Слайд 2Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение.
Текст –
это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и
основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.
Слайд 3Основные признаки текста:
Тематическое и композиционное единство всех его частей
Наличие грамматической
связи между частями (цепная, параллельная)
Смысловая цельность, относительная законченность.
Слайд 4Смысловые отношения между предложениями
Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию
другого
Содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один
из его членов, а содержание третьего – смысл второго.
Слайд 6Параллельная связь
При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим,
а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или
противопоставления.
Слайд 7
Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения
выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений.
Слайд 8Например
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?
Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги?..
(А.Пушкин)
Здесь и риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.
Слайд 9Во многих текстах с параллельной связью предложений данное – первое
предложение, а новое – все последующие, все они конкретизируют, развивают
мысль, выраженную в первом предложении. Предложения в текстах с такой связью обычно имеют одинаковое строение, т.е. синтаксически однотипны, параллельны.
Слайд 10Параллельная связь может усиливаться:
Вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец.
Наречиями места: справа,
слева, впереди, там.
Наречия времени: сначала, потом.
Деепричастными оборотами.
Придаточными предложениями.
Слайд 11Цепная связь
Главное в цепной связи – повтор ключевого слова, замена
его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена
предложения. Связь может осуществляться путём семантических соответствий или ассоциаций.
Слайд 12Например:
Зал ожидания небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом.
Кот ещё не стар и не спит, потому и крутится
на полу, преследуя свой собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в чёрном полупальто и в чёрных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой …
Тип связи предложений в этом отрывке – лексический повтор: зал ожидания… даже с котом – кот ещё не стар – Пашка угостил его рыбной головкой.
Слайд 13
Например:
…вошла маленькая, опрятная, неопределённых лет старушка: Маша Моховка. Она из
другого колхоза, Пашка видал её и раньше.
У лексическому повтору здесь
можно отнести: Маша Моховка – она – её.
Слайд 14Пашка попил из бачка воды. Ещё раз перечитал поездное расписание.
Грамматический
повтор: попил – перечитал.
Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами
глаголов прошедшего времени совершенного вида единственного числа, они могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения.
Слайд 15
Зимою не то что летом: вокзалы маленьких станций пустые и
чистые. Поездов мало, да и никто не сорит шелуху семечек,
народу совсем нету.
Семантические и ассоциативные связи в этом отрывке текста:
вокзалы пустые – поездов мало – народу совсем нету.
вокзалы чистые – никто не сорит шелуху семечек.
Слайд 16Работу выполнили
ученицы 10 Акласса МОУ СОШ №6 г. Амурска
Павленко Екатерина
и Шалдеева Вероника
Учитель Плохотнюк Инга Владимировна
2011 год