Слайд 1Технология индивидуализации А.С.Границкой
Выполнил студент группы
2014 - ППДО - 301
Чернякова Н.С.
Слайд 2Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой
индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Слайд 3Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст
делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником
с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине - занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план». В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Слайд 4
Цели:
■ Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей
(способностей).
■ Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение
неуспеваемости учащихся.
■ Формирование обще учебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
■ Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
■ Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Слайд 5Особенности содержания и методики
А.С.Границкая: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая
-обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа
учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой).
Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.
Слайд 6Примеры технологий индивидуализации обучения
Слайд 7Общие особенности технологий индивидуализации
Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы
в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная
работоспособность и др.).
Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.
Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.
Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
Формирование общеучебных умений и навыков.
Формирование адекватной самооценки учащихся.
Использование технических средств обучения, включая ЭВМ.
Слайд 8Достоинства
Позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка
к его особенностям;
Следить за его продвижением от незнания к знанию.
Недостатки
Не
формируется чувство коллективизма, взаимопомощи.
Слайд 9Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы
детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с
учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.
Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
Слайд 10Вывод:
При индивидуализации применяется индивидуальный подход, который характеризуется как: принцип педагогики,
согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует
с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.