Слайд 1
Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я
запомню,
Дай мне самому сделать это – и я пойму
китайская пословица
Слайд 2
Технология развития критического мышления
на уроках Истоки и ОРКСЭ
Слайд 3Что такое
«критическое мышление»?
Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации
на личный жизненный опыт;
Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики
и личностно-ориентированного подхода;
Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее;
Мышление рефлексивное
Слайд 4Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления
Высокая мотивация учащихся
к образовательному процессу;
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения
с одного типа на другой;
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
Развитие умения анализировать полученную информацию
Слайд 5Технология развития критического мышления
Технологические этапы
Фаза 1
Вызов
(пробуждение имеющихся знаний и
интереса к получению новой информации)
Фаза 2
Реализация смысла
(получение новой информации)
Фаза
3
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)
Слайд 6Некоторые стратегии технологии развития критического мышления
Слайд 7Стадия «Вызов»
«Понятийное колесо»
Слайд 8Понятийное колесо на уроке ОРКСЭ в 4 классе.
Тема «Милосердие
и сострадание»
Слайд 9Стадия «Вызов»
Стратегия ЗХУ
Слайд 10Стратегия ЗХУ на уроке ОРКСЭ.
Тема «Монастырь»
Слайд 11Стадия «Реализация смысла»
Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)
I
– interactive самоактивизирующая
N – noting (диалоговая)
«» – уже знал
S – system системная разметка «+» – новое
E – effective для эффективного «–» – думал иначе
R - reading & чтения и «?» – есть вопросы
T – thinking размышления
Слайд 12Стратегия «Инсерт» на уроке ОРКСЭ в 4 классе.
Тема «Как
христианство пришло на Русь»
Слайд 13Графические организаторы: «Кластеры»
выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление
в определенном порядке в виде грозди
Важно в тексте, с которым
работаешь:
Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
Слайд 14Графические организаторы: «Кластеры»
Слайд 15Приём «толстые» и «тонкие» вопросы.
.
Слайд 16Прием «Фишбоун»
(«Рыбная кость»)
Проблема:
Выводы:
Причина:
Причина:
факты:
факты:
Слайд 17Фишбоун на уроке ЛДНКНР в 5 классе
Тема «Защита Отечества»
Подвиг ,
герои
. «За твою веру и терпения Господь подарил тебе исцеление.
Будь защитником Руси и православной веры, и смерть не настигнет тебя в бою.»,
Рачяистид дорогу в Киев
Не ходил
Богатырь
Сам ковал себе орцжие
Родился в Муроие
Илья Муромец
Слайд 18Стадия «Рефлексия»
Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы
П – «плюс», положительные
черты, достоинства
М – «минус», отрицательные черты, недостатки
И – «интересно», возможности
для развития
Слайд 19Стадия «Рефлексия»
Таблица ПМИ – недостатки, достоинства, перспективы
П – «плюс», положительные
черты, достоинства
М – «минус», отрицательные черты, недостатки
И – «интересно», возможности
для развития
Слайд 20Диаманта
Тема (существительное)
Определение (2 прилагательных)
Действие (3 глагола)
Ассоциации (4 существительных, переход к
антонимичным понятиям)
Действие (3 глагола)
Определение (2 прилагательных)
Антоним теме (существительное)
Слайд 21Диаманта
Язычество
Древнее, жестокое
Почитают, преклоняются, обожествляют
Многобожие, идол – храм, единобожие
Верят, крестятся, молятся
Православное,
единое
Христианство
Слайд 22Синквейн
1 строка – тема или предмет
2 строка – два прилагательных
3
строка – три глагола
4 строка – фраза из четырех слов
5
строка – «смысловой синоним»
Слайд 23Синквейн
Человек
Всемогущий, Богоподобный
Творит, Восхищает, Воспевает
Венец созданья – мера всех вещей
Титан
Молитва
Душевная,
Очищающая
Просить, молиться, разговаривать
Разговор с богом
Богатство
Богатство
материальное, нематериальное
получать, выиграть, заработать
богатство – вода,
пришла и ушла
Изобилие
Слайд 24Выводы
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения
и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать,
представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации