Слайд 2Речь
Виды речи
Письменная
Внутренняя
Устная
Слайд 3Разделите текст на предложения.
Звенит
звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта
ученики быстро пишут свои работы.
Звенит звонок. Он зовёт детей на урок. Учитель читает текст диктанта. Ученики быстро пишут свои работы.
Слайд 4Составьте из слов предложения.
севера, резкий, с, дует, ветер
С севера дует
резкий ветер.
деревьев, листья, жёлтые, с, падают
Жёлтые листья
падают с деревьев.
небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей
В небе раздаётся грустный крик журавлей.
Слайд 5Лес обнажился, поля опустели,
Поздняя осень. Грачи улетели,
Грустную думу наводит она.
Только
не сжата полоска одна...
Слайд 6Н. Некрасов «Несжатая полоса»
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только
не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
Слайд 8Цели урока: вспомнить …
что такое текст
признаки текста
какие типы текстов
бывают
Слайд 9Что такое текст?
Это много предложений.
Это предложение, записанное в тетрадь.
Это два
или несколько предложений, связанных по смыслу.
Слайд 10Два или несколько предложений.
Тема
(то о чём говорится в тексте)
Главная
мысль - идея
(чему учит)
Предложения расположены в определённой последовательности. Они связаны
по смыслу
Текст выражает законченную мысль.
Заголовок
Слайд 11 Типы текстов
Повествование
Что, когда, где
Смена
случилось? кадров фильма
Описание
Какой? Картина
Какая? (Изображение
Какое? «замерло»)
Рассуждение
Почему? Поиск
Зачем? решения
Слайд 12Мимо города большого:
Он бежит себе в волнах
Пушки с пристани палят,
На
поднятых парусах
Ветер по морю гуляет
Кораблю пристать велят.
Мимо острова крутого,
И
кораблик подгоняет;
Кораблю пристать велят.
Слайд 13А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
Ветер по морю гуляет
И кораблик
подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо
города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Слайд 14А. Дорохов «Сластёна»
Наша Мурка
– странная кошка. Она любит лизать сладкий мёд. Лежит раз
Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл Мурку к улью. Мурка стала на задние лапки и сунула мордочку в леток.
Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.
Мурка стрелой умчалась прочь.
Слайд 15В. Сейранян «Янтарь»
Многие
сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря.
Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.
Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.
А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.
Слайд 16Разделите текст на части
Ласточки
Над наличником окна было гнездо ласточек.
Однажды из
гнезда выпал птенчик.
Ласточки кружились над ним и звучно
пищали. Это увидел
Петя. Он поднял птичку
и посадил в гнездо. Ласточки весело
защебетали.
Л. Толстой
Слайд 17Проверь!
Ласточки
Над наличником окна
было гнездо
ласточек.
Однажды из гнезда
выпал птенчик.
Ласточки кружились над ним и звучно
пищали. Это увидел Петя. Он поднял птичку
и посадил в гнездо.
Ласточки весело защебетали.
Л. Толстой
Слайд 18И. Шахрай «Ромашка и жук»
Жила на лугу ромашка. Дружила она с жуком. С утра
до вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга.
Жила на лугу ромашка. Дружила она с жуком. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга.
Слайд 19Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова.
Очень красив лес в осенние ________ . Солнечные
лучи ____________ верхушки деревьев. С берёз падают лёгкие _________ листочки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших __________ .
дни
освещают
жёлтые
листьев
Слайд 20Определите тип текста по заголовку.
«Почему нельзя разорять птичьи гнёзда?»
«Как
мы с папой ходили в зоопарк»
«Красив русский лес!»
Слайд 21Цели урока достигнуты?
Что такое текст?
Какие признаки текста знаете?
Какие типы
текстов бывают?