Разделы презентаций


Технология анализа конкретных ситуаций

Содержание

«В текстах, как знаковых системах самих по себе, не содержится «ни грана» того реального мира, мира профессии, отражением которого эти знаковые системы призваны быть» Вербицкий А.А. Активное

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Технология анализа конкретных ситуаций
Подготовлено старшим преподавателем КГПУ им. В.П. Астафьева
Шкериной

Т.А.
Красноярск 2013

Технология анализа конкретных ситуацийПодготовлено старшим преподавателем КГПУ им. В.П. АстафьеваШкериной Т.А. Красноярск 2013

Слайд 2 «В текстах, как знаковых системах самих по себе,

не содержится «ни грана» того реального мира, мира профессии, отражением

которого эти знаковые системы призваны быть»
Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. – М., 1991.
«В текстах, как знаковых системах самих по себе, не содержится «ни грана» того реального мира,

Слайд 3Знаково-контекстный подход
– это обучение, в котором с помощью совокупности

дидактических форм, методов и средств обучения воспроизводится предметное и социальное

содержание профессионального труда, а усвоение абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву будущей профессиональной деятельности студента.
Знаково-контекстный подход–  это обучение, в котором с помощью совокупности дидактических форм, методов и средств обучения воспроизводится

Слайд 4Вопросы для размышления…
Как преодолеть отрыв теории от практики обучения?
Как представить

в учебной дисциплине предметное и социальное содержание будущего профессионального труда?

Вопросы для размышления…Как преодолеть отрыв теории от практики обучения?Как представить в учебной дисциплине предметное и социальное содержание

Слайд 5Что такое контекст?
Контекст является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного

включения обучающегося в процессы познания, овладения профессиональной деятельностью.


Что такое контекст?Контекст  является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного включения обучающегося в процессы познания, овладения профессиональной

Слайд 6Виды профессионального контекста

Виды профессионального контекста

Слайд 7Принципы контекстного обучения
принцип педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную

деятельность;
принцип последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания,

форм и условий профессиональной деятельности специалистов;
принцип проблемности содержания обучения в процессе его развертывания в образовательном процессе;
принцип адекватности форм организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;
принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой);
принцип единства обучения и воспитания личности профессионала.
Принципы контекстного обученияпринцип педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность; принцип последовательного моделирования в учебной деятельности

Слайд 8Сущность концепции контекстного обучения
Цель — формирование целостной структуры будущей профессиональной

деятельности студента в период его обучения.
Направления поиска – это

создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включение в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.
Основа концепции – деятельностная теория усвоения социального опыта.


Сущность концепции контекстного обученияЦель — формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности студента в период его обучения. Направления

Слайд 9Что необходимо помнить?
Основной единицей работы преподавателей и студентов становится …не

порция информации, а ситуация в ее предметной и социальной определенности;

деятельность обучающихся приобретает черты... в которых проявляются особенности учебной и будущей профессиональной деятельности.
В учебных моделях должно быть представлено содержание целостной профессиональной деятельности или ее крупных фрагментов.
Что необходимо помнить?Основной единицей работы преподавателей и студентов становится …не порция информации, а ситуация в ее предметной

Слайд 10Из истории кейс-технологии:
Начал использоваться в гарвардской бизнес-школе в 1908 году.
Рядовой

студент прорабатывает 500 кейсов в год.
Среднее количество кейсов – 290.


Из истории кейс-технологии:Начал использоваться в гарвардской бизнес-школе в 1908 году.Рядовой студент прорабатывает 500 кейсов в год.Среднее количество

Слайд 11Опыт использования кейс-технологии при обучении показал его высокую эффективность с

точки зрения:
развития навыков структурирования информации и идентификации проблем;
научения технологиям

выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;
эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
разрушения стереотипов и штампов и организации поиска верного решения;
стимулирования инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Опыт использования кейс-технологии при обучении показал его высокую эффективность с точки зрения:  развития навыков структурирования информации

Слайд 12 В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное

моделирование, или конкретный пример:

констатация ряда событий на производстве или в

учреждении,
описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия сотрудников, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения рабочий процесс в реальных условиях.
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, или конкретный пример:констатация ряда событий на

Слайд 13Кейс (case)-
конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности

событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем.
Терновская Т.С.
Способность к принятию

решений

Поиск дополнительной информации

Способность к анализу

Умение работать в команде

Кейс (case)- конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем.Терновская

Слайд 14Кейс-стади
форма занятий с использованием кейсов .

Кейс-стадиформа занятий с использованием кейсов .

Слайд 15Применяемый на занятиях случай должен удовлетворять следующим требованиям:
Случай должен быть

приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы

позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом.
Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.
Случай должен содержать проблемы и конфликты.
Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей студентов.
Случай должен допускать различные варианты решения.

Применяемый на занятиях случай должен удовлетворять следующим требованиям:Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным

Слайд 16Классификация ситуаций №1

Классификация ситуаций №1

Слайд 17Классификация ситуаций №2

Классификация ситуаций №2

Слайд 18Классификация ситуаций №3

Классификация ситуаций №3

Слайд 19Классификация случаев (ситуаций) № 4:
Cлучаи- проблемы;
Случаи – оценки;
Cлучаи-истории;
Случаи – иллюстрации.
Рейнолдс

(1980)

Классификация случаев (ситуаций) № 4:Cлучаи- проблемы;Случаи – оценки;Cлучаи-истории;Случаи – иллюстрации.Рейнолдс (1980)

Слайд 20Внимание!
Не существует общепринятой структуры кейсов!

Внимание!Не существует общепринятой структуры кейсов!

Слайд 21Кейс может включать (1) сюжетную часть
Наличие реальной ситуации;
Конкретные названия;
Имена и должности

персонажей;
Общее состояние дел.

Кейс может включать (1) сюжетную частьНаличие реальной ситуации;Конкретные названия;Имена и должности персонажей;Общее состояние дел.

Слайд 22Кейс может включать (2) информационную часть
Этапы развития ситуации;
Стиль работы;
Краткое описание проблемы;
Предпринятые

действия;
Ресурсы.

Кейс может включать (2) информационную частьЭтапы развития ситуации;Стиль работы;Краткое описание проблемы;Предпринятые действия;Ресурсы.

Слайд 23Кейс может включать (3) методическую часть
Место данного кейса в структуре

предмета;
задания;
Аналитическая записка для преподавателя.

Кейс может включать (3)  методическую частьМесто данного кейса в структуре предмета;задания;Аналитическая записка для преподавателя.

Слайд 24Пример структуры кейса
I . Ситуативная часть
М. 1. Ситуация “Муки творчества”
М.2

. .Вопросы и задания
М.3.Материалы к ситуации (М 1-14)

II .

Введение в исследование ситуации
II. 1. Указания по проведению анализа конкретной ситуации “Муки творчества”.
II. 1. 1.Учебные цели.
II. 1. 2. Предварительная подготовка к исследованию конкретной ситуации.
II. 1. 3. Возможные виды анализа.
II. 1. 4. Регламент проведения
II. 2. 1. Обсуждение материалов ситуации, рабочие листы, лист оценки
II. 2. 2. Инструкции ведущему в группе
II. 2. 3. Источники материалов к ситуации
II. 2. 4. Глоссарий
Пример структуры кейсаI . Ситуативная частьМ. 1. Ситуация “Муки творчества”М.2 . .Вопросы и заданияМ.3.Материалы к ситуации (М

Слайд 25Этапы организации обучения

Этапы организации обучения

Слайд 26Что необходимо помнить при организации?
корректная постановка проблемы требует ясности, четкости,

а главное краткости формулировки;
успех в решении проблемы зависит от выработки

различных способов действий в данной ситуации — альтернатив;
необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы — требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
Что необходимо помнить при организации?корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки;успех в решении проблемы

Слайд 27Требования к хорошему кейсу:
Cоответствовать четко поставленной цели создания;
Иметь соответствующий уровень

трудности;
Иллюстрировать несколько аспектов профессиональной жизни;
Не устаревать слишком быстро;
Иметь национальную окраску;
Быть

актуальными на сегодняшний день;
Иллюстрировать типичные ситуации;
Развивать аналитическое мышление;
Провоцировать дискуссию;
Иметь несколько решений;
Текст не должен подсказывать решения.



Требования к хорошему кейсу:Cоответствовать четко поставленной цели создания;Иметь соответствующий уровень трудности;Иллюстрировать несколько аспектов профессиональной жизни;Не устаревать слишком

Слайд 28Критерии эффективной работы по методу КС
Студенты работают как единая учебная

группа. Обсуждение осуществляется по типу студент-студент;
Высокая степень участия студентов. Обсуждение

ведется на трех уровнях: 1)обсуждение чужой проблемы; 2) роль одного из героев КС; 3) студенты по собственной инициативе проецируют события на себя;
Преподаватель направляет, а не управляет обсуждением.
Критерии эффективной работы по методу КССтуденты работают как единая учебная группа. Обсуждение осуществляется по типу студент-студент;Высокая степень

Слайд 29Условия эффективности технологии КС
Необходимость наличия

у студентов:
базовых теоретических знаний;
базовых знаний по методам и процедурам анализа

и исследования социальных процессов и явлений;
навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса;
предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению КС.
Условия эффективности технологии КС     Необходимость наличия у студентов:базовых теоретических знаний;базовых знаний по методам

Слайд 30Условия эффективности технологии КС
Что требуется от преподавателя?

Готовность к:
формированию интегрированного межпредметного знания;
использованию методов активного обучения и

приемов стимулирования творческого мышления;
постоянному удержанию аудитории на пике напряженности, используя, в том числе и жесткий регламент обсуждения;

Что может помешать преподавателю?
отсутствие соответствующей подготовки;
боязнь потери контроля над учебным процессом в аудитории;
использование неприспособленных помещений;
использование очень длинных, старых и не относящихся к делу ситуаций или ситуаций без проблем;
чисто иллюстрационный подход к использованию ситуаций;
излишний догматизм.

Условия эффективности технологии КС  Что требуется от преподавателя?   Готовность к:формированию интегрированного межпредметного знания;использованию методов

Слайд 31Возможности применения кейс-технологии
Модульное обучение
Практика студентов
Семинары
Домашняя самостоятельная работа студентов (“отработка”)
Дистанционное обучение

Возможности применения кейс-технологииМодульное обучениеПрактика студентовСеминарыДомашняя самостоятельная работа студентов (“отработка”)Дистанционное обучение

Слайд 32Источники:

Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых

// Новые знания, 2001, №2.
Современные технологии обучения / Под ред.

Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
http://www.educ.sfu.ca/case
http://www.pace.edu/CTRCaseStudies
http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips/html
http://www.e-xecutive.ru/workshopъ
http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=1

Источники: Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2.Современные технологии

Слайд 33Шутка в подарок…
Ученый – это не тот, кто дает правильные

ответы, а тот кто ставит правильные вопросы…
Клод Леви-Стросс,
французский антрополог

Шутка в подарок…Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот кто ставит правильные вопросы…Клод

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика