Слайд 1Методика периодической печати
Портретные очерки
Слайд 2Курс
Рассмотрение теоретических основ художественной публицистики, творческий и самостоятельный анализ
различных источников
Занятия, формирующие практики чтения и письма художественно-публицистических текстов, опыт
выражения мыслей в образной форме
Слайд 3Литература
Основная литература:
Ким М.Н. Очерк: Теория и методология жанра: учебное пособие.
СПб., 2000
Дополнительная литература:
Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. Пособие по спецкурсу.
М., 1975.
Дмитровский А.Л. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в средствах массовой коммуникации. Воронеж, 2002. — № 5-6.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учебно-методическое пособие к спецкурсу «Проблемы современного очерка» . М., 1977
Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982
Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М.: Прогресс, 1987.
Шостак М.И. Наброски портрета пером журналиста // Журналист, 1998, № 4.
Слайд 4Актуальность изучения художественной публицистики?
существенные изменения медиаландшафта
трансформация журналистики: в т.ч.
содержательно-формальных особенностей журналистского текста
популярность гражданской журналистики
образное начало активно используется в
интерпретации фактов реальности
очерковый компонент медиатекста проявляет себя в различных типах СМИ
Слайд 5Тема 1. Современное состояние очерка : присутствие
очеркового начала в различных
типах электронных СМИ
Объект интереса - художественно-публицистический сектор современных электронных СМИ
и очерк как жанр
Специфика проявления очеркового начала электронных средствах СМИ: средства выразительности очерка становятся универсальными и активно используются электронными СМИ
Слайд 6Публицистика
Совокупность творческих продуктов, созданных посредством печатных, аудиовизуальных или иных средств
фиксации информации, обладающих высокой актуальностью и общественной значимостью и в
образной форме отражающих события реальности
Вид творческой деятельности, в результате которого рождаются таковые материалы
В центре любого современного публицистического материала находится человек, текст посвящен судьбе, жизни, карьере героя ( например, в публицистическом секторе телевидения портретная документалистика занимает лидирующие позиции)
Слайд 7Цель публицистики – создание медиаобраза
Медиаобраз - целостный комплекс чувственно-эмоциональных, нравственно
маркированных, ментальных кодов
имеет информационное ядро (основу), к которой подключается коммуникативная
составляющая (степень готовности аудитории воспринять информацию)
в структуре медийного образа присутствует публицистическая составляющая
она заключается в морально-нравственной оценке информации, определения ее социокультурной значимости и влияния медиаобраза
В рамках публицистической составляющей медиаобраза представлены принципы, формирующие в структуре конкретного общества систему ценностей
Публицистическая составляющая медиаобраза связана с художественно-эстетической составляющей, способствующей коммуникационному взаимодействию с аудиторией
Слайд 8Мнение социологов
Сегодня именно посредством медиа формулируются нравственные проблемы: формируется и
транслируется представление о должном (правильном) поведении и соответственно — неправильном,
аморальном
Задаются соответствующие образцы поведения, с которыми индивиды соотносят свое поведение, следуя нравственным образцам и нравственнымобязательствам.
Лейтмотивом при обсуждениях этических проблем оказывается тревога в отношении «наличного состояния морали в обществе»
А. Черных. Мир современных медиа
Слайд 9Особенность публицистики:
Публицистика этимологически связана с понятием публики — общественности
С помощью
публицистики общество способно понять, что оно собой представляет, как оно
само себя оценивает и каковы перспективы и пути развития
Публицистика — это общественная саморефлексия, полифония точек зрения на происходящие процессы, из которой рождается смысл общественного прогресса, очевидный каждому человеку
Качественная публицистика в современной журналистике — показатель гражданственности общества
Слайд 10Особенность художественной публицистики:
С одной стороны художественно-публицистический текст является документальным произведением,
а с другой — художественным
Текст не просто насыщено языковыми средствами
выразительности, но использует их не в информативном плане, не для разговора о проблеме, а для воссоздания мира как существующего и ставшего отдельным, другим.
Картина мира создается не только рассудочной, но и чувственной парадигмой познания
Слайд 11Цель публицистики:
Востребованность публицистики. Без нее сложно разобраться в ситуации, принять
адекватные решения и сделать правильный выбор социального поведения
Любая публицистика, в
т.ч. политическая, требует высокой ответственности, принципиальной позиции и независимости мышления автора
Предмет публицистики — «непосредственное политическое постижение действительности, ее осмысление в свете насущных задач времени и всегда со строго определенной идейной позиции
Политический аспект публицистики заключается в том, что «любая тема, проблема — философская, морально-этическая, экономическая — получает в публицистике политическое осмысление»
Политическая публицистика обладает максимальной социальной эффективностью: проясняет наиболее актуальные и острые проблемы социальной действительности
Слайд 12Сложность политической публицистики
Обществу приходилось сталкиваться, как замечает К. Г. Мяло,
«с жанром политической публицистики, тяготеющей по своей семантике к мифу,
с последующим превращением этого мифа в политический факт огромного значения и обоснование (оправдание) конкретных политических действий».
Слайд 13Основные функции публицистики
Оценка происходящих событий на основе той или иной
системы ценностей
Публицистическая оценка включает в себя идейную критику и прогноз
рассматриваемых событий
Предметом отражения в публицистике выступает человек во всем разнообразии его отношений с окружающей действительностью
Слайд 14Публицистический метод осмысления действительности
Его основу составляют такие качества, как:
документализм,
модальность,
образное
начало,
антиэнтропийность
Слайд 15Модальность
семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую
установку речи, отношение содержания высказывания к действительности
Присутствие в тексте авторского
«я», на современном этапе развития медиа является ключевым элементом публицистического творчества и усиливается вследствие интерактивности, мультимедийности электронных СМИ
Слайд 16Роль автора в публицистике:
Автор как личность и субъект текстопостроения максимально
глубоко интегрирован в медийный процесс, становится выше повествователя или героя
и в то же время всегда разделяет их участь, соучаствует.
Именно в глубоком соучастии и сопричастности, заключается особенность публицистического творчества
«Публицистический элемент создается непосредственным вторжением автора в повествование» (М.С.Черепахов. Работа над очерком).
Слайд 17Документализм
(от lat. documentum — образец, доказательство, свидетельство) —непосредственное включение в
ткань текста документов, реальных фактов
формирование и развитие самостоятельных
документальных жанров (очерки, дневники, эссе, мемуары, художественные биографии, документальные фильмы, репортажи, интервью, коллажи и т. д.)
художественное освоение документов в публицистике осуществляется в использовании их как средства и приема создания художественного образа
основная функция документа в публицистике заключается не только в усилении достоверности, убедительности текста, но и в активизации эмоционального, эстетического и социального опыта личности
Слайд 18Документализм в художественной публицистике
художественный замысел в публицистике подчиняется документальным данным
Реальность
в документальном жанре представлена в фотографически точном ее изображении, отношение
художника к ней выражается через систему художественных средств
В результате эстетического осмысления предмета изображения фактический материал, теряя свою определенную пассивность, наполняется таким содержанием, которое вызывает глубокое эстетическое переживание
Слайд 19Образное начало
Использование художественного образа человека, пространства, проблемы в качестве смыслового
ядра текста
И.Ф. Волков : «Художественный образ – это система конкретно-чувственных
средств, воплощающая собой собственно художественное содержание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности»
Художественный образ – единство двух начал: рецептивного (воспринимаемого факта) и эмоционального
Слайд 20Антиэнтропийность
Энтропия означает меру неупорядоченности или хаотичности системы: чем меньше элементы
системы подчинены какому-либо порядку, тем выше энтропия
Информационная энтропия интерпретируется обычно
как неопределенность информации
Активные человеческие действия, направляющие всевозрастающую энергию на преобразование мира, имеют антиэнтропийную направленность
Проблему взаимодействия энтропии и антиэнтропии анализировал К. Циолковский. В работе «Причина космоса» он высказал предположение о торжестве в космосе творческих антиэнтропийных сил жизни и разума над уравнительными энтропийными тенденциями
Слайд 21Современная интернет-публицистика
«Современный журналист вновь обретает возможность соединить в своем
творчестве качества и общественно-политического деятеля, и исследователя, и художника. Возрастает
роль субъективно-авторского, гражданственно-лирического начала автора-публициста, который должен уметь убеждать не только логически, но и эмоционально».
М.Шилина «Новейшие медиа vs. новейшая публицистика?»
Слайд 22Герой и автор в очерке
Бахтин М.М. Автор и герой в
эстетической деятельности / Бахтин М.М. – URL:
http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/4_3.html (дата обращения: 15.09.2015
Слайд 23Автор в очерке
Проблема автора - одна из главных как для
формирования публицистической картины мира, для формирования художественно-публицистических жанров
Автор публицистического произведения
- подлинная, живая, конкретная личность, обладающая определенным мировоззрением, жизненным опытом, мыслями, чувствами
Автор очерка говорит от своего имени, выражает свои чувства, мнения, что рождает особое чувство близости, доверия со стороны читателя.
Публицистическое произведение обычно субъективно окрашено: палитра чувств, красок разнообразна (от сухого перечисления фактов до пафоса и патетики)
Слайд 24Исповедальность художественной публицистики
Автор высказывает свои мысли и чувства в надежде,
что читатель разделит их
Для публициста характерны динамизм, сиюминутность восприятия. Автор
стремится "остановить мгновение", зафиксировать сегодняшний день, событие, новость
Автор публицистического произведения облечен социальной, моральной ответственностью. Он выполняет определенную общественную миссию (сообщение новостей, просвещение, развлечение, убеждение и т.д.)
Автор стремится расширить фонд знаний, повлиять на формирование мнений и выразить установки той социальной группы, которую он представляет
Слайд 25Социальная оценочность очерка?
общественный подход к миру
соотнесение реальностей с социальными интересами
и целями
совокупная картина мира - это, прежде всего, социальная (социально-политическая,
социально-идеологическая и т.д.) картина
Ее основной вопрос - жизнь индивида в обществе
Социальная оценочность активно проявляется в языке в формировании видов оценочной лексики
Слайд 26Автор в публицистике
В создании авторского образа определяющими элементами являются не
только мировоззренческая позиция автора, его жизненные установки и ценностные ориентации,
идеи и пристрастия, но и авторская речь. Из всех этих составляющих и рождается образ автора в сознании читателей
От того, насколько он будет положительным или отрицательным, будет зависеть и степень доверительности аудитории к словам и мыслям публициста
Слайд 27Задачи автора в художественно-публицистическом тексте
журналист как носитель идейного замысла произведения
должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию - совокупность принципов, взглядов
и убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к действительности в отношении описываемых событий
должен постараться проявить свою творческую индивидуальность
Слайд 28Особенность публицистики
Говоря о коммуникативной природе журналистских жанров, Л.Р.Дускаева подчеркивает ведущую
роль автора текста в процессе формирования жанрового канона: «речевой жанр
– это … устойчивая модель взаимодействия смысловых позиций журналиста и адресата, осуществляемого в целях достижения авторского замысла»
Взаимоотношения автора со своим героем и читателем определяют специфику того или иного жанра
Слайд 29Особенности образа автора
Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую
он для себя изберет
М.И. Стюфляева выделяет следующие: роль автора как
«зеркала» героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора как инстанции анализирующей и оценивающей
авторское сознание проявляется в журналистском произведении посредством демонстрации различных мировоззренческих взглядов
Слайд 30Автор в современной публицистике
В жанрах современной публицистики можно отметить резко
усиливающуюся личностную тенденцию. Авторское "я" становится более мягким, человечным, раскованным
Позиция журналиста - позиция человека наблюдающего, размышляющего, оценивающего.
Личностная тенденция совместно с тенденцией к усилению информативности обусловливают активный процесс формирования новых жанров
Слайд 31Автор в очерке может
войти в непосредственный контакт со своими героями
поделиться
в ходе описания события собственными воспоминаниями
выразить свои соображения по
поводу поведения героев
выстроить версии и предположения
выразить собственные эмоции
раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию
Слайд 32Два основных типа автора в очерке
Действующий (в различных модификациях: автор-очевидец
происходящего, автор-участник события, автор-наблюдатель и др). Достигается эффект эмоциональной причастности
читателя к происходящему.
Размышляющий. Ориентирован на совместную с читателем постановку проблем, совместное исследование изучаемого объекта, объективацию хода размышлений, моделирование условной ситуации, введение читателя в творческую лабораторию . Эта разновидность авторского «я» обеспечивает эффект соразмышления читателя с публицистом, приобщение аудитории к движению публицистической мысли, способствует созданию эмоционального, а тем самым и комплексного идейно-психологического воздействия на читателей (М.И. Старуш)
Слайд 33Образ читателя
Автор имеет субъективные представления о читателе,
На этой основе
создается определенный образ человека, с которым публицист как с вполне
реальным лицом может советоваться, делиться собственными мыслями и чувствами и т.п.
Воображаемый читатель может выступить и в роли оппонента, с которым автор ведет заочный спор по тому или иному вопросу, и в качестве сочувствующего слушателя, и как лицо, к чьему мнению автор апеллирует, и как некий проницательный человек, который может легко догадаться о дальнейшем развитии сюжета
Автор может уточнить для читателя какой-либо значимый факт, поставить перед ним риторический вопрос, поделиться своими непосредственными размышлениями. Подобного рода приемы используются для удержания и стимулирования читательского внимания, для ориентирования читателя в перипетиях судьбы героя
Слайд 34Герой в публицистике
Публицистике интересен человек как представитель общества, власти, толпы
Публицистика
ищет типичного человека среди реальных людей, выделяя те или иные
его особенности как общие, типические, сохраняя в то же время индивидуальные черты и приметы
Единичный конкретный человек представлен в реальных жизненных обстоятельствах – типичных для аудитории
Слайд 35Приемы создания образа в публицистике
В публицистике выработана целая система художественно-выразительных
средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче высветить
тот или иной факт или явление действительности: агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение
Слайд 36Типизация
Один из способов предъявления фактического материала в очерке
Используется в художественно-публицистических
жанрах с целью выявления типических черт, характеристик и свойств изучаемого
объекта
Очеркист в самой жизни, в конкретном проявлении находит наиболее типичный факт, который нагляднее всего заключает в себе основные черты явления... «Типизация в очерке – это прежде всего отбор наиболее существенного, что имеется в самой жизни, в самой действительности»
Слайд 37Взаимоотношение действительности и авторской фантазии
Публицистический канон изображения человека - реальный
человек в реальных обстоятельствах
Выбор героя, событий ограничен действительностью
Возможна ли фантазия
в очерке?
Слайд 38Прием создания образа?
Фантазия в очерке ограничивается реальностью и определяется субъективным
видением автора
Трансформация факта в образ художественной публицистики достигается за счет
различных способов его творческой обработки: типизации, авторской интерпретации и образной трактовки.
Авторская фантазия – подобный прием?
Слайд 39Авторское воображение
Участвует в трансформации факта в документальный образ
Наиболее активно проявляется
при создании полноценных художественных образов, отличающихся от документальных своей вымышленностью.
В документальных типах творчества вполне допустимы условность и вымысел
Автор использует прием художественного моделирования действительности
Слайд 40Авторское видение ситуации – тоже условность
условность как механизм, способ отражения,
заключающийся в намеренной деформации явлений с целью постижения их сути
Автор
мысленно пересоздает, переформировает действительность
Слайд 41Роль воображения при создании очеркового произведения
активна потому, что творец является
не только субъектом, но и объектом художественного отображения
В содержании
любого очерка могут проявиться личностные особенности восприятия отдельной личности, его ценностные ориентации, впечатления, эмоции, чувства, жизненные установки и опыт
«Адекватный образ не является мертвым зеркальным слепком с живой природы. Процесс его рождения предстает как продуктивный, созидательный, творческий акт работы сознания, связанный с реализацией практических целей, удовлетворением общественных потребностей» (Э.Варустин)
Следовательно воображение включается только тогда, когда у автора накоплены определенные впечатления, представления и образы реального мира
Слайд 42Понятие публицистической условности
Публицистическую условность исследователи предлагают рассматривать как сложный механизм
отображения действительности, имеющий своей исходной точкой документальную фиксацию жизненного факта
и в то же время предполагающий «закрепление» данного факта в ткани произведения и соединение его с подобными ему путем свободных ассоциативных связей, не нарушающих объективного и достоверного звучания описываемого фрагмента
Слайд 43Формы условности в очерке
выбор определенного ракурса при изображении человека
авторская
точка зрения
свобода выбора элементов повествования
различного рода домыслы и версии, которые
могут быть открыто заявлены автором
догадки о мыслях героя, которые выводятся из каких-то внешних характеристик героя, его поступков, действий, жестов, речи и т.п.
пространственно-временная условность
Слайд 44Вымысел в очерке
допустим только в том случае, если он полностью
подчинен, с одной стороны, реально описываемому событию или процессу, а
с другой — факту, из которого порождаются причинно-следственные закономерности
Автор может домысливать лишь только то, что может, по его предположению, вытекать из логики развития ситуации
Примеры?
Слайд 45Пространство и время в очерке - «универсальные» формы условности
Мы имеем
дело не с реальными временем и пространством, а с их
отражением
По воле автора герои могут путешествовать во времени и пространстве
Открытость времени в публицистике, включенность в широкий контекст конкретной исторической эпохи
Публицистическое время в очерковом произведении «открыто» не только настоящему и будущему, но и прошлому
Внимание к настоящему дает возможность раскрыть насущные человеческие дела, нацеленность на будущее может расширить видение дальнейшего развития ситуации
«Открытость» публицистического времени проявляется в пластической гибкости: в очерке возможны переходы из одного временного периода в другие
Слайд 46Понятие ракурса изображения в очерке
изображение объекта с различных точек зрения
все
зависит от того, какую сторону объекта захочет отобразить автор и
для какой цели, под каким углом зрения он его представит, на чем сфокусирует особое внимание
творчестве
Журналист, перерабатывая множество фактов действительности, отбирает только те из них, которые наиболее ярко высветят то или иное явление
Слайд 47Сюжет в очерке, его сущность
В журналистике под сюжетом понимают «движение
событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы,
противоречия, общественные конфликты.
Сюжет дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними»
В сюжете журналистского произведения как правило отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются самой развитой частью
Слайд 48Классификация Е.П. Прохорова
Типы публицистических произведений:
1) сюжетный тип
2) тип
с фабульной основой
3) тип с проблемно-аналитической организацией произведения
Слайд 49Сюжетный тип
Выстраивая свое сочинение по принципу событийного сюжета, автор, как
правило, стремится показать основную канву или контур события, которое может
быть «свернуто» или развернуто во времени и пространстве.
Главное при этом - показать динамику развития той или иной конкретной жизненной ситуации от завязки до ее завершения
Сюжетный тип организации материла предпочтителен при подготовке произведения, где объектом журналистского анализа является человек
Слайд 50Тип с фабульной основой
фабульное построение материала от сюжетного отличается тем,
что основной заботой журналиста здесь является выделение наиболее примечательных событий,
которые раскрывали бы то или иное социальное явление или проблему
Для воссоздания целостной картины описываемого явления используются различные смысловые связки, авторские ремарки и отступления, ассоциативные связи и т.д., но главным стержнем остается фабула
Слайд 51Композиция журналистского произведения
В журналистском произведении (в силу особенностей публицистического отображения
действительности – прерывистого и мозаичного) могут связываться различные события, разделенные
во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д.
такое соединение различных содержательных компонентов способствует созданию целостного, связного и законченного произведения
Слайд 52Е.П.Прохоров
«Композиция оказывается прежде всего расположением в пространстве произведения осмысленных автором
событий, ситуаций и лиц в характерности их взаимоотношений и движения»
Композиционная
гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста (отбора удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину)
Слайд 53композиция очерка
Исследователи отмечают полифоничность, широту и многообразие композиционных форм и
приемов в зависимости от темы, позиций и творческой индивидуальности автора,
наконец, самого жизненного материала, положенного в основу очерка
Слайд 54Типы композиционных форм в очерке
1) Хроникальное построение материала (описание явлений,
событий, человеческой жизни в их временной последовательности)
2) Причинно-следственные связи
(очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя "во времени", а все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности, как движение мысли, система положений, система выводов и доказательств)
3) Эссеистская свободная форма построения, основанная на ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью, пестротой употребляемых композиционных приемов и средств
Слайд 55Элементы композиции
Заголовочный комплекс
Зачин
Фрагменты текста (главки?), представляющие составные части публицистического образа
Финал