Разделы презентаций


Технологии рефлексии в педагогическом процессе

Содержание

Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение. Рефлексия в педагогике- это процесс и результатфиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Технологии рефлексии

в педагогическом процессе

Технологии рефлексии         в педагогическом

Слайд 2Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение.
Рефлексия в педагогике-

это процесс и результат
фиксирования участниками
педагогического процесса состояния своего развития,

саморазвития и причин
этого.

2

Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение.  Рефлексия в педагогике- это процесс и результатфиксирования участниками педагогического процесса

Слайд 3Обучение на основе рефлексируемого опыта
Психологи: Д.Боуд, Р. Кеог и Д.

Уокер
«Смысл образовательного
пути – рефлексия»
Фазы процесса обучения
3

Обучение на основе  рефлексируемого опытаПсихологи: Д.Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер «Смысл образовательного  пути –

Слайд 4 Обращение к опыту как фиксация

происходившего без анализа

или интерпретации.
Обращение к чувствам и переживаниям,
сопровождающим опыт,
их образная констатация.
Повторное обращение к опыту,
его переосмысление для формирования
теоретических принципов, выступающих
как гипотезы.
Представление конкретного опыта,
«выросшего» в результате рефлексии
пережитого, обретение нового опыта.

Фазы процесса обучения

4

Обращение к опыту как фиксация          происходившего без

Слайд 5Формы рефлексии
Ретроспективная – выявление и
воссоздание схем, средств

и процессов,
имевших место в прошлом.
Проспективная – выявление

и
корректировка схем и средств
возможной будущей деятельности.
Интроспективная – контроль,
корректировка или усложнение
мыслительных процессов в ходе
реализации деятельности.

(по Ладенко И.С.)

5

Формы рефлексии  Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом.

Слайд 6Формы рефлексии
(по Ладенко И.С.)
Ретроспективная – осмысление.
Проспективная – проектирование.

Интроспективная – регулирование
деятельности «здесь и сейчас».
6

Формы рефлексии(по Ладенко И.С.) Ретроспективная – осмысление. Проспективная – проектирование. Интроспективная – регулированиедеятельности «здесь и сейчас».6

Слайд 7Компоненты рефлексии
Педагог
Деятельность
учащихся
Своя
педагогическая
деятельность
Педагогическое
взаимодействие
Учащийся
Своя
деятельность
Деятельность
педагога
Педагогическое
взаимодействие
7

Компоненты рефлексииПедагогДеятельность учащихсяСвоя педагогическаядеятельностьПедагогическоевзаимодействиеУчащийсяСвоядеятельностьДеятельность педагогаПедагогическоевзаимодействие7

Слайд 8Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/
Проектировочная-моделирование, целеобразование.
Организаторская-организация продуктивной
деятельности и взаимодействия.
Коммуникативная-общение педагога и


воспитанника.
Смыслотворческая-формирование в сознании участников пед. процесса смысла
их деятельности.
8

Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/Проектировочная-моделирование, целеобразование.Организаторская-организация продуктивнойдеятельности и взаимодействия.Коммуникативная-общение педагога и воспитанника.Смыслотворческая-формирование в сознании участников пед. процесса

Слайд 9Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/

Мотивационная- определение направленности
характера, результативности деятельности и
взаимодействия

учителя и учащихся.
Коррекционная- побуждение участников пед.
процесса к корректировке своей деятельности


и взаимодействия.

9

Функции рефлексии  /по С.С. Кашлеву/Мотивационная- определение направленностихарактера, результативности деятельности ивзаимодействия учителя и учащихся.Коррекционная- побуждение участников пед.процесса

Слайд 10Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Эмоционально-чувственная(положительные,
или отрицательные эмоции-радость, огорчение,
чувство разочарования, успех…..

Потребностная-пассивное, или активное
состояние, появилось ли стремление, желание
к деятельности, к саморазвитию….

Мотивационная-насколько деятельность
оказалась личностно значимой, внешние
и внутренние мотивы.

10

/по С.С. Кашлеву/

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развитияСферы: Эмоционально-чувственная(положительные,или отрицательные эмоции-радость, огорчение,чувство разочарования, успех….. Потребностная-пассивное, или активноесостояние, появилось ли стремление,

Слайд 11Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Сфера интересов-какие интересы появились,на что они

направлены, уровень интереса…
Сфера ценностных ориентаций-что явилось
личностной ценностью, как обогатился

спектр
ценностей, в чем проявилась ценность…
Деятельностная сфера-какую деятельность
это взаимодействие провоцирует, какую
корректирует, от какой заставляет отказаться,
насколько обогащает опыт деятельности…

11

/ по С.С. Кашлеву /

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развитияСферы: Сфера интересов-какие интересы появились,на что они направлены, уровень интереса… Сфера ценностных ориентаций-что

Слайд 12 Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Гностическая

сфера-что произошло со
знаниями (произошло ли их наращивание,
углубление, систематизация), что

нового узнал…
Сфера сознания-произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом
деятельности/взаимодействия, как изменилась
«Я-концепция» (система представлений о себе),
самооценка своей деятельности…
Сфера умений-какие умения приобрел/не
приобрел, как изменился уровень умений…

12

/ по С.С. Кашлеву /

Компоненты рефлексии  1.Фиксирование состояния развитияСферы: Гностическая сфера-что произошло со знаниями (произошло ли их

Слайд 13 Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития

Возможные причины:
успешность

деятельности /взаимодействия;
смена видов деятельности;
интересное содержание;
благоприятная атмосфера общения;

возможность творчества;
полилог;
диалог;

13

/по С.С. Кашлеву/

Компоненты рефлексии 2.Определение причин и  причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития Возможные причины: успешность деятельности /взаимодействия;

Слайд 14Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития

Возможные причины:

личностная ценность;
значимость обсуждаемых проблем, или
осуществляемой деятельности;
инновационные педагогические технологии




14

/по С.С. Кашлеву/

Компоненты рефлексии 2.Определение причин и  причинно-следственных связей зафиксированного состояния развитияВозможные причины:  личностная ценность; значимость обсуждаемых

Слайд 15 Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате

состоявшегося взаимодействия.
Мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него

отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения,педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия.

15

/по С.С. Кашлеву/

Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего  развития в результате состоявшегося взаимодействия.

Слайд 16 Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате

состоявшегося взаимодействия
Критерии оценки- компоненты состояния
развития (эмоциональное состояние,
состояние мотивов, деятельности и

т.д.).

16

/по С.С. Кашлеву/

Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего  развития в результате состоявшегося взаимодействияКритерии оценки-

Слайд 17Технологии рефлексии 1. Рефлексивный круг
Все участники взаимодействия садятся в круг.
Педагог задает

алгоритм рефлексии:
-расскажите о своем эмоциональном состоянии
по ходу урока и в

его конце;
-что нового вы узнали, чему научились;
-каковы причины этого;
-как вы оцениваете свое участие в уроке
(внеклассном деле).
Участники высказываются по кругу в соответствии
с заданным алгоритмом. Педагог своим
высказыванием завершает рефлексивный круг.

17

/ по С.С. Кашлеву /

Технологии рефлексии 1. Рефлексивный кругВсе участники взаимодействия садятся в круг.Педагог задает алгоритм рефлексии:-расскажите о своем эмоциональном состояниипо

Слайд 18Технологии рефлексии 2. Рефлексивная мишень



10
5
0
Деятельность
учащегося
Содержание
Деятельность
педагога
Форма,
методы
После заполнения мишени, педагог

вывешивает ее
и делает краткий анализ.

18
/по С.С. Кашлеву/

Технологии рефлексии 2. Рефлексивная мишень1050ДеятельностьучащегосяСодержаниеДеятельностьпедагогаФорма,  методы После заполнения мишени, педагог вывешивает ееи делает краткий анализ.18/по С.С.

Слайд 19Технологии рефлексии Рефлексивная мишень



10
5
0
Желание работать
Понимание
материала
Настроение
на уроке

1
2
3
4
1
2
3
4
1
1
2
2
3
3
4
4
Работоспособность
19

Технологии рефлексии  Рефлексивная мишень1050Желание работатьПонимание материалаНастроение на уроке1234123411223344Работоспособность19

Слайд 20 Технологии рефлексии

«Мини-сочинение»
Возможные темы:
«Я-в уроке, урок-во мне».
Варианты- «Мое

участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д.
«Мои мысли о своем участии в деле».
«Как я оцениваю результаты мероприятия».
«Что мне дал этот урок».

20

/по С.С. Кашлеву/

Технологии рефлексии       «Мини-сочинение»Возможные темы: «Я-в

Слайд 21Технологии рефлексии Ключевое слово
С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога

и т.д.

«Зарядка»
Оценка деятельности, или ее компонента
производится с помощью условных движений.

«Анкета-газета»
Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.

21

/по С.С. Кашлеву/

Технологии рефлексии Ключевое словоС чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д.

Слайд 22Технологии рефлексии
«Заверши

фразу»
Во время занятия я научился
/почувствовал, приобрел и т.д./….
Игра заставила

меня задуматься….
На занятии мне особенно понравилось….
Обращение с природой для меня-это…

«Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

22

/ по С.С. Кашлеву /

Технологии рефлексии        «Заверши фразу»Во время занятия я научился /почувствовал, приобрел

Слайд 23Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
О. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
О.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
23
/по

С.С. Кашлеву/

Технологии рефлексии    «Острова»Бермудскийтреугольнико. ГрустиО. удовольствияо.Тревогио.Просветленияо. ВоодушевленияО.Неопределенностио. Недоуменияо.Радости23/по С.С. Кашлеву/

Слайд 24Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
о. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
о.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
12
14
15
16
17
24

Технологии рефлексии    «Острова»Бермудскийтреугольнико. Грустио. удовольствияо.Тревогио.Просветленияо. Воодушевленияо.Неопределенностио. Недоуменияо.Радости123456789101113121415161724

Слайд 25

Технологии рефлексии

«Рефлексивный ринг»
Каждый из участников состоявшегося
дела приглашается в круг, рефлексируя
итоги и ход дела по заданному алгоритму:
-эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;
-причины состояния;
-оценка прошедшего дела и т.д.
После рассказа-рефлексии участника, другие
обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару
учащихся-они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы.

25

/по С.С. Кашлеву/

Технологии рефлексии

Слайд 26Спасибо за внимание!
Фото Пугачев Е.П.
г. Вихоревка

Спасибо за внимание!Фото Пугачев Е.П.г. Вихоревка

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика