Слайд 1Тема :
Инновационный менеджмент:
основы
к.э.н., доцент кафедры:
«Государственное управление и социология региона»,
Пензенский
государственный университет
Осташков Александр Валерьевич
2019 год
Слайд 2Необходимость изменений в организации
В мире живых систем развитие – это
не цель, а форма существования любого организма, в том числе
и таких как человек, предприятия или их объединение, регион, государство
Нельзя выжить, не думая о будущем, не занимаясь развитием.
Развитие, это жизнь, а жизнь – это борьба, поскольку всегда сопровождается преодолением трудностей. В экономике это конкурентная борьба, в которой побеждает тот, кто опередит конкурента.
Победа в конкурентной борьбе невозможна без наличия осознанного сильного желания превзойти конкурента и способности к быстрым изменениям.
В условиях глобальной конкуренции необходимо постоянное совершенствование как революционного, так и эволюционного характера. В современном мире «быстрые едят больших», то есть побеждает не тот, у кого большие активы, а тот, кто умеет быстро обновлять старые и создавать новые.
Организация, руководствующаяся в своей деятельности задачей выживания, обречена на поражение в конкурентной борьбе !!!
«Там где прекращается рост, начинается умирание» (П. Дракер)
В настоящее время преимущество получает тот, кто раньше задумается о будущем (О. Дерипаска)
Главное в бизнесе – отличия, отличия и еще раз отличия. Чем больше вещей вы охватываете и чем больше вы теряете фокус, тем сложнее вам дифференцировать свой продукт. Дифференцируйся или умри! (Джек Траут)
Слайд 3Понятие и необходимость инноваций
Инновация – полезное нововведение, т.е. новшество внедренное
в практику (на рынок) и дающее полезный эффект (финансовый, социальный,
бюджетный, экономический).
Инновация – конечный результат творческого труда (инновационной деятельности), получивший реализацию в виде новых или усовершенствованных продуктов, реализуемых на рынке или технологических или организационных процессов, используемых в практической деятельности
Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе, т.е. в процесс её использования.
Инновация – продукция творческого труда, имеющая новизну и завершенный вид товара (т.е. удовлетворяющая потребности потребителя), готового к применению и распространению.
Инновация – результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организация изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки.
Инноватика – область знаний, развивающая методологию и организацию инновационной деятельности.
Инновационный тип развития общества предполагает, что инновации пронизывают всю ткань общества, все сферы человеческой деятельности.
Инновационная экономика – экономика, нацеленная на активное развитие, основанное на инновациях. Наиболее эффективным подходом к построению инновационной экономики в последнее время считается кластерный подход.
Кластер – сеть юридически независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости.
Инновационная активность – динамичная целенаправленная деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием коммерческой выгоды и конкурентных преимуществ.
Инновационно-активная организация — предприятие, осуществляющее разработку и применение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды.
Инновационная продукция (ИП) – продукция, подвергавшаяся технологическим изменениям разной степени. Ее состав определяется соответственно видам технологических инноваций.
Инновационная продукция – изделия:
новые (вновь внедренные) или подвергавшиеся усовершенствованию – результат внедрения продуктовых инноваций;
основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция) – результат внедрения процессных инноваций.
Объем ИП включает в себя продукцию, произведенную в отчетном году на основе разного рода технологических инноваций. Статистика учитывает объем ИП аналогично объему отгруженной продукции в отпускных ценах предприятий без НДС и акцизов
Слайд 4Понятие и необходимость инноваций
Говоря об инновациях, уместно вспомнить "Diamond concept"
Майкла Портера. Согласно этой концепции, главный залог конкурентноспособности фирмы –
инновационность, то есть способность создавать новые продукты и осваивать новые технологии. "Огранка бриллианта" – соблюдение дополнительных условий: воспроизводимость конкурентных преимуществ, соответствующая конкурентоспособность партнеров и поставщиков, наличие взыскательных клиентов
«….Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы… После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений… Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций».
Портер М.Е. Конкуренция, Издательство «Вильямс», 2002 г. , 495 с.,. ISBN 5-8459-0055-7
Термин "инновация" (нововведение) ввел в научный оборот Й. Шумпетер в 1934 г. Инновациями были названы новые и улучшенные продукты и процессы, новые организационные формы, применение существующей технологии к новым областям, открытие новых ресурсов и открытие новых рынков. К. Фридмен в 1988 г. предложил включить в данное определение социальные нововведения в области технологической политики, учитывая тот факт, что стимулирование инноваций на правительственном уровне (субсидии на проведение НИОКР и налоговые кредиты, политика закупок, система научно-технического образования, патентная политика, меры стандартизации и прочее) играют важную роль в определении ритма и направления технических инноваций внутри национальных границ. Т. Аленн в 1981 г., Р. Нельсон в 1982 и 1984 гг., Р. Ротуэлл и В. Зигвельд в 1981 г. и другие обосновали в своих работах определяющее влияние государственной политики на промышленные нововведения
Слайд 5 Характерными свойствами инновации как товара являются:
новизна – научно-техническая
и рыночная;
реализуемость – производственная и коммерческая;
ресурсоёмкость
Важнейший признак инновации
- новизна потребительских свойств. Техническая новизна играет второстепенную роль.
Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, то есть риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса. В силу неопределенности спроса при инновациях их предложение обычно играет активную, упреждающую роль.
Источники рисков в производстве инновационной продукции (рисунок 1):
новизна (конструкторско-технологической и рыночной).
высокая степень неопределенности при получении результата (работающий образец и наличие рыночного спроса),
особый характер финансирования, то есть риск временного разрыва между затратами и результатами,
сложность в поиске финансовых ресурсов
Специфика инноваций как товара. Источники рисков
Слайд 6Источники инноваций
Одним из условий наличия и успеха инноваций является наличие
самого новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий,
чтобы претворить её в жизнь.
Инициатор инновационного проекта может находиться в различных ситуациях:
«Технологический толчок» (technology push) – при принятии решение об освоении инновации отталкиваются от факта наличия научно-технического задела, делая акцент не на выявленном спросе, а на формировании нового рынка:
акцент не на выявленном спросе, а на формировании нового рынка.
недостаточно средств на продвижение нового продукта.
«Рыночная тяга» (marketing pull) – инициатор опирается на выявленный спрос (имеющийся или прогнозируемый):
акцент на выявленном спросе (имеющемся или прогнозируемом);
при принятии решение об освоении инновации отталкиваются от факта наличия на предприятии научно-технического задела
Слайд 7Источники инноваций
Выделяют следующие источники инноваций:
Неожиданное событие, которым может быть неожиданный
успех, неожиданная неудача;
Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и
её отражением во мнениях и в оценках людей;
Изменение потребностей производственного процесса;
Изменения в структуре отрасли или рынка;
Демографические изменения;
Изменения в восприятии и в ценностных установках;
Новые знания, научные и ненаучные.
Побудительные мотивы к инновациям подразделяются на внутренние для инновационного предприятия (ИП) и внешние.
Внутренний стимул можно подразделить на субъективные и объективные.
объективная причина, например, это замена устаревшего или вышедшего из строя оборудования.
субъективная причина стремление группы талантливых сотрудников реализовать свой творческий потенциал
Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой компании и в некоторых случаях играет решающую роль в принятии решения об инновациях.
Внешние стимулы инновационной активности — активизация конкурентов, снижение конкурентоспособности продукции, изменение в структуре рынков, социально-экономические изменения, экономическая политика государства.
При неразвитости рыночных отношений, тем более в условиях экономического кризиса, решающим стимулом к инновациям могут выступать стимулы внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства.
Слайд 8Препятствия к инновациям
Инновационный менеджмент - процесс управления кардинальными изменениями в
продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности
– процесс управления инновационной деятельностью.
Нет ничего труднее, опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому
Н. Макиавелли
Слайд 9Инновация деятельность
Инновационная деятельность – творческая и производственная деятельность человека,
направленная на создание (разработку) и внедрение нововведений, осуществление которой требует
определенных затрат (инвестиций) в науку и в основной капитал.
Коммерциализация новшества – процесс выведения новшества на рынок
Инновационный процесс – это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта.
Инновационный процесс, это последовательное доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Он объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление – от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Основные отличительные особенности инновационного процесса как инвестиционного:
стадийность;
разный (качественный) состав участников на разных стадиях;
длительность инвестиционного цикла ИП;
характер и уровень инвестиционных рисков на разных стадиях ИП;
барьеры (уровень) при переходе ИП от низших стадий к высшим.
Инновационный проект – намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенному времени система работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием исполнителей, используемых ресурсов и их источников.
Инновационный проект – организационно-технологическая схема работ по освоению и распространению новых видов продукции или технологий.
Для инновационного проектирования характерно рассмотрение работ и мероприятий всего жизненного цикла научно-технического проекта (НТП), начиная от концептуального этапа — НИР, далее ОКР, производство, эксплуатация. При этом учитывается и капитальное строительство, если оно необходимо для обеспечения названных этапов жизненного цикла (рисунок 4).
Жизненный цикл инновационного проекта – полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности всеми исполнителями проекта. Жизненный цикл проекта охватывает все стадии его воплощения — от появления замысла, проведения НИОКР, подготовки производства и непосредственного производства продукции до ее реализации. В него может входить послепродажное обслуживание, эксплуатация, и даже утилизация продукта. Жизненный цикл проекта характеризуется структурой, составом выполняемых работ и мероприятий, совокупностью исполнителей и заказчиков, контролируемыми событиями.
Слайд 11Необходимость государственного регулирования и стимулирования инноваций
Фундаментальные задачи государства, требующие государственного
стимулирования инноваций:
Задача сохранения/стабилизации. Необходимость выполнения органами исполнительной власти (ОИВ)
своей основной социальной функции - защита коллективов людей.
Задача развития. Необходимость обеспечения адекватных условий для устойчивого поступательного развития территории, при снижении возможных рисков, в т.ч. противодействие кризисным тенденциям в условиях конкуренции
Задача арбитража (регулирование споров)
Эти задачи обостряются условиями:
1. Система ограничений в развитии территории (ресурсные, нормативные, рыночные и пр.), нарастание управленческих и социальных проблем населённых пунктов
2. Ограниченность рыночных механизмов в обеспечении устойчивого поступательного развития территории (отрицательные рыночные экстерналии, наличие общественных товаров, монополии, пр.)
3. Активизация и трансформация глобальной конкуренции за потребителя и ресурсы развития, в условиях ускорения и увеличения ресурсных потоков по причинам:
Развитие транспортных коммуникаций
Формирование «Информационного общества» - развитие информационных коммуникаций, информационной открытости, информированности общества,
Формирование «Общества потребления» - стремление на территории дающие больше жизненных благ
Социально-экономические трансформации территорий – значительное расслоение территорий по комфортности проживания, по уровню благосостояния, образованности, экологии и пр.
4. Технологические изменения в т.ч. развитие технологий 6-го уклада (био, нано, ИКТ, 3D)
5. Необходимость преодоления последствий социально-экономического кризиса 1990-1999 гг и снижения отставания в социально-экономическом развитии от уровня ведущих стран
6. Необходимость обеспечения единства страны при учёте территориальных особенностей и требовании сбалансированности развития
Слайд 12Методы и инструменты государственного регулирования инноваций
Слайд 13Методы и инструменты государственного регулирования инноваций
Слайд 14Методы и инструменты государственного регулирования инноваций
Слайд 16Методы и инструменты государственного регулирования инноваций
Слайд 17Методы и инструменты государственного регулирования инноваций
Слайд 18Методы и инструменты государственного регулирования инноваций
Слайд 19Региональная система поддержки инноваций
Слайд 20Финансовая поддержка инновационной деятельности
Слайд 21Решение кадровых вопросов инновационной сферы
Слайд 22Центры молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ)