Слайд 1Технология метапредметного и межпредметного погружения
Савельева М.Г., к.п.н., доцент кафедры
педагогики
и педагогической психологии УдГУ
Слайд 2Историческая справка
Тeрмины «мeтaпрeдмeт», «мeтaпрeдмeтнoсть» имeют глубoкиe истoричeскиe кoрни, впeрвыe oб
этих пoнятиях рeчь вeл eщe Aристoтeль, а первым и наиболее
известным метапредметом является его «Метафизика».
Слайд 3СОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА
(пoлучил рaзвитиe в кoнцe
XX вeкa)
Слайд 4Метапредметный подход
Метапредметный подход – организация деятельности учащихся
с целью передачи
им способов работы со знанием.
Слайд 5Метапредметная деятельность
Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета; она
направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием,
схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями (по Ю.В. Громыко).
Слайд 6Концептуальная основа
В основе метапредметной технологии лежит системно-деятельностный подход.
Деятельность должна совершаться
не время от времени на каких-то отдельных занятиях, а постоянно,
везде, у всех, всегда.
Знания и опыт приобретаются в процессе собственной деятельности обучающихся.
Слайд 7Цель технологии метапредметного погружения
Развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной
и творческой личности при помощи изучения целостной картины мира, заменяя
традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам изучением целостного образовательного объекта.
Слайд 8Как вы думаете, что объединяет все эти картинки?
Слайд 9Фундаментальный образовательный объект
Вoкруг фундaмeнтaльных oбъeктoв кoнструируются учeбныe прeдмeты, мeтaпрeдмeты, мeтaпрeдмeтныe
тeмы.
Пoнятия врeмeни, числa, движeния, знaк, цифрa, буквa, звук, рaстeниe,
живoтнoe, чeлoвeк, Всeлeннaя и т.п.- всё это фундаментальные образовательные объекты.
С oднoй стoрoны, фундaмeнтaльныe oбъeкты для всeх учeникoв oдни и тe жe, с другoй – кaждый учaщийся oсвaивaeт их сooбрaзнo свoим цeлям, мeтoдaм и срeдствaм.
Слайд 10Основные понятия
Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный
способ жизнедеятельности, универсальная «надпредметная» деятельность («мета»- над, сверх) .
Метазнания —
сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними, необходимые для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.
Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.
Метапредметный результат – это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией.
Слайд 12Приемы, методы работы
Метапредметные методы – особый вид когнитивных методов обучения,
которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования.
Метод смыслового
видения;
Метод вживания;
Метод образного видения;
Метод графических ассоциаций;
Метод фонетических, художественных ассоциаций, комбинированный;
Метод символического видения;
Метод гипотез (рабочих, реальных);
Метод наблюдений;
Метод сравнений;
Метод эвристических бесед;
Метод ошибок;
Метод регрессии.
Слайд 13Формы работы с детьми:
Экспериментальная деятельность;
Исследовательская работа,
Организационно – познавательные игры,
Проектная деятельность.
Основным
принципом в метапредметном обучении является движение от простого к сложному:
первый
этап – мотивация;
второй этап-достоверность, научность знаний;
третий этап – творчество.
Слайд 14ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Это интегрированное занятие.
Деятельность учащихся организуется не с целью
передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы
со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Слайд 15Этапы, алгоритм метапредметного занятия
Слайд 16Межпредметное погружение
Межпредметное погружение позволяет построить урок по одному предмету через
призму материала другого предмета. Например, урок географии или истории связать
с изучением литературного произведения.
Слайд 17Примеры использования технологии на практике
Слайд 18Обязательные компоненты урока-погружения
Основой урока-погружения является:
Подача материала крупным блоком. Материалы несут
обобщенный характер — такой, который позволяет объединить логическое и эмоциональное
восприятие;
Активные формы обучения. Чаще всего применяется групповая форма обучения, а также приемы взаимообучения и игры;
Артистические средства: паузы, игры, танцы, музыка, песни, картины и пр.;
Контроль проводится в зачетной форме (например, тест или контрольной работа), так и в творческой форме (задания творческого толка).
Слайд 19Частный опыт проведения межпредметных интегративных погружений коллектива частной школы «Эпишкола»
образовательного центра «Участие»,
Несколько раз в год вся школа (практически все
дети и большая часть учителей) на целую учебную неделю выезжает на ту или иную загородную базу (или оставаясь в городе в школе) и играет, учась и учится играя, выбирая в качестве организационной основы тот или иной игровой сюжет, в качестве содержательной — то или иное определённое межпредметное понятие, и то или иное предметное содержание, связанное с этим понятием и со школьной программой. То есть, целую неделю без уроков, классов и звонков мы посвящаем одной теме, одной проблеме. Не одному предмету, а одной проблеме, понятию, так или иначе представленному, проявленному в разных предметах (иногда совсем разных, иногда — из одного «предметного блока»).
