Слайд 1Технология
ткачества поясов
на дощечке
и бёрдышке
Автор: Васильева Наталья
Анатольевна
учитель технологии МБОУ Жемчужненская СОШ № 1
Ширинский район Республика
Хакасия
урок технологии
7 класс
Слайд 3Тельник (или сетка) – крестильный пояс 1-3 см шириною, носимый
на голом теле.
Черес или чересел, чресленик, чресельник (от слова «чересла»,
то есть «поясница») – то же, что и пояс, а также долгий кошель кишкой, в котором носят деньги, опоясываясь под одеждой.
Слайд 4Столбунец – широкий тканый пояс с поперечными полосками
Ремень –
кожаный пояс, в народном костюме почти не использовался.
Поясок – шнур
или тесьма разного вида, иногда с кисточками, для повязки по мужской рубахе или женскому сарафану .
Пояс или опояска, подпояска, подпоясок, опоясь, опоясина, опоясовина, опоясник, опоясок — широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды. Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина — от 1 до 3 метров, причем женские пояса были обычно длиннее мужских (до 5 м) и нередко обертывались вокруг фигуры несколько раз.
Надживотник или наживотник – узкий пояс для исподней рубахи.
Слайд 5Покромка или покрома, покромь – плетеный, тканый или валяный узкий
пояс длиною до 3 метров из шерстяных нитей для подпоясывания
сарафана и юбки. Пояс или сразу завязывался спереди, или вначале оборачивался вокруг талии, начиная с живота, два раза.
Кушак – широкий пояс для подпоясывания верхней одежды, изготавливался из ткани или из шерстяной или полушерстяной пряжи, его длина доходила до трех метров. Кушаки изготавливались на кроснах или с помощью бердышка; поверхность могла быть как гладкой, так и с рельефным узором. Кушаком обертывались два раза, начиная спереди. Женщины завязывали кушак только по левой стороне, а мужчины — на любой стороне. Часто кушак не завязывали, а подтыкали под него концы.
В хакасском мужском костюме кушак ("Хур») был длиной 7-9 м (чем длиннее, тем богаче).
Слайд 6Ношение пояса всегда связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса
считалось нарушением общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение
имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».
Часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употребляется в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д
Слайд 7С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством,
старым и новым домом. Так у белорусов, при переходе в
новый дом, хозяин перетягивает всех членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.
Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое.
До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая подходя к колодцу за водой, укладывала поясок на сруб колодца
Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.
Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям.
Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка).
Подметая дом, она завязывала поясок на веник.
Слайд 8Поясом связывали первый сноп урожая.
При первом выгоне скота в
поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс,
чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки.
Первую борозду вели коня за пояс. При покупку скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в такой момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.».
В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами.
В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девичий пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода.
Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.
Слайд 9Один из самых архаичных ручных способов создания тканого полотна.
Археологические
находки 12 века под стенами московского кремля, представляющие собой костяные
плакетки с четырьмя дырочками в уголках, указывают на широкое бытование и древность этой техники на Руси. Она была распространена по миру повсеместно.
Ткачество
на дощечках
«кружках»
Слайд 10В разных источниках можно найти потрясающие образцы китайских поясов, сотканных
на дощечках из шелковых, серебряных и золотных нитей. Многие любители
практической истории по всему миру осваивают эту удивительную технику.
Слайд 11Название «бёрдышко» произошло от слова «бердо» — деталь ткацкого стана, похожая
на гребень с зубьями.
Для изготовления бёрдышка мастера берут деревянную тонкую
пластину (или фанеру) и выпиливают в ней продольные отверстия, образующие промежутки между зубьями, затем прожигают в середине каждого зуба круглое отверстие.
Слайд 12Один конец пучка нитей привязывался к крюку, а второй закреплялся
на поясе мастерицы. Когда бёрдышко приподнимали, то одна группа нитей
оставалась на месте, а вторая уходила наверх, и в образовавшийся зев пробрасывалась нить утка. Затем бёрдышко опускали и действия возобновлялись
Ткачество на БЁРДЫШКЕ
Слайд 20Практическая работа
«МАКЕТ ТКАЦКОГО СТАНКА,
ТКАЧЕСТВО»
Внимательно изучи
карту и
выполни макет
ткацкого станка.
Натяни нити основы
разного цвета,
Вдень в иглу
нить утка
и выполни полотняное
Переплетение и сдвинь вилкой.
Сними полотно и разрежь
нити основы.
Завяжи концы обрезанных
ниток попарно. Сделай рамку.