания,
но и отдельных средств выразительности
«Если ребенок не переживает борьбу
добра и зла, если вместо радостных огоньков
восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» В.А. Сухомлинский
Слайд 18Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий,
свободно ориентироваться в тексте, мы используем мнемотаблицы
Мнемотаблица – это схема,
в которую заложена определенная информация.
Слайд 19РАБОТА С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ:
(после первого прочтения)
1.Рассматривание таблицы и разбор того,
что на ней нарисовано
2.Преобразование из абстрактных символов в образы
3.Пересказ сказки
с опорой на символы(образы), т.е. отработка метода запоминания
4.Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.
Слайд 203 этап: Возвращение к тексту, привлекая детей к проговариванию его
отдельных фрагментов
Слайд 214 этап: Упражнения по формированию выразительности исполнения
(вербальной и невербальной)
Выразительность речи
развивается в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у
малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 22Проблема владения словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов,
и в театральных постановках ребенок начинает ощущать его силу и
власть, учится «действовать словом».
Слайд 23Знакомство детей с театрализованными играми начинается с 1 младшей группы
Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции
по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждая их общаться
Слайд 24Работа по театрализованной деятельности проходит во взаимодействии воспитателей и музыкального
руководителя. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.
Во второй младшей
группе мы формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных)
«Птички летают, клюют зернышки», «Зайчики прыгают, танцуют», «Гордый петушок» и другие.
Слайд 25В средней группе обучаем детей элементам художественно-образных выразительных средств(интонации, мимике
и пантомимике); учим детей эмоциональному выражению «грусти» и «Радости»; формируем
у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, соотносить музыку и образ.
Слайд 26В старшей группе совершенствуем художественно-образные исполнительские умения. Помогаем постигать художественные
образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография,
декорации и др.)
Слайд 27В подготовительной к школе группе развиваем творческую самостоятельность в передаче
образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Здесь помогают такие упражнения,
этюды, игры как «Отгадай, кто пришел?», «Что за сказка?», «Изобрази настроение», «Испорченный телефон».На музыкальных занятиях отрабатываются музыкальные номера к спектаклю: песни, танцевальные композиции.
Слайд 28В театрализованной игре в эмоционально комфортных условиях моделируются социальные отношения,
возможные ситуации(в том числе и проблемные(, отражающие общение с людьми
и природным миром, положением ребенка в семье, в кругу сверстников и взрослых. В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни. Таким образом дети усваивают социальный опыт, преодолевая познавательный эгоцентризм, негативные формы поведения и т.д.
Слайд 29Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только
путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В
этом огромную помощь оказывают театрализованные представления
Слайд 30Работа над театрализованным представлением объединяет детей, дает понятие о чувстве
партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений,
помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя, и самое главное-
это празднике, эмоциональный выплеск, восторг от участия в представлении.