Слайд 1Технологические процессы обработки информации
в информационных технологиях
Характеристика основных этапов
технологического процесса
В процессах автоматизированной обработки информации в качестве объекта, подвергающегося
преобразованиям, выступают различного рода данные, которые характеризуют те или иные явления.
Слайд 2Технологический процесс обработки информации
– это совокупность операций, осуществляемых в определенной
последовательности с начального момента возникновения информации до получения результатных данных.
Слайд 3Весь технологический процесс можно подразделить на:
- процессы сбора и ввода
исходных данных в вычислительную систему,
- процессы размещения и хранения данных
в памяти системы,
- процессы обработки данных с целью получения результатов,
- процессы выдачи данных в виде, удобном для восприятия пользователем.
Слайд 4Технологические процессы состоят из следующих основных этапов:
- начальный или
первичный — сбор исходных данных, их регистрация и передача на
ВУ.
Подготовительный — прием, контроль, регистрация входной информации и перенос ее на машинный носитель.
Основной — непосредственно обработка информации.
Заключительный — контроль, выпуск и передача результатной информации, ее размножение и хранение.
Слайд 5Технологические операции сбора, передачи, хранения,
контроля и обработки данных
Операции сбора
и регистрации данных осуществляются с помощью различных средств. Различают следующие
способы сбора и регистрации данных:
механизированный;
автоматизированный;
автоматический.
Слайд 6Механизированный
— сбор и регистрация информации осуществляется непосредственно человеком с использованием
простейших приборов (весы, счетчики, мерная тара, приборы учета времени и
т. д.).
Слайд 7Автоматизированный
— использование машиночитаемых документов, регистрирующих автоматов, универсальных систем сбора и
регистрации, обеспечивающих совмещение операций формирования первичных документов и получения машинных
носителей.
Слайд 8Автоматический
— используется в основном при обработке данных в режиме реального
времени. Информация с датчиков, учитывающих ход производства — выпуск продукции,
затраты сырья, простои оборудования и т. д. — поступает непосредственно в ЭВМ.
Слайд 9Технические средства передачи данных включают:
- аппаратуру передачи данных (АПД), которая
соединяет средства обработки и подготовки данных с телеграфными, телефонными и
широкополосными каналами связи;
- устройства сопряжения ЭВМ с АПД, которые управляют обменом информации — мультиплексоры передачи данных.
Слайд 10Запись и передача информации
по каналам связи в ЭВМ имеет следующие
преимущества:
- упрощает процесс формирования и контроля информации;
-соблюдается принцип однократной регистрации
информации в первичном документе и машинном носителе;
- обеспечивается высокая достоверность информации, поступающей в ЭВМ.
Слайд 11Дистанционная передача данных,
основанная на использовании каналов связи, представляет собой передачу
данных в виде электрических сигналов, которые могут быть непрерывными во
времени и дискретными, т. е. носить прерывный во времени характер. Наиболее широко используются телеграфные и телефонные каналы связи. Электрические сигналы, передаваемые по телеграфному каналу связи, являются дискретными, а по телефонному — непрерывными.
Слайд 12Для ПЭВМ разработана система PC Image/Graphix
предназначенная для сканирования различных документов
и их передачи по коммуникациям. В числе документальных носителей, которые
могут сканироваться камерой системы, являются: текст, штриховые чертежи, фотографии, микрофильмы. Сканирующие устройства на базе ПЭВМ применяются не только для ввода текстовой и графической информации, но и в системах контроля, обработки писем, выполнения различных учетных функций.
Слайд 13В целом применение подобных средств сбора информации
называют технологией автоматической идентификации,
т.е. идентификацией и\или прямым сбором данных в микропроцессорное устройство (компьютер
или программируемый контроллер) без использования клавиатуры.
Слайд 14Автоматическая идентификация
объединяет пять групп технологий, обеспечивающих решение проблемы сбора разнообразных
данных:
1. Технологии штрихового кодирования ( BAR CODE TECHNOLOGIES).
2. Технологии радиочастотной
идентификации (RFID – RADIO FREQUENCY IDENTIFICATION TECHNOLOGIES).
3. Карточные технологии (CARD TECHNOLOGIES).
4. Технологии сбора данных (DATA COMMUNICATIONS TECHNOLOGIES).
5. Новые технологии, такие как распознавание голоса, оптическое и магнитное распознавание текста, биометрические технологии и некоторые другие.
