жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор
записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далеких времен и стран.Таким разнообразием содержания романсового творчества Глинки связано и обилие жанров в нем. Среди его романсов есть «русские песни», элегии, серенады, бытовые танцевальные романсы, баллады, фантазии. Есть среди них ряд романсов, в которых сочетаются черты разных жанров. С этим же связано и разнообразие форм в его романсах.
Романсы Глинки удивительно «вокальны». В них проявилось тонкое знание возможностей голоса и полное владение ими. Из воспоминаний современников мы знаем, что Глинка сам был замечательным вокалистом, хотя любил петь только в кругу близких людей. Он был также прекрасным вокальным педагогом, среди учеников которого такие выдающиеся русские певцы, как Д.М. Леонова, О.А. Петрова, А.Я. Петрова-Воробьева и другие. Михаил Иванович считал, что при исполнении романса важны не только умение технически распоряжаться своим голосом, но и явственное, чеканное произнесение каждого слова, верная декламация. «В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение», — говорил композитор. Поэтому не случайно то, что именно Глинка стал основоположником русской вокальной школы, соединяющей высокое мастерство владения голосом, широкую распевность и драматическую выразительность.