Слайд 1Текстиль
часть 2:
Роспись по ткани
«Беседы об искусстве»
1 класс
Слайд 2Роспись как способ декорирования ткани
Ручная художественная роспись тканей - своеобразный
вид оформления текстильных изделий уходящий своими корня в глубокую древность.
Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Древнейший способ украшения тканей путем резервирования узора разогретым воском, парафином, смолой или другими веществами был известен во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани изо льна и шерсти III–VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне. В древности считалось, что одежда, украшенная росписью, защищает человека от всяческих напастей
В Японии, Шри-Ланке, Перу, Иране, Армении, Азербайджане, африканских странах также бытовали приемы горячего батика.
Известно, что в VI веке в Малайзии делали материал из коры дерева. Узор наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали краской из красного камня (охрой) или сажей.
Это древний метод окрашивания ткани использовали и в Китае. Письменные источники сообщают, что ещё в III веке до н. э. народность мяо и некоторые другие начали применять восковую технику для создания не только индиговых, но и разноцветных тканей и достигли совершенства.
Слайд 3А в России – набойка!
Набойка – это техника нанесения рисунка
на ткань при помощи деревянной печатной доски с рельефным орнаментом.
Вид декоративно-прикладного искусства. С её помощью получают узор монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным рисунком, а также ткань с узором (набивная ткань), полученным этим способом. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком киянкой. Отсюда и название «набойка», «набивка». Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.
Слайд 5В России технология изготовления набивных тканей известна, по меньшей мере
с X века. Массовое производство набойки и расцвет промыслов, занимающихся
изготовлением набивных тканей, пришёлся на XVIII — первую половину XIX века.
В XVIII веке в русской набойке были распространены крупные сложные узоры, требовавшие известного мастерства для получения ровного рисунка.
В XIX веке стали распространены более мелкие рисунки. Небольшие набивные доски стали предметом повседневного обихода, они продавались на ярмарках повсеместно. Особую популярность набойка получила в северных регионах, где производство угасло уже в 1920—1930-х годах. Сохранились даже набивные доски с «модными» рисунками паровозов и тракторов.
Для набойки изготавливают деревянные формы-штампы с узором. Изготовление таких форм — особое искусство резчика.
Формы бывают резные деревянные — манеры, или наборные — медные пластины с гвоздиками, в которых узор набирается из медных пластин или проволоки.
Слайд 8Промысел
Занятие набойкой по ткани частному мастеру было не под силу,
поскольку для этого требовалось не мало рабочих рук и специальное
оборудование. Было выгодно объединяться в артели.
Достаточно хорошо был развит промысел на Русском Севере, в Каргополье, а так же на территории Костромской, Вологодской, Тверской губерний и других.
Артели принимали заказы на ярмарках. Для этого научились изготавливать образцы.
Слайд 10Известен самый большой образец, он хранится в Сергиевом Посаде, в
Историко-культурном музее-заповеднике. Это полоса ткани длиной 10 метров, на которую
нанесены разные узоры, разделённые полосами. Каждая полоса имеет свой номер.
В наше время промысел не имеет прежних масштабов и почти заменен машинным производством на фабриках. Но ручная набойка живёт, традиции продолжаются. Немало проводится мастер-классов, есть и мастерские по изготовлению тканей с ручной набойкой.
Слайд 11Русские набойки – Павлопосадские платки
Слайд 12Эти платки берут начало от простого куска белого полотнища с
вышивкой, которое называлось убрус. К XVII веку убрус уступает место
платку или шали.
К началу XVIII века в районе г. Павловский посад уже существовали традиции кустарного текстильного производства. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.
Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Иваном Дмитриевичем Лабзиным. Лабзины имели небольшое производство. Большая часть материалов раздавалась крестьянам окрестных селений, которые на домашних станах вырабатывали шелковые и бумажные материи и платки.
Правнук, Яков Иванович Лабзин, совместно с Василием Ивановичем Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павлово-посадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.
Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е годы. В 1881г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.
После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.
В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.
В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.
В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года — ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».
Слайд 14Ивановские ситцы
В Иванове в 1740 – 44 годах работала полотняная
фабрика Г. Бутримова, в 1750 – х годах открылись предприятия
Е.И. Грачёва, И.М. Гарелина и И.М. Ямановского. В 1760 – е годы открылось набойное заведение Н.И. Ишинского.
В XVIII веке контуры печатались масляными красками, а цветные полоски – заварными красителями. Продукция выпускалась в четырёх видах: выбойки, набойки, ситцы и полуситцы.
В период с 1793 по 1798 года ивановские мануфактуры использовали способ «расцветки» - спиртовыми красками кисточкой от руки раскрашивали определённые участки узора. Но к сороковым годам 19 века ручной труд заменили плоскопечатные машины (перротипы).
Во второй половине XIX века ивановские текстильные предприятия активно участвуют в промышленных выставках как отечественных, так и международных. К этим выставкам готовились фирменные альбомы с образцами продукции - экспонентов выставок. Большое собрание таких альбомов содержит фонд тканей Ивановского государственного объединенного историко-революционного музея.
Музея ивановского ситца давно стал артефактом в культурном пространстве России.
В 2007 г. при содействии Московского Дома Моды «Слава Зайцев», Правительства Ивановской области и клуба «Деловая женщина» была открыта экспозиция «Слава Зайцев. Жизнь = Творчество» – рассказ о жизни и творчестве всемирно известного модельера, которые для него не разделимы. Зайцев родился в Иваново, здесь закончил текстильный техникум и начал свой творческий путь.
Слайд 18Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов
Считают,
что в Индонезии батик начал развиваться в начале нашей эры.
Трудно сказать, является ли Индонезия родиной батика, или он появился здесь под влиянием индийских и китайских традиций. Скорее всего, развитие батика шло с разных сторон. Именно в Индонезии техника батика была доведена до совершенства благодаря тому, что она стала придворным искусством во дворцах Центральной Явы. Слово «батик» - индонезийское. «ba» обозначает хлопчатобумажная ткань, «tik» - «точка, капля», «ambatik» - рисовать, штриховать каплями.
Слайд 19Как делают батик в Индонезии сегодня:
Слайд 20Холодный батик
Этот прием росписи основан на применении резервирующего состава на
основе бензина или резиновый, ограничивающего растекаемость краски. Резервирующий состав наносят
на ткань в виде замкнутого контура. Резерв наносят при помощи стеклянной трубочки с носиком или из тюбика с острым носиком.
Наведенные линии резерва высушивают в течении 10-12 часов, проверяют их непроницаемость при помощи капли воды. Если линии резерва не пропускает влагу, можно наносить красочный слой. Краску наносят кистью, тампоном. Краска при этом не должна попадать на линии резерва. Сушат работу в горизонтальном положении.
Для батика используют хлопчатобумажные ткани, шелк, шифон, сатин.
Слайд 22Горячий батик
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск
наносится с помощью специального инструмента. Места, покрытые воском, не поглощают
краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Слайд 25Домашнее задание:
Составить конспект:
Набойка – определение, кратко техника создания такой росписи
Ивановские
ситцы, Павлопосадские платки
Батик – определение, происхождение, виды и их
отличия
Посмотреть фильм «Ивановские ситцы»