Слайд 15В последнее время
все большее внимание уделяется устройствам тактильного ввода —
сенсорному экрану («сенсорный» — чувствительный). Устройства тактильного ввода широко применяются
как информационно-справочные системы общего пользования и системы автоматизированного обучения.
Слайд 16Технологический процесс обработки информации
с использованием ЭВМ включает в себя следующие
операции:
1.Прием и комплектовка первичных документов — проверка полноты и качества
их заполнения, комплектности и т. д.
2.Подготовка и контроль данных.
3.Ввод данных в ЭВМ.
4.Контроль, результаты которого выдаются на пульт управления, терминал.
Слайд 17ПРОДОЛЖЕНИЕ
5.Запись входной информации в исходные массивы.
6.Сортировка (если в этом есть
необходимость).
7.Обработка данных.
8.Контроль и выдача результатной информации.
Слайд 18Основными требованиями,
предъявляемыми к современным структурам хранения, являются:
- независимость от программ,
использующих хранимые данные,
- обеспечение полноты и минимальной избыточности данных,
- возможность
актуализации данных (т.е. пополнения или изменения значений данных, записанных в базе),
- возможность извлечения данных, а также сортировки и поиска по заданным критериям.
Слайд 19Наиболее часто в роли структур хранения данных выступают базы или
банки данных.
База данных (БД) – специально организованная совокупность взаимосвязанных данных,
отражающих состояние выделенной предметной области в реальной действительности и предназначенной для совместного использования при решении задач многими пользователями.
Слайд 20БД представляет собой комплекс
информационных, технических, программных, лингвистических и организационных средств,
обеспечивающих сбор, хранение, поиск и обработку данных.
Банк данных – универсальная
база данных, обслуживающая любые запросы прикладных программ вместе с соответствующим программным обеспечением.
Слайд 21Этапы разработки технологических процессов
Технология проектирования автоматизированной обработки информации при решении
любой задачи подразделяется на четыре этапа:
-начальный;
-подготовительный;
-основной;
-заключительный.
Слайд 22По своему назначению
технологические операции бывают вспомогательными, основными и контрольными. Вторые
составляют основу и относятся к операциям внутримашинной технологии обработки данных.
Это операции упорядочения, корректировки, накопления и собственно обработки.
Слайд 23Упорядочение
— произвольно расположенные данные размещаются в определенной последовательности значений ключевых
слов.
Слайд 24Корректировка
— процесс внесения изменений в уже сформированные файлы данных, позволяющий
поддержать их в актуальном для обработки состоянии.
Слайд 25Накопление
— процесс периодического добавления данных в существующие файлы с целью
формирования исходных данных за определенный интервал времени.
Слайд 26Обработка
— выполнение всех арифметических и логических операций по преобразованию исходной
информации в результатную
Слайд 27Все этапы разработки технологических процессов
(предпроектная стадия, техническое проектирование, стадия рабочего
проектирования, ввода в действие, функционирование, сопровождение, модернизация) документируются.
Документирование — оформление
описания выбранных вариантов построения информационной технологии с комментариями, обеспечивающими их использование в процессе эксплуатации системы.
Наличие документального обоснования позволяет проверить правильность варианта.
Слайд 28Параметры технологического процесса
Рациональное построение и оптимизация информационных технологий возможны только
на основе использования параметрической модели процесса.
Параметры — измеримые величины, характеризующие
структуру процесса и его развитие. Параметры информационных технологий отражают взаимосвязанное множество характеристик процессов. Параметры элементов системы проектирования информационной технологии взаимозависимы.
Слайд 29При рассмотрении основных характеристик технологических процессов обработки данных,
используются обобщенные показатели
с дальнейшей их детализацией на других уровнях анализа системы обработки
данных.
К таким параметрам относятся:
экономический эффект от автоматизации обработки данных (ОД);
капитальные затраты на средства вычислительной и организационной техники;
стоимость проектирования тех. процессов ОД;
ресурсы на проектирование и эксплуатацию системы;
срок проектирования технологии ОД;
Слайд 30ПРОДОЛЖЕНИЕ
эксплуатационные расходы;
параметры функциональных задач;
параметры вычислительной и организационной техники;
стоимость организации и эксплуатации БД или файлов данных;
параметры структур
хранения и стоимость хранения данных;
время доступа к данным;
время решения функциональных задач пользователей;
эффективность методов контроля.