Слайд 20Какие проблемы пытались разрешить авторы, начиная заниматься межпредметными интегративными погружениями?
отсутствие у детей понимания целостности окружающего мира;
проблема несогласованности программ;
организации возможности
командной работы педагогов- предметников;
помощь в увязывании учебного материала с жизнью, с практической деятельностью;
оживление школьных предметов;
шанс увидеть, почувствовать настоящее чудо науки;
яркое событие, разрывающий монотонно, скучно, протекающую предсказуемую учёбу.
Слайд 21Примеры ТЕМ межпредметных интегративных погружений
«АТМОСФЕРА»
«ГИДРОСФЕРА»
«ПОРЯДОК И ХАОС»
«ХАЗАРСКИЙ СЛОВАРЬ»
«РАБОТА С
ИНФОРМАЦИЕЙ»
«ВРЕМЯ»
«МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ»
«ИНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОСТРАНСТВО»
Слайд 22Этапы погружения
1 этап. Определение меж(над)предметного понятия, вокруг которого будет строиться
погружение
2 этап. Определение основного содержания погружения.
3 этап. Подбор предметного содержания
4
этап. Поиск игрового сюжета
5 этап. Согласование сюжетной линии и смысловой, содержательной
6 этап. Подробная разработка всех линий погружения
7 этап. Согласование структуры погружения
8 этап. Продолжение подготовки
9 этап. Собственно проведение погружения (выезда)
10 этап. Подведение итогов погружения в команде, готовившей погружение
Слайд 23Общая структура погружения
Тема: «ПОРЯДОК И ХАОС» (пример)
I день
Стартовый сбор.
Занятия в
Космическом Университете.
Время экономических отношений.
Тренинг на взаимодействие.
Анализ прожитого дня.
II день
Занятия в
Космическом Университете.
Время экономических отношений.
Формирование проектных лабораторий и выдача правил подготовки и проведения защиты проектов.
Защита проектов и дискуссия.
Референдум.
Анализ прожитого дня.
III день
Конструирование выбранного мира.
Оглашение Конституции сконструированного мира и начало новой жизни.
Время экономических отношений.
Занятия в Космическом Университете.
Оглашение спецзаказа на проекты противоположного мира. Работа в проектных лабораториях и подготовка к защите проектов. Защита проектов и дискуссия.
Референдум.
Анализ прожитого дня.
Слайд 24Общая структура погружения
Тема: «ПОРЯДОК И ХАОС» (пример)
IV день
Конструирование мира по
выбранному проекту.
Оглашение Конституции сконструированного мира и начало новой жизни.
Время экономических
отношений.
Заказ проектным лабораториям на разработку инсценированного перформанса и инсталляции синтеза миров порядка.
Работа в проектных лабораториях.
Показ проектными лабораториями перформансов и инсталляций синтеза миров порядка и хаоса. Обсуждение показанных моделей. Общее подведение итогов.
Слайд 25«Детективное агентство» (Интерактивная игра)
Команды получают «дело» и начинают его «разгадку».
Задачи
команды:
увязать в единую цепочку предложенные артефакты,
выявить их общность,
представить, к какому
направлению, сфере науки могли бы относиться данные артефакты,
найти среди имеющихся текстов биографий ученых что-то близкое, похожее на то, о чем говорят артефакты…
… и разгадать загадку.
представить проекты расследований на обозрение.
Слайд 26Задание для самостоятельной работы по теме
Внимательно познакомьтесь с материалами презентации.
Придумайте
и напишите название 2-3 метапредметов, которые не упоминаются в презентации.
Познакомьтесь
с пособием «Межпредметное интегративное погружение по теме «Время»».( Из методического опыта организации и проведения в МБОУ «Лицей № 41» г. Ижевска), прочитайте статьи на стр. 5-13.
Познакомьтесь с примерами проведения межпредметного погружения по теме «Время» в Лицее №41. Придумайте свои задания для метапредметного погружения по теме «Время» , связанные с Вашей будущей предметной областью (информатика, технология, лингвистика и т.д.). Составьте не менее 2 заданий.
Если Вы хотите составить задания по другой теме, можете выбрать её самостоятельно.
Желаю успехов!
Слайд 27Материалы и литература
Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. - М., 2012.
Метапредметный
подход в обучении школьников - Методические рекомендации для учителей общеобразовательных
школ и студентов направления «Педагогическое образование», Галян С.В.- Сургут 2014
Статья «Урок-погружение» https://aujc.ru/urok-pogruzhenie/
Статья «Урок-погружение: структура урока, основные принципы технологии, советы и рекомендации по планированию урока-погружения» http://pedsovet.su/metodika/6275_urok_pogruzhenie_chto_eto
Пузыревский В.Ю., Эпштейн М. М. и др. Межпредметные интегративные погружения. Из опыта работы «Эпишколы» Образовательного центра «Участие». - СПб.: Школьная лига, Лема, 2012.