Слайд 1Технологии художественно-публицистических жанров. Фельетон.
Перепев в стихотворной фельетонистике
Слайд 2Сравним два текста
Дмитрий Быков. ДЯДЯ СТЁПА – МИЛЛИАРДЕР.
Александр Иванов. Вернись.
Слайд 3Определение жанра
Перепев — род литературной пародии, в котором предметом осмеяния
является не форма пародируемого произведения, а вкладываемое в неё новое
содержание.
Перепев иногда обозначается также термином парафраз (не следует путать с тропом, который называют ПЕРИФРАЗ – лев и царь зверей).
Произведения этого комического жанра строятся на преобразовании популярных строк и выражений.
Слайд 4Стихотворный перепев
Перепев — жанр по преимуществу стихотворный, но известны и
его прозаические образцы. Например, в России 1920-х гг. авторы политических
фельетонов активно эксплуатировали сюжетную канву произведений Антона Павловича Чехова и Николая Васильевича Гоголя.
Слайд 5Перепев и пародия
Ю.Н.Тынянов. «О пародии», 1929.
Впервые поставил вопрос об отличии
перепева и пародии. Направленность смеха на источник стилистической имитации он
обозначил термином «пародийность», а внелитературную направленность — термином «пародичность», которая есть «применение пародических форм в непародийной функции».
Пародические произведения наука 1920-30-х именовала «политическими пародиями», «парафразами», «пародическими использованиями», но позднее в ней утвердился предложенный Исааком Григорьевичем Ямпольским термин «Перепев».
Источник: http://www.litdic.ru/perepev/ .
Слайд 6История перепева
И.И.Хемницер «Переложения псалма Ломоносова» (первоисточник - «Переложение псалма 14»
М.В.Ломоносова).
Сатира на нравы русского общества.
Хемницер Иван Иванович (1745-1784) –
русский поэт и переводчик. Первый русский баснописец (В.Г.Белинский).
Слайд 7Перепев «зависимого» типа
В «зависимом» перепеве стиховая форма, как правило, не
подвергается изменению. В каждой строке новая лексика лишь дополняет «неполные»
цитаты из чужого текста, а потому и общая сюжетная канва популярного источника в целом не деформируется.
В 1850-60-е гг. русская литература переживает увлечение жанром перепева. К «зависимому» перепеву обращаются не только звезды сатирической журнальной поэзии (Д.Д.Минаев, В.С.Курочкин, П.И.Вейнберг, В.П.Буренин, Б.Алмазов).
Пародические стихи сочиняют Н.А.Некрасов. И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой.
Слайд 8Перепевы Н.А.Некрасова
В 40-е гг. Некрасов пишет пародийные «подражания» Лермонтову.
Перепевы были
изданы: Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб., 1846
Впервые в собрании
сочинений: Стихотворения Н. Некрасова. М., 1856.
В собрания сочинений Некрасова 1861, 1863 и 1864 гг. перепевы не вошли из-за цензурного запрета.
В собраниях 1869 и 1873 гг. из цензурно-тактических соображений печатались в приложении.
Слайд 9Колыбельная песня
(Подражание Лермонтову)
Перепев «Казачьей колыбельной песни» М. Ю. Лермонтова
(1837-1838). Стихотворение Некрасова бытовало и как песня и послужило основой
для дальнейших песенных переделок.
Шеф жандармов А. Ф. Орлов 13 февраля 1846 г. писал министру народного просвещения С. С. Уварову: «Сочинения подобного рода, по предосудительному содержанию своему, не должны бы одобряться к печатанию».
С этого времени Некрасов стал считаться «неблагонамеренным» писателем». В связи с цензурными преследованиями стихотворение получило хождение в рукописных копиях, перепечатывалось в сборнике «свободных русских песен и стихотворений» «Лютня» (Лейпциг, 1869; изд. 2-е. Лейпциг, 1873; изд. 5-е. Лейпциг, 1879; изд. 6-е. Лейпциг, б. г.)
Слайд 10Перепев-пародия
Совмещает функции двух жанров.
Дмитрий Минаев «Война и мир», 1868.
Пародируется роман
Л.Толстого, а на уровне стиховой формы пародически используется лермонтовское «Бородино».
Слайд 11Дмитрий Дмитриевич Минаев
1835-1889
В 1857 году ушёл в отставку и занялся только литературной
работой. Печатается во второстепенных петербургских журналах и газетах, выступая с
лирическими, а затем и сатирическими стихотворениями и переводами.
В 1859 году выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта».
Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре», где развернулось дарование Минаева как поэта-сатирика.
Входит в круг поэтов т.н. некрасовской школы: занимал левые радикально-демократические позиции, «обличал» либералов, бюрократов, консервативную печать и цензуру; высмеивал и пародировал поэтов, относимых им к сторонникам «чистого искусства» (А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. Ф. Щербину, В. В. Крестовского и других).
Приобрёл известность как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, фельетона в стихах и особенно каламбура.
После каракозовского выстрела , в конце апреля 1866 года, Минаев был арестован за сотрудничество в журналах, «известных своим вредным социалистическим направлением, в особенности „Современнике“ и „Русском слове“», и просидел в Петропавловской крепости около четырёх месяцев.
Слайд 12«Смешанный» перепев
При подражании одному источнику привлекается тематически или стилистически однородный
материал из другого источника.
«Наш Демон» Н.Добролюбова (1859) соединяет в
себе пушкинские стихи «Демон» и «Ангел»
«Просьба» Д. Минаева (1862) соединяет «Молитву» и «Тучи» Лермонтова.
Слайд 13«Вольный» перепев
Для «вольного» перепева характерно заимствование сюжетного мотива или смыслового
элемента, выраженных в отдельной строке(или отдельном фрагменте) оригинала, и дальнейшее
тиражирование, обыгрывание их в рамках целого текста.
В.В.Маяковский в стихотворении «Кто он?» (1928) использует начальный стих из «Лесного царя» И.В.Гёте в переводе В.А.Жуковского (1818): «Кто мчится, кто скачет, такой молодой...»
Слайд 14О правилах стихосложения
Системы стихосложения: тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая
Размер – повторяющееся чередование
ударного и безударного слогов (хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль)
Двусложные:
"/-"-хорей "-/"-ямб
Трехсложные:
"/--" - дактиль
"-/-" - амфибрахий
"--/" - анапест
Слог, стопа, строка, строфа
Рифма (мужская, женская, дактилическая)
http://lit.lib.ru/u/uzhegow_genrih_nikolaewich/genrih-68.shtml
Литературные словари.
Слайд 15Задание на практическое занятие
Внимательно прочитать материалы презентации, просмотреть ссылки, подготовиться
к тесту по основым терминам и положениям темы.
Найти перепевы (2-3,
лучше разные – классика, фольклор, советская поэзия, советские песни, детские стихи и т.д.) в фельетонах Дмитрия Быкова. Проект «Гражданин поэт».
Составить комментарий ( в этом же файле, ниже текстов): определить вид перепева, прокомментировать выбор литературного источника: какова его роль в раскрытии фельетонной темы.
Файл с текстами (Быкова и первоисточник) и комментарием выложить в группу – для чтения с экрана на паре.