Слайд 31Можно выделить три группы параметров:
исходные — параметры задач, параметры
ВТ, ресурсы, параметры структур хранения; промежуточные и результатные — экономический
эффект от автоматизированной обработки данных, эксплуатационные расходы, срок и стоимость проектирования и т. д.
Слайд 32На технологию обработки данных
влияют факторы, не зависящие или слабо зависящие
от проектировщика, — нерегулируемые, и факторы, на которые он может
оказать существенное влияние, — регулируемые (управляемые).
Слайд 33К нерегулируемым параметрам
технологии можно отнести: объем входных и выходных данных;
сложность алгоритма и объем вычислений; периодичность и регламентность решения задач;
степень использования результатов одной задачи в других задачах; параметры жестко заданных технических средств и общесистемного программного обеспечения и т. д.
Слайд 34К регулируемым параметрам
технологии можно отнести выбор характеристик технических средств и
программного обеспечения, параметры информационного обеспечения, методы контроля и защиты данных,
размещение технических средств, последовательность операций технологического процесса.
Слайд 35Критерии оптимизации информационных технологий
Все информационные задачи нуждаются в данных о
развитии и потребностях исследуемой области технологических процессов, о состоянии объектов
управления.
Слайд 36Для задач, реализуемых в диалоговом
(интерактивном) режиме характерны следующие факторы:
Многовариантность решений
(каждая задача имеет различные варианты, отличающиеся друг от друга показателями,
расходуемыми ресурсами, достигаемым эффектом).
Наличие критерия оптимальности.
Слайд 37Многовариантность
решений задачи диктуется существованием различных путей для достижения цели, поставленной
в задаче. При этом немаловажную роль играет вмешательство человека в
ход решения задачи.
Слайд 38Интерактивный режим
решения задачи чаще всего применяется в оперативном управлении информационным
объектом. Данные здесь чаще подвержены изменениям, модернизации, и требуются ответы
в различных разрезах и на многочисленные вопросы. Информационная задача, как правило, многокритериальна, поэтому для выбора критерия необходимо участие человека.
Слайд 39Средства проектирования технологических процессов
При проектировании технологии обработки данных в диалоговом
режиме центральным моментом является организация диалога пользователя и ЭВМ, в
ходе которого пользователь информируется о состоянии решения задачи и имеет возможность активно воздействовать на ход вычислительного процесса.
Слайд 40Существует несколько подходов
к организации общения пользователя с базой данных БД.
Наиболее распространенный — создание специального формализованного языка, что является недостатком,
так как требуется специальная подготовка пользователя, изучение языка, частое обращение к инструкциям, которые периодически меняются с изменениями и совершенствованием системы.
Слайд 41«Свободный диалог»
— пользователь формирует запрос в произвольной форме на естественном
языке. Система, оперирующая с БД, извлекает из этого запроса понятные
ей элементы и строит на их основе новый запрос, который предъявляет пользователю. При утвердительном ответе со стороны пользователя, он получает требуемые данные. В противном случае система организует уточняющий диалог. Этот метод эффективен и позволяет снять психологический барьер.
Слайд 42Технология внутримашинной обработки информации
задается последовательностью реализуемых процедур — схем взаимосвязи
программных модулей и информационных массивов. Такая схема представляет собой декомпозицию
общего процесса решения задачи на отдельные процедуры преобразования массивов, именуемыми модулями
Слайд 43При декомпозиции
процесса решения задачи на ЭВМ на отдельные этапы необходимо
так же учитывать наличие готовых программ для реализации соответствующего модуля
и наличие готовых программных вопросников.
Слайд 44Разработка оптимальной технологии
Обработки информации на ЭВМ должна обеспечить выполнение следующих
требований:
сокращение числа массивов на МН, что способствует уменьшению времени счета;
увеличение
количества параллельно обрабатываемых в одном модуле массивов;
сортировки и эффективные методы поиска в оперативной памяти;
сокращение времени ответа пользователя на запросы ЭВМ;
сокращение времени ввода данных пользователем с клавиатуры.
Слайд 45Технология диалогового режима
на практике способствует наилучшему сочетанию возможностей пользователя и
ЭВМ в процессе решения информационных задач.
Слайд 46Диалоговый режим общения с БД
обеспечивает:
возможность перебора различных комбинаций поисковых признаков
в запросе;
улучшение характеристик выходных данных за счет оперативной корректировки запроса
с терминала;
возможность расширения, сужения или изменения направления поиска сразу после получения результатов;
многоплановость точек доступа;
быстрый доступ к редко используемой информации;
оперативный анализ выходной информации.
Слайд 47Для диалогового режима характерны три показателя:
«Дружественность» — простота освоения
и ведения экранного диалога (режим подсказок, прощение ошибок в манипуляциях
и т. д.);
«Гибкость» — показатель гибкости определяет диапазон различных процедур при работе пользователя с терминалом;
«Продуктивность» — данный показатель характеризует время от момента обращения пользователя до выдачи на экран необходимой информации.
Слайд 48В процессе диалога пользователь
реализует следующие основные функции:
- ввода (оперативность исправления
текста, визуальный контроль...);
- просмотра (редактирование текста с включением, исключением,
заменой, сдвигом, перестановкой, разъединением, слиянием данных);
- обработки (смысловая ОД, новое размещение страниц, составление оглавления, организация ввода данных из других программ);
- воспроизведения текста (управляет выводом текста и фиксирует параметры печати).
Слайд 49Проблема защиты информации
является одной из важнейших при проектировании оптимальной технологии
ОИ. Эта проблема охватывает как физическую защиту данных и системных
программ, так и защиту от несанкционированного доступа к данным.
Проблема обеспечения санкционированности использования данных охватывает вопросы защиты данных от нежелательной их модификации или уничтожения, а также и от несанкционированного чтения.
Слайд 50Можно выделить три обобщенных механизма управления доступа к данным:
Идентификация пользователя
(защита при помощи программных паролей). Пароль периодически меняется, чтобы предотвратить
несанкционированное его использование. Этот метод является самым простым и дешевым, но не обеспечивает надежной защиты.
Метод автоматического обратного вызова. Отпадает необходимость в запоминании паролей. Пользователь сообщает ЭВМ свой идентификационный код, который сверяется с кодами, находящимися в памяти ЭВМ и только затем получает доступ к информации. Недостаток: низкая скорость обмена.
Слайд 51ПРОДОЛЖЕНИЕ
Метод кодирования данных — наиболее эффективный метод защиты. Источник информации
кодирует ее при помощи некоторого алгоритма и ключа кодирования. Получаемые
закодированные выходные данные не доступны никому, кроме владельца ключа.
Слайд 52Режим диалога задается в виде схемы и таблиц диалога.
Схема диалога
разрабатывается на весь комплекс решаемых задач, вводится в систему и
предопределяется организация пользователя с ЭВМ.
Схема диалога представляет собой графическую интерпретацию конструкции диалога, задающей требуемую последовательность обменов данными между пользователем и системой.
Слайд 53ПРОДОЛЖЕНИЕ
Основным графическим представлением схемы диалога является диаграмма состояний. Каждая вершина
графа соответствует определенному состоянию диалога, а дуга определяет изменение этого
состояния. В каждом состоянии диалога система ожидает ввода сообщения от пользователя и в зависимости от введенной информации переходит в другое состояние. При выходе осуществляется соответствующая обработка данных из информационной базы и выдается определенная информация на экран или печать.
Слайд 54Различают
линейные (при вводе и просмотре разнотипной информации), древовидные (при выборочной
коррекции и управлению по меню) и сетевые (соответствуют директивному управлению
и непосредственному редактированию данных) схемы диалога.
Слайд 55Одной из применяемых на практике графовых моделей
диалоговой системы является дерево
разговоров, где вершины представляют собой тексты на экране дисплея, а
дуги — возможные пути перехода от одной вершины к другой. Работы, выполняемые ЭВМ, изображаются в форме ветвей дерева разговоров. В корне дерева располагается сообщение пользователя, инициирующее задачу, затем происходит разветвление различной степени в зависимости от числа вариантов ответа пользователя на запрос ЭВМ. Множество вершин графа определяет множество состояний, в которых может пребывать диалоговый процесс. Множество дуг графа соответствует возможным переходам из одного состояния в другое. Смена состояний осуществляется либо по программе, либо в соответствии с директивами пользователя.
Слайд 56Необходимо учитывать следующее:
количество вершин в графе должно отражать все возможные
ситуации, возникающие в процессе диалога (т. е. обеспечена функциональная полнота);
переход
из одного состояния в другое должен выполняться за короткие промежутки времени (доли секунд или несколько секунд).