Слайд 1Технология анализа конкретных ситуаций
Подготовлено старшим преподавателем КГПУ им. В.П. Астафьева
Шкериной
Т.А.
Красноярск 2013
Слайд 2 «В текстах, как знаковых системах самих по себе,
не содержится «ни грана» того реального мира, мира профессии, отражением
которого эти знаковые системы призваны быть»
Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. – М., 1991.
Слайд 3Знаково-контекстный подход
– это обучение, в котором с помощью совокупности
дидактических форм, методов и средств обучения воспроизводится предметное и социальное
содержание профессионального труда, а усвоение абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву будущей профессиональной деятельности студента.
Слайд 4Вопросы для размышления…
Как преодолеть отрыв теории от практики обучения?
Как представить
в учебной дисциплине предметное и социальное содержание будущего профессионального труда?
Слайд 5Что такое контекст?
Контекст является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного
включения обучающегося в процессы познания, овладения профессиональной деятельностью.
Слайд 6Виды профессионального контекста
Слайд 7Принципы контекстного обучения
принцип педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную
деятельность;
принцип последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания,
форм и условий профессиональной деятельности специалистов;
принцип проблемности содержания обучения в процессе его развертывания в образовательном процессе;
принцип адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;
принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой);
принцип единства обучения и воспитания личности профессионала.
Слайд 8Сущность концепции контекстного обучения
Цель — формирование целостной структуры будущей профессиональной
деятельности студента в период его обучения.
Направления поиска – это
создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включение в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.
Основа концепции – деятельностная теория усвоения социального опыта.
Слайд 9Что необходимо помнить?
Основной единицей работы преподавателей и студентов становится …не
порция информации, а ситуация в ее предметной и социальной определенности;
деятельность обучающихся приобретает черты... в которых проявляются особенности учебной и будущей профессиональной деятельности.
В учебных моделях должно быть представлено содержание целостной профессиональной деятельности или ее крупных фрагментов.
Слайд 10Из истории кейс-технологии:
Начал использоваться в гарвардской бизнес-школе в 1908 году.
Рядовой
студент прорабатывает 500 кейсов в год.
Среднее количество кейсов – 290.
Слайд 11Опыт использования кейс-технологии при обучении показал его высокую эффективность с
точки зрения:
развития навыков структурирования информации и идентификации проблем;
научения технологиям
выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;
эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
разрушения стереотипов и штампов и организации поиска верного решения;
стимулирования инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Слайд 12 В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное
моделирование, или конкретный пример:
констатация ряда событий на производстве или в
учреждении,
описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия сотрудников, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения рабочий процесс в реальных условиях.
Слайд 13Кейс (case)-
конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности
событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем.
Терновская Т.С.
Способность к принятию
решений
Поиск дополнительной информации
Способность к анализу
Умение работать в команде
Слайд 14Кейс-стади
форма занятий с использованием кейсов .
Слайд 15Применяемый на занятиях случай должен удовлетворять следующим требованиям:
Случай должен быть
приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы
позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.
Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.
Случай должен содержать проблемы и конфликты.
Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей студентов.
Случай должен допускать различные варианты решения.
Слайд 19Классификация случаев (ситуаций) № 4:
Cлучаи- проблемы;
Случаи – оценки;
Cлучаи-истории;
Случаи – иллюстрации.
Рейнолдс
(1980)
Слайд 20Внимание!
Не существует общепринятой структуры кейсов!
Слайд 21Кейс может включать (1)
сюжетную часть
Наличие реальной ситуации;
Конкретные названия;
Имена и должности
персонажей;
Общее состояние дел.
Слайд 22Кейс может включать (2)
информационную часть
Этапы развития ситуации;
Стиль работы;
Краткое описание проблемы;
Предпринятые
действия;
Ресурсы.
Слайд 23Кейс может включать (3)
методическую часть
Место данного кейса в структуре
предмета;
задания;
Аналитическая записка для преподавателя.
Слайд 24Пример структуры кейса
I . Ситуативная часть
М. 1. Ситуация “Муки творчества”
М.2
. .Вопросы и задания
М.3.Материалы к ситуации (М 1-14)
II .
Введение в исследование ситуации
II. 1. Указания по проведению анализа конкретной ситуации “Муки творчества”.
II. 1. 1.Учебные цели.
II. 1. 2. Предварительная подготовка к исследованию конкретной ситуации.
II. 1. 3. Возможные виды анализа.
II. 1. 4. Регламент проведения
II. 2. 1. Обсуждение материалов ситуации, рабочие листы, лист оценки
II. 2. 2. Инструкции ведущему в группе
II. 2. 3. Источники материалов к ситуации
II. 2. 4. Глоссарий
Слайд 26Что необходимо помнить при организации?
корректная постановка проблемы требует ясности, четкости,
а главное краткости формулировки;
успех в решении проблемы зависит от выработки
различных способов действий в данной ситуации — альтернатив;
необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы — требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
Слайд 27Требования к хорошему кейсу:
Cоответствовать четко поставленной цели создания;
Иметь соответствующий уровень
трудности;
Иллюстрировать несколько аспектов профессиональной жизни;
Не устаревать слишком быстро;
Иметь национальную окраску;
Быть
актуальными на сегодняшний день;
Иллюстрировать типичные ситуации;
Развивать аналитическое мышление;
Провоцировать дискуссию;
Иметь несколько решений;
Текст не должен подсказывать решения.
Слайд 28Критерии эффективной работы по методу КС
Студенты работают как единая учебная
группа. Обсуждение осуществляется по типу студент-студент;
Высокая степень участия студентов. Обсуждение
ведется на трех уровнях: 1)обсуждение чужой проблемы; 2) роль одного из героев КС; 3) студенты по собственной инициативе проецируют события на себя;
Преподаватель направляет, а не управляет обсуждением.
Слайд 29Условия эффективности технологии КС
Необходимость наличия
у студентов:
базовых теоретических знаний;
базовых знаний по методам и процедурам анализа
и исследования социальных процессов и явлений;
навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса;
предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению КС.
Слайд 30Условия эффективности технологии КС
Что требуется от преподавателя?
Готовность к:
формированию интегрированного межпредметного знания;
использованию методов активного обучения и
приемов стимулирования творческого мышления;
постоянному удержанию аудитории на пике напряженности, используя, в том числе и жесткий регламент обсуждения;
Что может помешать преподавателю?
отсутствие соответствующей подготовки;
боязнь потери контроля над учебным процессом в аудитории;
использование неприспособленных помещений;
использование очень длинных, старых и не относящихся к делу ситуаций или ситуаций без проблем;
чисто иллюстрационный подход к использованию ситуаций;
излишний догматизм.
Слайд 31Возможности применения кейс-технологии
Модульное обучение
Практика студентов
Семинары
Домашняя самостоятельная работа студентов (“отработка”)
Дистанционное обучение
Слайд 32Источники:
Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых
// Новые знания, 2001, №2.
Современные технологии обучения / Под ред.
Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
http://www.educ.sfu.ca/case
http://www.pace.edu/CTRCaseStudies
http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips/html
http://www.e-xecutive.ru/workshopъ
http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=1
Слайд 33Шутка в подарок…
Ученый – это не тот, кто дает правильные
ответы, а тот кто ставит правильные вопросы…
Клод Леви-Стросс,
французский антрополог