Разделы презентаций


Текст, его признаки и типы

Содержание

Текст Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой. Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Текст, его признаки и типы
Способы и средства связи предложений в

тексте

Текст, его признаки и типыСпособы и средства связи предложений в тексте

Слайд 2Текст
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое

темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца,

а может быть статьёй, книгой.
 Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.
Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания.
Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.




Текст	Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять

Слайд 3Текст – особая единица языка и речи
Основные признаки текста:
Информативность
Цельность -

тематическое и композиционное единство всех его частей;
Связность - наличие грамматической

связи между частями (цепная, параллельная);
Завершенность - относительная законченность.

Текст – особая единица языка и речиОсновные признаки текста:ИнформативностьЦельность - тематическое и композиционное единство всех его частей;Связность

Слайд 4 Содержание, тема и идея текста
Смысл текста – единство его

содержания и словесной формы выражения этого содержания
Содержание текста может

быть выражено только в словесной форме
Единство тексту придают тема и идея
В тексте может быть проблема, над которой размышляет автор

Содержание, тема и идея  текста  Смысл текста – единство его содержания и словесной формы

Слайд 5Основная мысль (идея) текста
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора

к предмету речи, его оценку изображаемого.
В художественном тексте часто

используются предложения со значением оценки.
Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Основная мысль (идея) текста	Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В

Слайд 6Проблема
Проблема – это сложный вопрос,
требующий изучения, разрешения
В тексте может быть

несколько проблем
Проблема может быть сформулирована двумя способами:
Одним словом или словосочетанием

(проблема чего?): Проблема экологии
В форме вопроса: Что важнее – закон или совесть?

ПроблемаПроблема – это сложный вопрос,требующий изучения, разрешенияВ тексте может быть несколько проблемПроблема может быть сформулирована  двумя

Слайд 7Темы широкие и узкие
Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут

быть широкими, общими и узкими, конкретными.
Например: Охрана природы—широкая тема; Ребята

спасли тонувшего в реке зайчонка — узкая.
Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.

Темы широкие и узкие Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими, общими и узкими, конкретными.Например: Охрана

Слайд 8Микротема
Микротема– часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают

её.
Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них

имеет свою тему.
Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте.
По количеству абзацев можно определить количество микротем.
В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).


Микротема Микротема– часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.Если в тексте есть несколько частей, то

Слайд 9 Таблица «Строение абзаца»
Абзац – часть текста между двумя отступами,
которая

служит для выделения основных мыслей,
для перехода от одной мысли

к другой.
Предложения в абзаце тесно связаны между собой одной мыслью.
Каждый новый абзац – новая мысль, новый этап в развитии действия.

Таблица «Строение абзаца» Абзац – часть текста между двумя отступами, которая служит для выделения основных мыслей,

Слайд 10Тип речи-
это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на

одну из задач:
статически изобразить действительность, описать ее (описание);
динамически

отразить действительность, рассказать о ней (повествование);
отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение).
Тип речи- это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач: статически изобразить действительность, описать

Слайд 11Таблица «Типы речи»

Таблица «Типы речи»

Слайд 12Способы связи предложений в тексте
Цепная связь
Параллельная связь

Способы связи предложений в текстеЦепная связь Параллельная связь

Слайд 13Параллельная связь
Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому.
Схема

параллельной связи:          1
                                            

 2 – 3 – 4 – 5 …
Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Параллельная связь Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. Схема параллельной связи:          1                                            

Слайд 14Цепная связь
Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со

вторым и т.д.
Схема цепной связи:  1 – 2 – 3

– 4…
Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…( Ю. Куранов)

Цепная связь Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.Схема цепной связи:  1 –

Слайд 15Лексические средства

Средства связи
предложений в тексте
Грамматические средства

Лексические средства Средства связи предложений в текстеГрамматические средства

Слайд 16Лексические средства связи:
Однотематическая лексика
Однажды читатель берёт в

руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он

восклицает:
- Как этот человек мог выразить мои переживания?!
Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения поэтической книги.
Лексические средства связи:Однотематическая лексика   Однажды читатель берёт в руки книгу…Возникает воспоминание пережитого счастья или горя,

Слайд 17Лексические средства связи:
Лексический повтор, однокоренные слова


Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
Лексические средства связи:Лексический повтор, однокоренные слова

Слайд 18Лексические средства связи:
Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
Из

Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и

перестали бояться людей.
Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
Лексические средства связи:Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)	Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички

Слайд 19Лексические средства связи:
Антонимы( в том числе и контекстуальные)

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами.
Лексические средства связи:Антонимы( в том числе и контекстуальные)   У природы много друзей. Недругов у неё

Слайд 20Лексические средства связи:
Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила

область со столицей. (Ф.Абрамов)

Лексические средства связи:Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Слайд 21Грамматические средства связи:
Союзы (преимущественно сочинительные)
Война принесла нашей

стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил

потому, что был до конца предан своей Родине.
Грамматические средства связи:Союзы (преимущественно сочинительные)   Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но

Слайд 22Грамматические средства связи:
Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)

Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг

и помощник, но и до конца верный спутник.
Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.
Грамматические средства связи:Местоимения (личные, указательные, определительные и другие)   Любите книгу всей душой. Она не только

Слайд 23Грамматические средства связи:
Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды

и другие)
Туристы вышли на поляну. Здесь решили

они остановиться на ночлег.
Грамматические средства связи:Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие)   Туристы вышли на

Слайд 24Грамматические средства связи:
Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)

В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.

Грамматические средства связи:Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие)   В поле гулял ветер. В лесу

Слайд 25Грамматические средства связи:
Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и

связь между ними
Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам

здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец, принесёт массу удовольствия.
Грамматические средства связи:Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними  Занимайтесь спортом! Во-первых,

Слайд 26Грамматические средства связи:
Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один

вид в соседних предложениях)
Подражание французскому тону времён Людовика XV

было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Грамматические средства связи:Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) 	Подражание французскому тону

Слайд 27Грамматические средства связи:
Числительные( количественные, порядковые, собирательные)

Друзья работали

слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.


Грамматические средства связи:Числительные( количественные, порядковые, собирательные)   Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали

Слайд 28Грамматические средства связи:
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам

текста
На столе лампа. Огонь в камине. На стене

тени. (Все предложения двусоставные неполные)
Грамматические средства связи:Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста  На столе лампа. Огонь в

Слайд 29Грамматические средства связи:
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных

предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Грамматические средства связи:Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. 	Уметь говорить – искусство. Уметь слушать

Слайд 30 Средства связи предложений в тексте
Предложения могут связывать сразу несколько языковых

средств
Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека

я видел и вчера. ( Указательное местоимение, синоним и частица)
Средства связи предложений в тексте Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств   Кто-то незнакомый

Слайд 31Проверь себя!
упражнения

Проверь себя!упражнения

Слайд 32Лингвистическая задача.
На третий день, когда зерцало – солнце появилось из

футляра востока,…
На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров

ночи,…
На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…
На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…


…рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.
…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».


Лингвистическая задача. На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…На пятый день, когда с

Слайд 33Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства

связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова

одной тематической группы:
1 – B Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало.
2 – C Сорвали покров ночи – без покрова
3 – A Пламя солнца – с пылающим сердцем
4 – D Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти



Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического

Слайд 34 Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении.
1. А бедные люди часто

совсем не получали соли.
2. За столом солонка стояла около хозяина.
3.

Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.
4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.
5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.
6. Больше сыпал тому, кого уважал.
7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».
8. Он сам сыпал соль гостям.
9. И нередко пересаливал.

КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7

Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении. 1. А бедные люди часто совсем не получали соли.2. За

Слайд 35 Одинаково ли построены тексты? Определите способ и средства связи предложений

в тексте.
На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста,

плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.

Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.
(И. С. Тургенев «Записки охотника»)

Одинаково ли построены тексты? Определите способ и средства связи предложений в тексте. На пороге избы

Слайд 36На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый

и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа:

такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.

Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.

1 текст – параллельная связь
- грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов)
- лексические (слова одной тематической группы)

2 текст – цепная связь
- грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)

На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был

Слайд 37Определите средства связи предложений в тексте
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день,

погасающий свет. 
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в

улетающий день. 
Раздышались цветы – и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз. 
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа. 
И не помню – откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок)

В этом тексте использованы следующие средства:
- прямой лексический повтор (день),
- контекстуальные синонимы (исчезающий, погасающий, улетающий),
- контекстуальные антонимы (исчезать – заниматься),
-одинаковые временные формы глагола,
- синтаксический параллелизм.

Определите средства связи предложений в текстеЗапевающий сон, зацветающий цвет,Исчезающий день, погасающий свет. Открывая окно, увидал я сирень.Это было

Слайд 38Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение.
Не так давно учёные считали, что

успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем

больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами.(По материалам периодической печати)
!!!!Соедините содержание микротем в текст, используя средства связи предложений.


Прочитайте текст.  Напишите сжатое изложение.	Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с

Слайд 39Вариант сжатого изложения
Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни

человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты

знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.
Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности – это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.


Вариант сжатого изложения	Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей.

Слайд 40Домашнее задание
Самостоятельная работа по карточке (см. файл)
Словарь и словник №№11-12

Домашнее заданиеСамостоятельная работа по карточке (см. файл)Словарь и словник №№11-12

Слайд 41Проверь себя!
тестирование

Проверь себя!тестирование

Слайд 42Закончите предложения
Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть ______________, общими

и ____________, конкретными.
_______________ план включает в себя подпункты (т.е.

заголовки более мелких частей).
Цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения - ___________________.
Предложения в тексте могут сцепляться при помощи ____________________________________.
В различных документах ( справках, расписках, указах, приказах) используется именно этот стиль - _________________________________.
Основная цель этого стиля -__________________________

широкими

узкими

Сложный

эпиграф

описательных оборотов

официально-деловой стиль

точная передача деловой информации

Закончите предложенияТемы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть ______________, общими и ____________, конкретными. _______________ план включает в

Слайд 437. _________- одна из разновидностей повествовательного типа речи, описывающая небольшой

эпизод из жизни.
8. __________ - это небольшое литературное произведение ______________________

типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя.
9. Построение рассказа - _________, ______________ , __________.
10. _______________ - это момент, с которого __________ событие и от которого зависит его развитие.
11. ________________ - момент ________________________ в развитии события.
12. _________ - результат развития события, его _______________ момент.
13. __________________ автор обычно поясняет, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать.
14. ___________________ автор чаще делится своими раздумьями по поводу описанных событий.

Рассказ

Рассказ

повествовательного

завязка

кульминация

развязка

Завязка

начинается

Кульминация

наивысшего напряжения

Развязка

заключительный

Во вступлении

В заключении

7. _________- одна из разновидностей повествовательного типа речи, описывающая небольшой эпизод из жизни.8. __________ - это небольшое

Слайд 4415. Описание – это _____________.
16. Основа описания – перечень __________________

или _____________ признаков предмета, явления.
17. Основа описания помещения – перечень

признаков ____________ и _____________________________.
18. _______________ картины – это картины о жизни людей.
19. Местоимения ___ лица ________________ и ________________ числа часто выступают в роли средств связи слов в предложении.

тип речи

одновременных

постоянных

помещения

находящихся в нем предметов

Жанровые

3

единственного

множественного

15. Описание – это _____________.16. Основа описания – перечень __________________ или _____________ признаков предмета, явления.17. Основа описания

Слайд 45Использованные материалы
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura
http://festival.1september.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://images.yandex.ru/yandsearch
http://www.onelegend.ru
 

Использованные материалыhttp://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearchhttp://www.onelegend.ru 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика